Как Москва – это не Россия, а город – не деревня, так деревня рядом с которой проходит федеральная дорога – это не деревня в глубинке, а таких деревень в России огромное количество.
Во время велоэкспедиции по Томской области мы забурились вглубь леса, где на проселочной дороге были видны свежие медвежьи следы, а зайцы разбегались в разные стороны и доехали до полузаброшенной деревни под названием Кирек, которая находится в 77 километрах от Томска и в 37 километрах от федеральной трассы. С 1977 года деревня официально является нежилой.
Дорога до деревни была достаточно экстремальная, мы то и дело перетаскивали велосипеды по обочине, объезжая огромные лужи, а машине сопровождения (а это на минуточку был УАЗ «буханка») в какой-то момент и вовсе пришлось развернуться и поехать в объезд по другой дороге. Местные тут проезжают, но для этого нужно знать каждую лужу, чтобы не встрять посреди леса.
Деревня была основана в 1864 году и стоит на берегу красивого Кирекского озера, которое объявлено памятником природы. Видно, что когда-то деревня была достаточно большой. Это заметно по количеству оставшихся и заброшенных домов. По данным переписи 1926 года деревня имела 54 двора, сейчас же здесь осталось всего несколько жилых домов, да и в тех люди не живут постоянно, а приезжают летом вести хозяйство, видимо дома им достались по наследству.
В середине деревни возвышается красивая деревянная мечеть, а это значит, что деревня татарская. Мечеть была закрыта и по словам местных жителей закрылась она совсем недавно после того как умер местный мулла, а до этого он там жил. Она была построена коренным населением в 2004 году методом народной стройки, а до этого на этом же месте стояла старая мечеть.
Я был очень удивлен и совсем не ожидал, что в Сибири есть целые татарские деревни. Позже выяснилось, что здесь с давних пор проживают так называемые томские татары, исповедующие ислам. В Википедии сказано, что это остатки некогда могучего Сибирского ханства. Их не много, но они делятся еще на несколько национальностей: калмаки, чаты, эуштинцы. Некоторые из них татарами себя не считают.
Видя такие деревни, становится немного грустно, что все это потихоньку умирает, гниют дома, разрушаются древние церкви и мечети, уходит целая эпоха. Пока еще есть возможность увидеть своими глазами подобные деревни, но их становится все меньше и меньше, а добраться до них с каждым годом все труднее и труднее.
—————
Подписывайтесь на мой канал, а также на инстаграм @antonbelo