Найти тему
Журнал не о платьях

"Иногда жизнь награждает за увод чужой жены". Судьба смелого мужчины и художника

Источник иллюстрации: ru.wikipedia.org
Источник иллюстрации: ru.wikipedia.org

Неожиданная история стоит за картиной «Приказ об освобождении, 1746» Джона Эверетта Милле. Выставлена в 1853 году

На картине мы видим, как англичане освобождают из тюрьмы шотландского солдата, который был заключен под стражу после подавления восстания якобитов. Приказ об освобождении принесла его жена. Она месяцами ходила по инстанциям, уговаривала, унижалась и наконец вымолила для мужа свободу. Муж бросился к ней в объятия, и видно, что она для него – опора, утешение и спасение. В ней – сила. Так ее написал Милле. Такой он увидел свою будущую жену.

Молодой художник Джон Эверетт Милле (1829–1896) намеревался совершить переворот в искусстве. Он примкнул к братству прерафаэлитов, презиравших все академическое и популярное, написал вызывающее полотно «Офелия» с утопленницей.

Источник иллюстрации: ru.printarcade.net
Источник иллюстрации: ru.printarcade.net

Милле восхищался своим наставником -- знаменитым художественным критиком Джоном Рескином – и был вхож в его дом. Ему нравилась жена Рескина, миловидная и большеглазая Эффи, урожденная Грей (1828–1897). И когда Рескин предложил ему писать с нее героиню картины «Приказ об освобождении», он с радостью согласился. Во время работы над полотном обоюдная симпатия Джона и Эффи превратилась во взаимную любовь.

Эффи Грей. Источник иллюстрации: dailymail.co.uk
Эффи Грей. Источник иллюстрации: dailymail.co.uk

Эффи имела на свою любовь полное право – за шесть лет брака ее мудрый муж ни разу не одарил ее близостью. Великий Рескин объяснял, что плотская любовь без детей – грешна, а рожать ей нельзя, так как роды испортят ее красоту. На самом деле он просто ничего не мог – ни с мужчинами, ни с женщинами. Позже стали подозревать, что его привлекают только юные девочки. Эффи скрывала от родных правду и думала, что так всю жизнь и проживет. Но не вышло – в ее жизнь ворвался страстный Милле. Он был потрясен тем, что посмел полюбить жену наставника, страдал из-за своей «непорядочности» и готов был сбежать из Англии.

Эффи решила взять судьбу в свои руки. Она рассказала правду о своем браке и ему, и отцу. Старый Грей страшно возмутился, потому что мечтал о внуках, и мгновенно созвал комиссию врачей, которые вынесли вердикт – на шестом году брака Эффи все еще девственница. Эффи отважно прошла через шумиху развода. И в 1855 году Джон на ней женился.

Эффи цвела как роза и каждый год рожала по ребенку. Семью следовало содержать достойно. Джон бросил новаторство, взялся за заказные портреты и жанровые сценки. Сколотил миллионное состояние, отлично обеспечил всех своих восьмерых детей и множество внуков, блистал на балах и при дворе. Стал любимцем королевы Виктории и получил из королевских рук титул баронета «за особые заслуги» – невиданное диво для художника! И напоследок в 1896 году его избрали президентом Королевской художественной академии – той самой, которую он так ругал в начале карьеры!

Автопортрет Милле. Источник иллюстрации: ru.wikipedia.org
Автопортрет Милле. Источник иллюстрации: ru.wikipedia.org

Милле ухитрился совместить несовместимое: сперва стал знаменем новаторов, а потом вознесся на вершину славы как академический живописец, обожаемый королевой, ее двором, банкирами и лавочниками. И все потому, что он оказался порядочным мужчиной, который употребил свой гений на пользу семье и детям, а не только своему «высокому духу».

История, которая стоит за портретом Иды Рубинштейн ЗДЕСЬ

Понравилось? Подпишись на наш канал!

Консультант – искусствовед Вита Банга

Автор: Галина Панц-Зайцева (с) "Лилит"