Я помню как увидел первый анонсирующий трейлер к The Last Of Us Part 2. Тот самый, где Элли играла на гитаре. Там не было ЛГБТ-поветки, не было подробностей или каких-то базовых деталей сюжета, не было известно практически ничего. Кроме того, что игра является явным продолжением первой части и Элли будет играть в нем важную роль. И уже тогда я чувствовал что-то неладное в этом анонсе, что-то было явно не так. Пока большинство людей радовалось продолжению одной из самых лучших игр в истории - я в это время осознавал, что скорее всего все не пройдет гладко, история не сможет превзойти первую игру, а главное, чего я боялся, что вторая часть может даже испортить первую.
Дело в том, что первая часть заканчивается на очень спорной и неопределенной сцене. Джоэл совершает выбор спасти Элли от смерти, который с одной стороны является полностью обоснованным, эмоционально понятным, и я убежден, что большинство людей в данной ситуации поступили бы также. Однако с другой стороны, с точки зрения рационального мышления, Джоэл обрекает все человечество на существование без вакцины. И сверху на это все накладывается то, что в процессе спасения, он убивает несколько человек, а также врет Элли о случившемся, о чем она, в глубине души, догадывается. И это создает очень неприятное чувство внутри. Вроде как оба главных героя выжили и все хорошо, но нет ощущения хэппи энда. Наоборот, ты чувствуешь, что это очень тяжелая и драматичная концовка.
Но если знать, что в этой истории будет дальше - это может повлиять на нашу оценку выбора Джоэла, склонить чашу весов в ту или иную сторону. А что если Элли на следующей же день после этого умрет от того что ее разорвали щелкуны? Как предупреждала нас Марлин. Это создаст одно ощущение. А что если человечество найдет вакцину без Элли или вообще без вакцины сможет побороть эту проблему спустя пару десятков лет? Это создаст совершенно другое ощущение. Что бы ни случилось потом - это так или иначе повлияет на наше восприятие концовки первой части, чего лично я совсем не хотел.
Поэтому новость о продолжении я воспринял с неким скепсисом. Однако продолжал следить за новостями.
И вот выходит знаменитый трейлер на E3. C поцелуем Элли и Дины. Трейлер неплохо так разжег споры в интернетах на тему ЛГБТ-повестки и потихоньку начал делить фанатов игры на разные лагеря.
Лично я сам не имею особых проблем с ЛГБТ-персонажами, однако не могу избавиться от ощущения явной показушности. Трейлер как бы кричит - "Посмотрите, какие мы прогрессивные! У нас есть лесбиянки! Покупайте нашу игру!". То есть отношения Элли и Дины не имеют ничего общего с инклюзивностью, а используются как инструмент для рекламы. И вот с этим у меня как раз проблемы есть. Более того, как оказалось позже, у самих представителей ЛГБТ с этим нашлись проблемы. Однако это все еще не повод не покупать игру и все это понимали. Споры насчет ЛГБТ лишь больше увеличивали популярность игры.
Но тут произошло страшное. УТЕЧКИ! Кто-то внутри компании слил важные сюжетные повороты, подкрепив роликами из игры. И картина сюжета по этим данным не внушала никакого доверия. Люди были огорчены и опечалены. Потому что они ждали от этой игры очень многого, а получили точно не то, чего хотели. Однако действительность готовила удар сильнее. Когда игра наконец вышла, оказалось, что утечки - это еще цветочки. Сама игра оказалась гораздо гораздо хуже! Как же это случилось? Что же в этой игре не так? Об этом и будут мои дальнейшие мысли. Всем, кто все еще по какой-то причине хочет поиграть в игру сам, лучше воздержаться от дальнейшего чтения, так как дальше пойдут сюжетные спойлеры.
Первый момент от которого у всех пригорает - это смерть Джоэла. И даже не сам факт смерти, а то КАК это было сделано. Джоэла убивают уже через 2 часа после начала игры, его убивает новый и неизвестный персонаж по имени Эбби - огромная массивная мускулистая женщина, которая стреляет ему в колено из дробовика и после долго избивает клюшкой для гольфа, пока в конце концов не разбивает ему голову. При этом в этот момент мы не знаем ЗА ЧТО она его так? Почему? Кто она такая? Чем Джоэл заслужил такую мучительную и жалкую гибель? Но даже когда мы узнаем ответ - он не кажется удовлетворительным.
Оказывается, что Джоэл пока спасал Элли, убил отца Эбби, того самого врача что должен был вырезать кордицепс из мозга Элли и сотворить вакцину. Что конечно печально, но не заставляет хоть как-то сопереживать Эбби. Особенно если брать в расчет, что я его даже не убивал! Дело в том, что сцена показанная во второй части, где Джоэл жестоко всаживает нож в горло этому доктору - это не обязательная сцена из первой части. Можно было выстрелить в него из пистолета, можно было всадить ему стрелу в колено и этого бы хватило! Стрела в колене - НЕ СМЕРТЕЛЬНАЯ РАНА, особенно учитывая что там рядом еще двое врачей было. И даже если мы зайдем сейчас в первую часть и окажется что выстрел в колено все равно убивает врача - то это проблема проработки первой игры. То есть вы уже сейчас тыкаете меня в несовершенство первой части и уже делаете ее хуже! А мы ведь только начали! И даже если это опустить - это все равно реткон.
И второй момент - если вы убиваете главного персонажа первой части, любимого, важного персонажа, и хотите чтобы мы сопереживали его убийце и играли за этого персонажа(Эбби - играбельный персонаж, я напомню) - то вы должны сделать ее историю не менее запоминающейся, а причина Эбби для мести Джоэлу должна быть не слабее причин Элли мстить за смерть Джоэла. Но этого не происходит. Даже не близко! Сочувствовать Эбби не выходит при всем желании. То есть даже в самых первых сценах она делает все, чтобы вызвать отвращение к себе, так как она убивает Джоэла после того, как он СПАС ее от смерти. Как крыса стреляет ему в колено!
И как вообще Джоэл оказался в такой ситуации? А потому что они с Томми в этой игре представлены как два дурачка, что представились своими настоящими именами первому встречному, да еще и согласились пойти к ним на базу, полностью сбавив защиту и забыв про все меры предосторожности. Джоэл? Среди всех людей? Вы помните, как в первой игре он вдавил педаль в пол и решил переехать человека, которому нужна была помощь, потому что за версту почувствовал ловушку? Что же с ним случилось? А что если группа Эбби - это группа бандитов? В первой части Джексон часто был атакован бандитами. А что если кто-то в группе Эбби укушен и заражен? Джоэл не проверил даже этого и спокойно посадил ее на свою лошадь. Это просто глупость.
И кто-то скажет: "ну зато какая эмоциональная сцена получилась!"
И? Почему это подается как какое-то блестящее достижение сценарной работы? Да, сцена вызывает тонну эмоций. Но ЛЮБОЕ убийство любимого персонажа будет вызывать тонну эмоций, особенно если сделать это внезапно и жестоко. Для этого не нужен талант. Это просто дешевый прием, который любят использовать во всяких сериалах типа Игры Престолов или Ходячих Мертвецов.
Еще абсолютно убойным моментом является то, что Эбби после убийства Джоэла на глазах у Элли и его брата Томми - оставляет обоих в живых и отпускает. Не находите в этом иронию? И нет, она не рассчитывала на то, что они придут за ней, чтобы быть готовой и по какому-то особому кодексу чести принять смерть от их рук. Не-не-не. Она искренне удивляется, что за ней пришли и искренне не понимает, почему они это делают. Она всерьёз полагает, что это неправильно с их стороны.
И самым восхитительным в этом является то, что Джоэл использовался как замануха для игроков. Была куча сцен с ним в трейлерах, и в сценах он был показан постаревшим(как и Элли). То есть создавалась видимость, что он будет играть большую роль в сюжете новой игры, в то время как на самом деле он не играет никакой роли, все сцены из трейлеров - это флешбеки и они там молодые(то есть они подменили модельки!), а в одной сцене даже не ДЖОЭЛ и был! ОНИ ПОЛНОСТЬЮ ПОМЕНЯЛИ ПЕРСОНАЖА НА ДРУГОГО! На Джесси!
И вы думаете, что разработчики слукавили только с этим? О нет. На самом деле лжи было много. Во-первых, Дракманн заявлял, что в игре будет один игровой персонаж и это Элли. Правда же состоит в том, что игровых персонажей двое. Во-вторых, Дракманн заявлял, что игра не будет заставлять тебя хоть где-то убивать собак, но это на самом деле тоже не правда, так как игра ЗАСТАВИТ вас убить одну собаку. Особенно жестоко. Даже если вы не хотите. И что еще смешнее, что позже, игра вас осудит за такое поведение и будет тыкать вас лицом в якобы вашу жестокость.
И это становится другой проблемой. Игра абсолютно линейна, в ней нет никаких выборов. И это само по себе не является чем-то плохим, я не имею ничего против линейных игр. Однако она заставляет вас совершать огромное количество ужасных вещей, которые вы может делать и не хотите и не стали бы. А затем не дает вам совершить единственную вещь, которую вы как раз хотели сделать всю игру - убить Эбби. В итоге ты теряешь всякую связь с персонажем, за которого играешь, что в свою очередь лишает смысла игру за этого персонажа.
И непонятно какой смысл вообще в игре. Какую идею пытались нам протолкнуть и какую мораль? Потому что правда состоит в том, что какую бы мораль вы не уловили в этой истории - в игре найдутся противоречия.
Мысль, что месть это плохо? И что в процессе можно легко потерять себя и все что тебе дорого? Ну классно, ведь Эбби, движимая 4 года слепой местью, как раз достигла чего хотела, да еще и получила вторую жизнь с Левом! Лишь Элли потеряла все...а она ведь даже не свершила свою месть!
Дракманн говорил, что хотел показать две зеркально-противоположные истории. Историю о падении Элли, разрушении ее как персонажа, вместе с историей Эбби, которая наоборот пытается после мести вернуться к нормальной жизни. Но это тоже не работает, так как Эбби как была куском говна всю игру, так им и осталась. Ты не сопереживаешь ей вначале и не переживаешь за нее в конце. Потому что она продолжает совершать безумные ужасные поступки и показывать свою истинную натуру.
Достаточно просто вспомнить, с каким удовольствием она собиралась перерезать глотку Дине, особенно узнав, что она беременна. Элли за свой дабл-кил беременной Мэл - хотя бы чувствовала вину.
Но по правде говоря, оба главных героя - редкостные твари. Что особенно обидно в случае Элли, так как она совершенно не похожа на себя из оригинальной игры. В ней не осталось ничего из того, за что мы ее любили в первую очередь. И если вы сейчас спросите меня, как бы я поступил с Элли в конце первой игры...то зная, во что она вырастет - я бы пожертвовал ей, не думая. Что еще раз делает концовку первой части хуже, чем она была. Ну а про Эбби я вообще молчу. И какой кстати был смысл делать ее такой большой? Каким образом она так накачалась? Внатураху женщина никогда не достигнет таких объемов. И даже если нашла стероиды и решила присесть на них, то в чем был смысл? Зачем ей было так качаться? Ради мести Джоэлу? Ну так ты выстрелила ему в колено с дробовика и забила клюшкой для гольфа. Будучи окруженной целым отрядом из своих дружков. Не похоже чтобы ты дралась с ним mano a mano и в твоих банках была бы хоть какая-то польза. Плюс качаться на объем и качаться на силу - это не одно и то же. В общем, я нахожу это достаточно странным решением.
Вообще в игре нет ни одного хорошо проработанного персонажа, который бы как-то запоминался. Главные герои - ни о чем.
Джоэла демонизировали и слили как полного лоха. Томми также опустили. Сцена, где он после пулевого ранения в голову пришел уговаривать Элли вернуться на тропу мести и закончить дело - это просто смех. Второстепенных персонажей можно описать парой слов каждого.
Бисексуалка, азиат, плюющийся пендехо, беременная баба, транс-пацан и его однорукая сестра. Игра даже не пытается проработать этих персонажей или как-то заставлять тебя чувствовать что-то за них. Когда Джесси убивают - его убивают как какого-то статиста. При этом, ни у кого из персонажей нет никакой реакции на событие ни в момент убийства ни после этого. О нем даже ни разу не вспомнят! Та пуля словно стерла Джесси из игры полностью.
О, и беременная баба. Мэл - это отдельная тема в игре. Она с огромным пузаном скачет как сайгак, прыгает, бегает с ружьем на перевес, падает с большой высоты и ходит под пулями. При том, что ей Эбби даже сказала - посиди ка ты дома в своем положении. Но нет. Она же сильная женщина.
Как же это тупо...
В итоге мне больше всех понравились Джесси и Оуэн. Джесси просто привнес несколько приятных моментов и в целом располагает к себе.
Оуэн - неплохой персонаж, который во многих сценах будет голосом разума. Но все еще не до конца проработан. Чего-то явно не хватает.
Потому что когда их обоих убили - я не чувствовал НИЧЕГО.
Многие очень хвалят геймплей этой игры. И я верю, что некоторым он может нравиться, и что в целом он неплох. Однако все же вброшу от себя 5 копеек. Дело в том, что не смотря на некоторые улучшения боевки - формула геймплея никак не изменилась. То есть мы все еще играем в симулятор бомжа, где огромную часть времени мы будем ходить по заброшенным домам, собирать всякое говно на полках и ящиках, крафтить из этого аптечки, молотовы и прочее, читать записки, решать тупейшие пазлы с веревками и досками, подсаживать вечно кого-нибудь наверх, будем нелепо стэлсить, хватать врагов сзади, вырубать их одной единственной (и к тому же ДОЛГОЙ) анимацией, оружие ближнего боя будет предательски быстро ломаться, а наши компаньоны будут танцевать джигу прямо на глазах у врагов, и те их никак не заметят. В общем в это вот все. Что успело запарить еще в первой игре, которая была раза в 2-3 короче, чем эта.
Я пытаюсь сказать, что нововведения, включенные в игру - недостаточны чтобы сделать геймплей менее скучным, чем он был в первой части. При том что в первой части путешествие и конечная цель были гораздо интереснее, а длительность и монотонность геймплея в итоге положительно влияла на сюжет. Здесь же все совсем наоборот.
Ладно. Постараюсь, все-таки и что-нибудь положительное сказать об игре. И на самом деле у игры много положительных качеств. Разумеется - это графика. Графика большую часть времени будет просто крышесносная. Хотя и наблюдаются некоторые незначительные проблемы, и лица местами сделаны коряво и иногда выглядят даже хуже, чем в первой игре. Но это все придирки. В целом, графика превосходна.
Звук у игры также на высшем уровне. Все звучит предельно сочно и натурально. Хотя, если быть до конца честным, то от музыки я ожидал большего. Густаво не привнес почти никаких новых мелодий и много паразитировал на главной теме из первой части.
Но зато у нас есть гитара. И это кстати приятный геймплейный момент. Теперь в некоторых местах в игре мы можем поиграть на гитаре. И на самом деле при должной сноровке можно сыграть все что угодно. The Last of Us 2 - лучший Guitar Hero опыт, чем The Last of Us опыт...
Также мне нравится большинство флешбеков за Элли. И даже за Эбби многие флешбеки меня зацепили. Такое ощущение, что флешбеки делали совершенно другие люди, потому что они сделаны на высоком уровне. Честно говоря, игра была бы гораздо лучше, если бы состояла полностью из них.
В итоге получился очень печальный опыт. Я не могу сказать, что у The Last of Us 2 был высокий потенциал. Как я говорил в начале - на мой взгляд, игра была обречена на провал. Однако абсолютно точно можно сказать, что она не была обречена на ТАКОЙ ПРОВАЛ. У этой игры были шансы и были хорошие идеи. Она могла быть гораздо лучше. Можно было дать историю с новыми персонажами в этой же вселенной и не трогать старых, чтобы не портить первую часть. Можно было хронологически лучше разместить сцены, чтобы лучше прочувствовать персонажа Эбби. Что сработало бы если бы ее прописали чуть получше. Остальных персонажей можно было лучше прописать. Можно было переписать начало, чтобы Эбби спасла Джоэла, а не он ее. Это добавило бы логичности тому, что Джоэл ей доверился, а заодно убрало бы с Эбби грех убийства своего спасителя. Можно было привязать Эбби не к нонейм доктору, а к, например, Марлин, которую Джоэл ТОЧНО убил в первой части, чтобы избежать реткона и добавить чуть больше веса событию (хотя я не помню, может у Марлин не могло быть детей по сюжету, но вы поняли идею). Можно было добавить выборы в игру. И тогда в конце по совершению злодеяний - можно было реально тыкать нас лицом в это, так как мы совершили выбор сознательно. И многое многое другое можно было сделать лучше. В итоге мы имеем просто посредственную игру.
И что добавляет масла в огонь - так это ситуация вокруг игры. Ложь рекламной кампании. Сливы. Поголовные 10-ки практически от всех журналистов, хотя игра явно не 10 из 10. Блокировка комментариев и лайков под трейлерами. Блокировка твиттер аккаунтов, ютуб аккаунтов просто за мемы уже после выхода игры. Блокировка отрицательных ревью на метакритике (хотя игра явно подвергается положительному бомбингу ничуть не меньше и это дико смешно читать). Странные стандарты цензуры у Sony, где они накладывают Lens Flare на легкую обнаженку в Devil May Cry 5, однако совершенно никак не прикрывают сцену порева в The Last Of Us 2 . Постоянные попытки защитить игру и полить недовольных игроков говном, что они просто шовинисты, гомофобы и трансфобы(хотя почти нигде в отрицательных отзывах не жалуются на повестку), вместо того чтобы признать, что у игры есть недостатки.
Вот такое вот разочарование.
Напоследок приведу свое любимое ревью с метакритика.
10 из 10!
Ну а моя собственная оценка - 2 из 10. Очень не понравилось.