Узнаваемый вид на площадь Чапаева в Самаре по праву считается визитной карточкой города.
А в конце XIX века площадь логично называлась Театральной. Из всех элементов нынешнего архитектурного ансамбля кроме самого театра тогда можно было видеть деревянный дом дворянина Поплавского, построенный Александром Щербачевым (ул. Фрунзе, 171), дом Ивановых (ул. Фрунзе, 175), дом В.Г. Петровой (ул. Фрунзе, 177) и колокольню Иверского женского монастыря.
Угловые участки на перекрестке Саратовской и Почтовой (Фрунзе и Шостаковича) вообще не были застроены, за исключением того, на котором сейчас находится корпус Института культуры.
Но тогда там стояло одноэтажное деревянное здание 1-го приходского училища.
В 1915 году архитектор Платон Шаманский построил на этом месте двухэтажную резиденцию губернатора.
А уже в 1932 году Петр Щербачев надстроил здание до пяти этажей в стиле модного тогда конструктивизма. В то время там находился облисполком и обком партии.
В 1908 году на участке Кичаевых слева от дома дворянина Поплавского началось строительство трехэтажного каменного особняка в стиле модерн по проекту самарского архитектора М.Ф. Квятковского.
По какой-то причине работа остановилась, когда была построена только часть здания высотой в два этажа. Над этим фрагментом и возвели крышу.
Также в 1907 году на углу по диагонали от театра некто Ф. Оболенский построил деревянное здание и открыл там игорный дом. А в 1932-м на этом месте Петр Щербачев воздвиг яркий и талантливый образец конструктивизма. Это был Дом Красной армии (позже штаб ПриВО).
В 1914 году на улице Почтовой по проекту Дмитрия Вернера построен особняк знаменитого самарского пивовара Альфреда фон Вакано (ул. Шостаковича, 3)
А по соседству с особняком в незастроенном углу бывшей усадьбы потомственной почетной гражданки Шумовой (той самой, что в 1918-м была расстреляна в собственном доме ворвавшимися красногвардейцами) Петр Щербачев в 1932 году воздвиг жилой дом крайисполкома.
Потеряв в ходе реконструкций угловую башенку и получив пристрой в другом стиле по улице Фрунзе, здание дожило до наших дней.
А вот полукаменное здание между домом Поплавского и обкомом не сохранилось. На его месте теперь стоит сработанная в 1990-е годы стилизация под модерн. Автор проекта Леонид Кудеров даже дал своему дому имя «Муха» в честь любимого художника, представителя ар-нуво Альфонса Мухи.
О превращении театрального сквера в некрополь в первые годы советской власти я писал в прошлый раз, о памятнике Чапаеву – в позапрошлый. Теперь мне осталось только объяснить смысл словосочетания «параллельная реальность» в названии очерка.
Я имел в виду ту реальность, которая могла бы быть в случае реконструкции площади Чапаева архитектором В.Н. Бузиным в рамках проекта 1-й очереди набережной 1936 года.
Обратите внимание: на рисунке угадывается памятник Чапаеву в центре площади, но театру места уже не нашлось, как и всему остальному, что составляет сейчас ансамбль площади. Все постройки должен был заменить собой сталинский ампир. К счастью, проект не был реализован даже частично.
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Если текст понравился, смело ставьте лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о площади Кирова в Самаре.
Ваш Андрей Макаров