Найти тему

Шомекеи Младшего жуза казахов - потомки великих огузов в казахской степи

Оглавление

Шомекеи издавна проживают на обширных пространствах Западного Казахстана и Приаралья. Этот многочисленный род традиционно кочевал от Урала до Бухары и Ташкента с центром кочевий в Иргизском районе Актюбинской области.

Происхождение Шомекеев вызывает если не споры, то разночтения.

Основной версией является та, где фигурирует древне-тюркское племя Чумугунь, входившее в союз племен Дулу (откуда вышли болгары и казахские дулаты).

В 740 году Чумугунь якобы потерпело поражение от уйгуров, и отошло далеко на запад.

Теория интересная и основана на схожести этнонимов. Но она не дает ответа почему о чумугунях не было известно позже. Вот были-были и пропали! Когда этноним теряется в глубинах истории это говорит о том, что скорее всего он был ассимилирован и принял другое имя.

У автора есть свое мнение о происхождение рода Шомекей племени Алим Младшего жуза.

Я основываюсь на том, что Шомекеи ведут свое происхождение от ассимилированного тюрками-огузами племени монголов - Каи.

Это племя входило в огузский союз Приаралья и в результате внутренних противоречий в объединении ушло в 11 веке на Ближний Восток. Каи стали племенем основателей Османской империи.

Основания:

Во первых тамга Шомекеев схожа с тотемом племени Кай в виде змеи. Тамга казахских Шомекеев изображает извивающуюся змею.

Во вторых одна из более или менее точных легенд о происхождении племени Шомекей есть у российского исследователя А.Левшина

Алексей Ираклиевич Лёвшин (1798—1879) — государственный деятель Российской империи; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного совета. Историк, этнограф, писатель.
Алексей Ираклиевич Лёвшин (1798—1879) — государственный деятель Российской империи; один из теоретиков реформы по освобождению крестьян, член Государственного совета. Историк, этнограф, писатель.
«Чумякейский род Меньшей орды полагает, что он прежде не принадлежал к киргиз-казахам… и получил своё название от хана своего Чумякея, который во вражде с Чингисом отложился от него и пришел с приверженцами своими в места, ныне занимаемые Средней ордою. Потомок его Аюсрым, завладев окрестностями реки Сарысу, отдал единственную свою наследницу-дочь в замужество за сына Алима (родоначальник Алимулинского поколения), отчего и подданные его соединились с киргиз-казахами».

Между прочим Кете и Шомекей среди племени Алимулы Младшего жуза не считаются своими, а пришлыми.

То есть налицо явная связь с монголами, коими и были Каи.

В третьих окончание этнонима Шомекей Кей явно указывает на принадлежность к племени Каи. Это окончание фигурирует сейчас только у шомекеев и не несет смысловой нагрузки. Однако оно возможно указывает на этническую принадлежность также как имя собственное известного легендарного казахского поэта и философа 15 века Асана Кайгы.

Хотя считается, что Кайгы означает печальный, но по моему мнению оно скорее имеет этническую окраску и указывает на принадлежность к племени Кай, которое часто произносили как Кайыг. Так всегда было принято у степных народов в конце добавлять название своего рода-племени. Так же было и с Шомекеями.

Если интересно. то первая часть этнонима также несет смысловую нагрузку и Шомек в казахском языке обозначает носик у чайника или специальное устройство для того, чтобы младенец мог пописать в бесике (люльке).

Таким образом Шомекеи явно не относятся к тюркам-алтайцам, потомками которых являются остальные роды Алимулы - Каракесеки, Карасакал, Шекты и Торткара. Поэтому они выведены отдельно вместе с также имеющими монгольское происхождение Кете.