"Я бережно собрал все, что удалось мне разузнать об истории бедного Вертера"
Дочитав данное произведение, я пришёл к выводу, что нуждаюсь в его анализе. Данный текст, при прочтение в современных реалиях, вызывает разные чувства. С одной стороны, он как нельзя актуален для современного человека. Стремления Вертера, его размышления об устройстве общества,красоте, успехе, философии - крайне близки этосу людей нынешнего века. Однако, эмоциональность главного героя, его нрав - кажутся нам чем то неестественным. Представ умным молодым человеком, мы видим, как его влюбленность приводит его к истерии. Как он постепенно впадает в депрессию, которая перерастает в манию.
Главная беда Вертера, что он не способен отвлечься от своей мании. Переключиться на что то. Найти смысл в ином. Но не будем забегать вперед.
Мне не хотелось бы много говорить о предыстории романа. О том, что каждый сможет найти в сети. Но кое что стоит обозначить:
Это сентиментальный роман в письмах. Из этого можно сделать два вывода:
1. Роман в письмах очень любопытная форма. Читатель погружается в очень личную историю, которая могла бы, и от части, происходила в реальной жизни. Мы становимся свидетелями переписки Вертера. Но при этом, мы видим лишь его письма, и ближе к концу правки издателя, который записал показания свидетелей последних дней жизни героя.
2. Сентиментальный роман. Стоит понимать, что Гёте относился к литературному движения "Буря и натиск"( Sturm und Drang) 1767—1785 годов. Пьеса Гёте «Гёц фон Берлихинген» (1773 года) даже становиться манифестом данного движения. Основные идеи их литературного направления - это отход от идеалов эпохи Просвещения, когда в центре всего стоял разум. Сторонники "Бури" делают акцент на индивидуальных переживаниях героя, его эмоциях и мыслях. Насколько нам известно, невеста знакомого Гёте, Шарлотта Буфф, не ответила на чувства Гёте, и тот покинул город. Спустя 18 месяцев писатель за 4 недели оформил свой опыт в литературное произведение « Страдание юного Вертера ». Перед нами предстает очень личная история, к тому же написанная в письмах.
Теперь, когда мы разобрались с формой и жанром, следует отступить от информации общеизвестной, и перейти непосредственно к тексту.
Для меня данное произведение интересно, с точки зрения развития мышления человека. Мы видим, как идеи Вертера крайне близки нам и находят отклик в наших сердцах. Но в тоже время, как сильно мы изменились в мелочах. Эмоции героя в современном мире показались бы нам крайне необычными. Характерными скорее для подростка, чем взрослого. Вертер показался бы нам крайне инфантильным.
Для анализа текста, следует отметить структуру романа, описать изменение происходящие с героем и более детально рассмотреть текст произведения.
Если мы спросим о чем данное произведение?
Обозначим ответ грубыми мазками, к которым в дальнейшем будем прописывать детали.
Произведение встречает нас примечанием, в котором кратко говориться, что автор собрал все данные о судьбе своего друга и его трагической участи. Книга первая начинается письмом от 4 мая 1771 года. Забегая вперед скажу, что последние сведения от 20 декабря 1771 года. Данная история хронологически занимает чуть больше семи месяцев.
В первых письмах перед нами предстает радостный, задумчивый, влюбленный в природу герой. Он вырвался от сковывающей его рутины. Выбрал наиболее уединенное место. И как ребёнок, с восхищением и трепетом наблюдает за окружающей его природой.
Что мы видим в начале, и что мы видим в конце произведения?
На первых же страницах, мы видим, что Вертер бежал от светского общества и некой, влюбленной в него Леоноры. О ней нам почти ничего не известно. И герой о ней почти не вспоминает. Но из текста явно следует, что он бежит от её внимания. Что она была в него крайне сильно влюблена.
К чему герой приходит в конце?
Он кончает жизнь самоубийством, из - за неразделенной любви к Лотте.
Теперь же, между двумя этими точками стоит провести линию, соединяющую развитие героя. Показать, что именно привело его к этому.
Грубо можно описать структуру подобным образом:
1. Герой бежит от общества и навязчивого внимания поклонницы в деревню.
2. Он наслаждается красотой и местным обществом. Старается погрузится в сельскую жизнь - " Душа моя озарена неземной радостью, как эти чудесные весенние утра, которыми я наслаждаюсь от всего сердца. Я совсем один и блаженствую в здешнем краю, словно созданном для таких, как я. Я так счастлив, мой друг, так упоен ощущением покоя, что искусство мое страдает от этого".
3. Он очень близко воспринимает описание любви слуги к своей хозяйке.
4. Он знакомится с Лоттой, девушкой которой он приписывает все самые лучшие качества.
5. Он надеяться, что не смотря на статус невесты другого - девушка ещё способна полюбить его.
6. Осознавая невозможность быть с ней, Вертер испытывает острое потрясение и пытается забыться, погрузившись в рутинный труд.
7. Рутинный труд выматывает героя. Он не приносит ему счастья.
8. Заточение зимой приводит героя к мысли об оставленной девушке, а новость о её женитьбе с другим вызывает новую волну чувств. Вертер бросает службу и возвращается в село, где живет его возлюбленная.
9. Изменения в данной деревне производят на него удручающие впечатление. Он больше не чувствуют вдохновения. Он не узнает ярких мест.
10. Герой ассоциирует себя с другими. Он встречает вновь слугу, которого изгнала госпожа по настоянию родственника и не позволила ему быть рядом. Также герой ассоциирует себя с помешанным. Он встречает его на пляже, зимой, когда тот ищет цветы для своей королевы. Как Вертер выясняет - сумасшедший работал секретарем у отца Лотты и был так сильно влюблен в неё, что тронулся рассудком.
11. Его терзает поведение Лотты. Она то заигрывает с ним, то отталкивает. Что вызывает в герои противоречивые реакции. Он не способен понять, как вести себя.
12. Слуга убивает госпожу, которую так сильно любил. Это глубоко потрясает Вертера. Он вновь воспринимает эту ситуацию слишком близко.
13. Вертер читает Лотте отрывок из романа, что потрясает их обоих. Он целует её, а она окончательно отвергает его.
14. Герой, не способный найти решения, не способный отвлечься, доведенный до острого психоза, решается на самоубийство.
И тут интересно взглянуть на образ Лотты. Не смотря на романтический посыл произведения, Гёте пишет совсем не романтическую особу. Он очень тонко и в тоже время откровенно описывает девушку, которая пользуется своей красотой и влюбленными в неё поклонниками, при этом не давая оценок. Лотта обручена с Альбером. С человеком, который поддерживал её в самый трудный этап её жизни. Однако она флиртует с Вертером. Что дает возможность предполагать, что с обезумевшим секретарем была схожая история. Не смотря на свою женитьбу, она не хочет отпускать Вертера и изыскивает пути оставить его около себя. Женить его на одной из подруг. Но из - за желания обладать им, она не способна найти ни одной, к кому бы не ревновала и считала бы достойной заменой себе. И зная, что Вертер не раз говорил о желании покончить с собой. Зная о его состоянии после ссоры - именно она дает пистолеты его слуге. Именно она вкладывает оружие в руки Вертера. Один разговор с Альбером, который безусловно мог бы привести к ссоре, но все же спас бы жизнь Вертера. Данная героиня не прописана негативной, но мне она видеться такой. Мне она кажется ключевой персоной, которая негативно влияет на героя и доводит его до суицида. Именно её поведения приводит столь не стабильного человека, к столь раковому выбору. Конечно же, в купе с его восприимчивостью и факторами во внешней среде.
От огромной любви, к ужасной депрессии приходит герой данного произведения. И мы являемся свидетелями его страдания. И все же, мне хотелось бы отстраниться от основной линии произведения, от идеи губительной формы любви, гинопасхата. Мне хотелось бы разобрать идеи Вертера, которые во много остаются актуальными и до сих пор. Думаю, для этого необходимо рассмотреть отрывки из текста и проанализировать их суть:
" Многим уже казалось, что человеческая жизнь — только сон, меня тоже не покидает это чувство. Я теряю дар речи, Вильгельм, когда наблюдаю, какими тесными пределами ограничены творческие и познавательные силы человека, когда вижу, что всякая деятельность сводится к удовлетворению потребностей, в свою очередь имеющих только одну цель — продлить наше жалкое существование, а успокоенность в иных научных вопросах — всего лишь бессильное смирение фантазеров, которые расписывают стены своей темницы яркими фигурами и привлекательными видами. Я ухожу в себя и открываю целый мир! Но тоже скорее в предчувствиях и смутных вожделениях, чем в живых, полнокровных образах. И все тогда мутится перед моим взором, и я живу, точно во сне улыбаясь миру. "
Идея нереальности мира и в правду актуальна для многих культур, философских и эзотерических учений. В данном отрывке, мы наблюдаем как остры субъективные переживания героя. Любопытно, как точно Гёте подчеркивает работу нашего мозга. За сотни лет, до того как нам станет известна бездна вещей о нас и нашей психики. Но, думаю именно этим фрагментом Гёте бросает вызов устоям эпохи Посвящения.
" Все ученейшие школьные и домашние учителя согласны в том, что дети не знают, почему они хотят чего-нибудь; но что взрослые не лучше детей ощупью бродят по земле и тоже не знают, откуда пришли и куда идут, точно так же не видят в своих поступках определенной цели, и что ими так же управляют при помощи печенья, пирожного и розог, — с этим никто не хочет согласиться, а по моему разумению, это вполне очевидно. "
В данном отрывке, мы опять таки видим, что даже в сознательном возрасте, мы не полноправные владельцы себя. Во многом, нами управляют противоречивые установки и желания. А многие социальные институты, зная нашу особенность, манипулируют нами, заставляя при помощи чувства вины, подкупа, награды или угроз исполнять свою волю.
" Спешу признаться тебе, помня твои взгляды, что почитаю счастливцами тех, кто живет не задумываясь, подобно детям, нянчится со своей куклой, одевает и раздевает ее и умильно ходит вокруг шкафа, куда мама заперла пирожное, а когда доберется до сладенького, то уплетает его за обе щеки и кричит: «Еще!» Счастливые создания! Хорошо живется и тем, кто дает пышные названия своим ничтожным занятиям и даже своим страстишкам и преподносит их роду человеческому как грандиозные подвиги во имя его пользы и процветания. Благо тому, кто может быть таким! Но если кто в смирении своем понимает, какая всему этому цена, кто видит, как прилежно всякий благополучный мещанин подстригает свой садик под рай и как терпеливо даже несчастливец, сгибаясь под бременем, плетется своим путем и все одинаково жаждут хоть на минуту дольше видеть свет нашего солнца, — кто все это понимает, тот молчит и строит свой мир в самом себе и счастлив уже тем, что он человек. И еще тем, что, при всей своей беспомощности, в душе он хранит сладостное чувство свободы и сознание, что может вырваться из этой темницы, когда пожелает. "
Мы во многом ведем мещанский образ жизни, который с одной стороны нам очень необходим. Но с другой стороны, осознавая его бесцельность, мы стараемся вырвать из его ограничений. Но как мы видим, данные попытки довольно тщетны.
" Все на свете самообман, и глуп тот, кто в угоду другим, а не по собственному призванию и тяготению трудится ради денег, почестей или чего-нибудь еще".
Как характерна природа человека, и наша эпохой в этом отрывке. Люди создали себе мираж Успеха. Гоняться за новыми вещами. Лишь для того, чтобы показать свою состоятельность. Люди занимаются не пойми чем, только ради денег и потешить свое тщеславие. Как мелок был и есть человек. И удивительно, что сотни лет, он не сильно изменился. Все также живет в самообмане и пытается других людей, находящихся вокруг него вовлечь в эти фантомы.
" Только вот что, друг мой! На свете редко приходится решать, либо да, либо — нет! Чувства и поступки так же многообразны, как разновидности носов между орлиным и вздернутым. Поэтому не сердись, если я, признав все твои доводы, тем не менее попытаюсь найти лазейку между «да» и «нет»".
Данный отрывок очень хорошо соотноситься с творчеством моего любимого писателя, Германа Гессе. В "степном волке" Гарри находит шахматные фигуры. И я вижу в этом продолжение творчества Гёте.
Проявления нашей натуры, нашего этоса - удивительно многообразны. Каждый человек переменчив, подвержен метаниям и его личность невероятно богата. Хоть в современном мире - человек полностью разучился уделять внимание себе.
" Мы очень податливы на первое впечатление и готовы поверить всему самому неправдоподобному, оно сразу же прочно внедряется в нас, и горе тому, кто сделает попытку вытравить или искоренить его! "
Многие люди и правды склонны доверять первым впечатлениям. Мне никогда не хватало одного раза. Для меня всегда были важны детали и глубокая реконструкция образа человека, событий, произведения, хода мысли.
" Передо мной словно поднялась завеса, и зрелище бесконечной жизни превратилось для меня в бездну вечно отверстой могилы. Можешь ли ты сказать: «Это есть», — когда все проходит, когда все проносится с быстротой урагана, почти никогда не исчерпав все силы своего бытия, смывается потоком и гибнет, увы, разбившись о скалы? Нет мгновения, которое не пожирало бы тебя и твоих близких, нет мгновения, когда бы ты не был, пусть против воли, разрушителем! Безобиднейшая прогулка стоит жизни тысячам жалких червячков; один шаг сокрушает постройки, кропотливо возведенные муравьями, и топчет в прах целый мирок".
На мой взгляд, это один из важнейших фрагментов. Человек по природе своей склонен к разрушению. В нас есть некая дикость. Некая мания разрушить что то. Для этого, достаточно лишь немного понаблюдать за детьми. И, также мы живем мгновениями. Абсолютно погружены в него. Нас мало волнует, что мы несем в мир. Как наши действия, даже самые незначительные несут за собой последствия. Мы даже не думаем о внутреннем значении действий, которые нам кажутся самоочевидными.
Люди не придают значения тому, что они являются частью живой природы. Мы очень сильно оторваны от мира. И в наше время, намного сильнее, чем во времена Гёте.
" Мы на каждом шагу чувствуем, как много нам недостает, и часто видим у другого человека то, чего лишены сами, приписывая ему свои собственные качества, с несокрушимым душевным спокойствием в придачу. И вот счастливое порождение нашей фантазии готово. Зато когда мы неуверенно и кропотливо, с трудом пробиваемся вперед, то нередко обнаруживаем, что, спотыкаясь и плутая, мы забрались дальше, чем другие, плывя на всех парусах, и тут, поравнявшись с другими или даже опередив их, испытываем чувство подлинного самоутверждения".
В данном фрагменте автор показывает, что мы, по сути - общаемся не с людьми. Мы общаемся с нашими представлением о них. Приписывая им, те качества, которые чаще характерны нам. Мы создаем образ человека и говорим с ним. Вот почему Вертер, приписав окружающим определенные качества, не способен отвлечься от Лотты. Но взгляни он на неё по иному, поразмыслив над ней, пообщавшись глубже - он испытал бы явное разочарование.
Для всех людей характерно сравнивать себя с окружающими. Нам трудно иногда оценить свои достижения. Мы бываем либо предвзяты к себе, либо наоборот излишне самоуверенны. Сравнивая себя со своим окружением, мы и в правду тешем свое эго. Но в тоже время находим внутреннее утешение.
" Порой жизнь снова хочет улыбнуться мне, — увы, лишь на миг! Когда я забудусь в мечтах, у меня против воли возникает мысль: что, если бы Альберт умер? Тогда бы я и она… И я гонюсь за этой химерой, пока она не приводит меня к безднам, от которых я отступаю с содроганием."
Как часто нам кажется, что если бы не обстоятельства - то все в нашей жизни сложилось бы именно так, как мы хотели. И смерть нашего врага, либо разрушение препятствия гарантирует нам желанный успех. Но как наивна эта мысль. Не будь Альбера, могли быть другие поклонники, или обстоятельства. Альтернативные события, предполагают альтернативные предпосылки. Которыми мы не располагаем.
Или же нет? Быть может беспринципность позволила бы Вертеру изменить себя и свою жизнь?
" Да, мне ясно, дорогой мой, мне ясно и с каждым днем все яснее, что жизнь одного человека значит мало, почти ничего не значит... «Что ты значишь для этого дома! Рассуди здраво. Друзья чтут тебя! Они видят от тебя столько радостей, и сам ты как будто не мог бы жить без них; и все же — уйди ты, покинь их круг, ощутили бы они, и надолго ли ощутили, пустоту в своей жизни от разлуки с тобой? Надолго ли?» Ах, такова бренность человека, что даже там, где он по настоящему утверждает свое бытие, где создается единственно верное впечатление от его присутствия, — в памяти и в душе его близких, даже и там суждено ему угаснуть, исчезнуть — и так быстро!"
Значим ли мы что то для окружающих? Исчезнем ли выпав из их поля зрения? Что мы значим для другого человека, и значим ли вообще хоть что то? Вертер чувствует это одиночество. Чувствует, что он перестанет существовать для близких, если перестанет им постоянно напоминать о своем существовании. И не стань его - пройдет время, и никто не вспомнит его. Таковы мысли героя.
" А я, увы, слишком ясно понимаю, что вся вина во мне самом, — впрочем, какая там вина! Все равно, во мне самом источник всяческих мучений, как прежде был источник всяческого блаженства. "
Как верно подмечено, что именно сам человек является источником своего отношения к миру. Очень стоическая мысль. С другой стороны, в самом романе, мы видим ряд внешних факторов, которые приводят героя к его состоянию. Он не делал ничего, чтобы изменить свое отношение и по иному взглянуть на вещи. Мог ли он? Мог ли Вертер, не мыслить как Вертер?
" Порой я говорю себе: «Твоя участь беспримерна!» — и называю других счастливцами. Еще никто не терпел таких мучений! Потом начну читать поэта древности, и мне чудится, будто я заглядываю в собственное сердце. Как я страдаю! Ах, неужто люди бывали так же несчастливы до меня? "
С одной стороны, мы видим в данном отрывке - как сильно мы переоцениваем свои страдания. Нам кажется, что происходящие с нами - настоящий хтонический ужас, и раньше такого ни с кем не было.
На самом деле это очень вредное заблуждение. Мы очень эгоистичны и капризны. Склонны преувеличивать события. Нагнетать свою психику. Прокручивать обиду снова и снова.
Также, в этом отрывке заметна интересная идея. Что то, что мы переживаем, или то- что мы думаем, уже с кем то было.
" Ты не чувствуешь, не понимаешь, что в твоем сокрушенном сердце, в твоем смятенном уме — причина всех горестей, и ни один король на свете не поможет тебе. "
И вновь мы видим мысль, что каждый человек является источником всех радостей, и горестей. Но Вертер ничего не делает с этой идеей. Он слишком влюблен. Он буквально теряет возможность осмыслить происходящее с ним. И если сентиментальная литература ставит на первый план чувства человека, она не позволяет ему их прочувствовать и осмыслить. Быть может, именно в этом отличие с экзистенциальной литературой?
" Нельзя срывать плод, пока он не созрел. А за две недели многое решится. "
Вертер конечно же говорит о своем намерение покончить с собой. Но эта мысль относиться ко многим сферам жизни. Мы не можем принять решение, действовать, пока не созреем. Пока не переживем некий опыт внутри себя.
Конечно, сжатый форматом эссе я не хочу глубоко анализировать состояние героя. Ведь для этого достаточно просто прочесть сам роман, чтобы увидеть - как герой все больше впадает в депрессию и все сильнее страдает от невозможности реализовать свои желания. Чувствует вину за любовь, и за сексуальное влечение. И единственный выход, который находит изнуренный разум Вертера - это смерть. Но все же, приведу самые яркие моменты, в большей мере относящиеся ко второй части произведения:
" Он приучился видеть только мрачные картины, и мысли его были одна беспросветнее другой. "
Так характеризует Вертера автор. Герой и правда мыслит негативно. Он склонен к максимализму. И заостряет свое внимание только на плохом. Видит картину слишком однобоко.
" Вертер оказался в меньшинстве и, глубоко удрученный, отправился домой, после того как амтман несколько раз повторил: «Ему нет спасения!» Как сильно он был потрясен этими словами, видно из записочки, найденной среди его бумаг и относящейся, очевидно, к тому же дню: «Тебе нет спасения, несчастный! Я вижу, что нам нет спасения». "
Герой слишком близко воспринимает историю преступника. Он ассоциирует себя с ним. И слова направленные в адрес висельника, принимает на свой счет.
" Дорогой Вильгельм, я сейчас уподобился тем несчастным, о которых говорили, что они одержимы злым духом. Временами что-то находит на меня: не тоска, не страсть, а что-то непонятное бушует внутри, грозит разорвать грудь, перехватывает дыхание! Горе мне, горе! В такие минуты я пускаюсь бродить посреди жуткого, в эту неприветную пору, ночного ландшафта. "
Вертер не находит себе места. Он объят противоречиями. С одной стороны он любит Лотту, хочет быть с ней, ненавидит Альбера. С другой стороны - он не смеет нарушить их отношения, ценит дружбу с ними и желает им счастья. Он и в праву одержим противоречиями.
В записях Вертера, мы обнаруживаем его навинчиваю идею о смерти, как единственном выходе:
"... Поднять завесу и скрыться за ней! Вот и все! К чему же мешкать и колебаться? Потому, что мы не знаем, каково там, за этой завесой? И потому, что возврата оттуда нет? И еще потому, что нам свойственно предполагать хаос и тьму там, где все для нас неизвестность». "
Все неизвестное и в правду кажется нам хаосом, неправильным и злым. Но в данном отрывке, мы видим человека - который даже не пытается найти иной выход.
"Вертер весь дрожал, сердце его разрывалось, он поднял листок и, задыхаясь, стал читать:
«Зачем же ты будишь меня, о веянье весны? Ты ластишься и говоришь: „Я окроплю росой небес!“ Но близок для меня час увяданья. Близка та буря, что оборвет мои листья. А завтра он придет, придет тот странник, который знал меня в моей красе. Повсюду будет он искать меня взглядом и не найдет меня…» "
" Тесно теперь твое жилище! Мрачен тот край, где ты обитаешь! Тремя шагами могу я измерить могилу того, кто был некогда так велик! Четыре камня, увенчанные мхом, — вот единственная о тебе память! Дерево без листьев да шуршащая под ветром высокая трава укажут охотнику могилу героя Морара. "
Чем бы мы не обладали при жизни, все это сведется к этому жилищу.
Но вспомним, что было в начале. Как Вертер предсказал свою судьбу, на первых же страницах романа. И как он не смог применить глубинное знание о жизни, к самому себе. Ведь оказавшись вовлеченным в происходящие, он полностью утратил контроль:
" Конечно же, ты прав, мой милый, люди, — кто их знает, почему они так созданы, — люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим "
Поговорим теперь об основных идеях романа:
1. Жизнь - это сон. Она субъективна, не реальна и зачастую абсурдна
2. Человек воображая и преувеличивая свои проблемы - губит себя
3. Человек ограничен и вся его жизнь сводиться к удовлетворению базовых потребностей.
4. Мы не знаем и не понимаем источник своих желаний
5. Нами манипулирует, сажая на разные крючки
6. Мы обманываем сами себя и предаем напускную серьезность глупым вещам
7. По любым вопросам не может быть однозначного ответа. Мир не делиться на белое и черное.
8. Личность человека не нечто монолитное, высеченное в мраморе. Это скорее непрерывный процесс.
9. Для нас важно первое впечатление. Мы создаем некий образ человека, или явления, и удивляемся - если он не соответствует нашим ожиданиям.
10. Мы непрерывно оказываем влияние на мир, часто не осознавая своего пагубного воздействия.
11. Мы склонны приписывать другим людям свои качества
12. Сможет ли смерть другого человека принести нам счастье?
13. Память о нас может умереть быстрее, чем мы. Мы ничего не значим для нашего окружения, если постоянно им не напоминаем о себе.
14. Человек является источником своих бед и наслаждения.
15. То, что с нами происходит, уже с кем то происходило.
16. Идеи пришедшие к нам в голову, уже кому то принадлежат
17. Всему свое время
18. Для всего нужно созреть. Чтобы стать кем то, нужно пройти определенный путь. Важен не статус, а опыт.
Данное эссе - глубоко субъективный взгляд на данное произведение. Я никому не пытаюсь навязать своё восприятие, и возможно люди видят и ценят его за другое. Для меня это произведение крайне близко, хотя я и не понимаю до конца, того эффекта, что оно оказало на современников.
Про эффект Вертера известно сейчас практически всем. На сколько сильно в нас желание подражать кому то. В детстве мы подражаем родителям, потом кумирам. И вот к чему приводит данное стремление. Механизм, направленный первоначально на освоение в обществе и приобретение полезных навыков.
Также, видя себя в обстоятельствах, схожих с обстоятельствами какого либо произведения, или биографии - мы склонны повторять известный нам выход. Конечно моральная сторона самоубийства должна быть обсуждена отдельно. Но не стоит убивать себя, в попытки подражать кому либо.
Что именно толкает людей кончать жизнь с собой?
Вертер, обладая таким богатым жизненным опытом, мог выбрать иной конец. Но он по праву был слишком юн. Да и страдания свои чрезмерно преувеличил. Вот о чем данное произведение, на мой взгляд.
В конце мы видим, что смерть Вертера делает всех героев чрезвычайно несчастными. И лишила самого Вертера, преодолеть период страдания, и получить наслаждение от своей жизни.
Для чего я пишу данное эссе?
Прежде всего для осмысления прочитанного. Препарирование текста помогает взглянуть по иному на прочитанное. И выделить те элементы, что зачастую остаются нами неосознанными. Проговаривать стоит все, даже самые очевидные вещи.
Библиографический список:
1. Гёте, "Страдание юного Вертера"
2. Аникст А. А. Творческий путь Гёте. — М.: Художественная литература, 1986.