(Числа 1; Исход 19:1-6)
"В третий месяц по исходе сынов Израиля из земли египетской, в самый день новолуния, пришли они в пустыню Синайскую. И двинулись они из Рефидима, и пришли в пустыню Синайскую, и расположились там станом в пустыне; и расположился там Израиль станом против горы. Моисей взошёл к Богу на гору, и воззвал к нему Господь с горы, говоря: «Так скажи дому Иаковлеву и возвести сынам Израилевым: «Вы видели, что Я сделал египтянам и как Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принёс вас к Себе. Итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым»...” (Исх. 19:1-6).
В Числах Моисей рассказывает о действиях Израиля в пустыне. Иудеи эту книгу называли Нумери, если судить по Септуагинте и латинской Вульгате, что полностью соответствует слову “числа". В сущности, своим названием книга обязана Божьему повелению провести две переписи (исчисления) людей во время их странствования по пустыне. Об одной говорится в начале книги, а о другой — в конце сорокалетних скитаний непосредственно перед вступлением в землю обетованную. Однако еврейский текст пользуется названием “В пустыне", настраивая больше на общее содержание водительства Израиля через пустыню к горе Синай. Они ходили по пустыне со второго месяца второго года после исхода из Египта до десятого месяца сорокового года. Значит, чтобы проследить весь период скитаний, Числа нужно изучать вместе с Исходом, Левитом и Второзаконием.
В Числах люди узнают, как им функционировать в качестве народа — как располагаться станом, как выступать в поход, как сражаться и как поклоняться. Всё это должно было исполняться по Божьим указаниям через руководство Моисея. Богу надо было изменить понятия и взгляды собравшихся у Синая людей, превратив толпу, недавно избавившуюся от рабства, в группу, которая будет считать себя особо призванной Богом в святое собрание. Чтобы уяснить себе это, давайте посмотрим на Исх. 19—24, где говорится о встрече Бога с Израилем у Синая.
За три месяца до событий, о которых рассказывается в этих главах, когда израильтяне только вышли из Египта, они представляли собой толпу. В Исх. 12:38 Моисей отмечает, что из Египта с ними вышло также “множество разноплеменных людей”. Слово, которым эти люди названы в Чис. 11:4 и которое переведено словом “пришельцы”, означает “сброд”. Это “разноплеменное множество", эти "пришельцы” были в большинстве случаев главным источником неповиновения в Израиле. Когда по указанию Моисея состоялась перепись Израиля, они в неё не вошли. По-видимому, во время различных испытаний за сорок лет странствия по пустыне большинство из них “сошли с дистанции”. Когда Бог начал осуществлять Свой план с Израилем, это была толпа; Его желанием было превратить их в святое собрание. Между этими двумя понятиями существует заметное отличие.
БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ БЫТЬ ЕГО НАРОДОМ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Каково же отличие между толпой и собранием? В толковом словаре “толпа" определяется как “нестройное, неорганизованное скопление людей, сборище", а "собрание" — “лица, собравшиеся, созванные для обсуждения и решения каких-нибудь вопросов". Одно бросающееся в глаза отличие состоит не в величине группы или в национальности, а в цели (или её отсутствии), ради которой собираются люди. Толпа может не знать, зачем её собрали. Когда же созывается собрание, чётко указывается его цель. Пример этого мы видим в рассказе Луки о мятеже в Эфесе (Деян. 19:2341). Обращение идолопоклонников в христиан нанесло урон экономике общества. Серебряник Димитрий собрал ремесленников. Их возбуждение выплеснулось наружу, и вскоре весь город устремился в театр — главное место проведения общегородских собраний. Лука дважды использует термин экклесиа (“собрание"; Деян. 19:32, 40) и дважды — оклос (“народ” в значении “толпа"; Деян. 19:33, 35; см. Современный Перевод и Славянское Евангельское Общество). Ключевая фраза, которая показывает это отличие, находится в Деян. 19:32: “...и большая часть собравшихся не знала, зачем собрались". Когда порядок под страхом нарушения римского закона был восстановлен, собрание было быстро распущено. То, что происходило в Эфесе, можно назвать незаконным сборищем. С библейской точки зрения это была мятежная толпа, а не организованное собрание.
Когда Бог собирал Свой народ, это всегда было с конкретной целью. В Исходе, Числах и Второзаконии Бог семь раз созывал людей. Дважды израильтян созывал Моисей и дважды — Иисус Навин. Все собрания созывались с конкретной целью. В Исх. 19—24 Бог созывает Израиль вокруг горы Синай, чтобы зримо продемонстрировать Свою силу и присутствие. Это божественное явление на вершине горы нужно было для того, чтобы дать Израилю своими глазами увидеть, как страшен Бог, которого они должны слушаться. В Исх. 19:9-17 Моисей получает указания сделать приготовления к тому, чтобы все увидели Божью святость. Провели черту, и лишь некоторым было разрешено приблизиться к горе. Среди допущенных приблизиться к Богу были двое священников, сыновей Аарона, — Надав и Авиуд. После того зрелища, свидетелями которого они наверняка стали, остаётся только удивляться, как они смогли нарушить повеления Бога и зажечь перед Ним чуждый огонь (Лев. 10:1-3). Бог созвал израильтян к Синаю, чтобы заставить эту толпу испытать страх и благоговение, что побудило бы их познавать, кто Он и чего от них хочет. В Исх. 19:1-5 Он призывает людей к Себе и велит им стать Его народом, из бесцельной толпы превратиться в святое собрание. Исх. 19:8 отмечает, что они согласились с требованием стать Его народом и повиноваться Ему.
Только представьте себе это потрясающее зрелище, свидетелем которого Израиль стал у Синая. Трудно даже придумать что-либо подобное, с чем бы можно было сопоставить это сегодня. Молния, гром, клубы дыма и резкие трубные звуки. Когда Господь спускался, вся гора сотрясалась. Попробуйте вообразить, что вы стоите у подножья горы Сант-Геленс в тот момент, когда её вершина вдруг отрывается и взлетает на воздух. Сант-Геленс — это вулкан в США, в штате Вашингтон, извержение которого в 1980 г. считается самым крупным в XX веке. Общая энергия его извержения только за один первый день составила эквивалент 400 миллионов тонн тротила, что равно мощности двадцати тысяч таких бомб, как сброшенная на Хиросиму. Наверное, это в какой-то степени можно сравнить с тем, что испытал Израиль. После такого зрелища Моисею вряд ли составляло большого труда собирать израильтян, когда Бог желал встретиться с ними. Всё, что им нужно было запомнить, — это их первую встречу с Богом.
Если бы вы получили повестку в суд, то сразу бы поняли, что это властный приказ, а не пустяковая бумажка. Как же тогда нужно относиться к властным приказам Бога? В каждой повестке заключена идея подчинения, или послушания. На повестку нужно ответить. Если вы когда-либо присутствовали на судебном слушании, то можете подтвердить, что вас туда вызвали официальной бумагой с конкретными инструкциями. Вам было велено явиться в определённый зал суда, в определённый день и в определённое время. Если бы вы проигнорировали это требование, то у вашей двери, скорее всего, появился бы судебный исполнитель, чтобы арестовать вас за такое пренебрежение к судебной повестке. И вы бы поняли, как понял Израиль, что повиновение — это уважение к тому, кто прислал повестку.
БОЖЬЕ ПРИЗВАНИЕ БЫТЬ ЕГО НАРОДОМ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Мы уже отмечали, что слово экклесиа (Деян. 19:33, 41; “собрание" или "призванные") может означать либо законное, либо незаконное собрание. Божий зов к погибшим — законное призвание стать Его народом (1 Пет. 2:9, 10).
У Бога есть право созывать Свой народ так часто, как Он считает нужным. Примеры из Нового Завета показывают, что созванные Богом собрания всегда были законными и важными. Наиболее частый призыв в Новом Завете — это призыв поклоняться в первый день недели (см. 1 Кор. 11:23; Деян. 20:7; Евр. 10:24, 25).
Во-первых, отметьте, что в Новом Завете цель Божьего призыва собираться вместе аналогична цели такого же Его призыва к Израилю. Мы не можем видеть Бога физически так, как Он явил Себя людям на Синае. Но мы можем уйти с собрания с тем же чувством благоговения и трепета, какое испытали они. Окиньте взглядом собрание и спросите себя, кого вы видите. Просто толпу или вы чувствуете, что вы на Божьем собрании братьев во Христе? А песни? Когда вы поете “Под тенью крыл я Его обитаю", можете вы образно представить себе общение между вами и Богом? Когда поете “О благодать", вспоминаете ли день, когда крестились во Христа? Причащаясь вечери Господней, видите ли Иисуса в комнате со Своими учениками в ночь, когда Он установил эту вечерю? Ощущаете ли Его присутствие, когда едите хлеб и пьете чашу? Когда проповедник возвещает вам Слово Божье, верите ли вы, что его устами Бог говорит то, что касается лично вас? С поклонения мы должны уходить с ощущением, что мы были с Богом, а иначе мы не поклонялись в Духе и истине!
Во-вторых, призыв собираться предполагает обязательное исполнение, как и призыв израильтян собраться у Синая. Трагично, что многие члены тела Господня сегодня не считают поклонение священной обязанностью и привилегией, а расценивают его как нечто необязательное. Братья, Господь никогда не делал поклонение необязательным! Прочтите Евр. 10:24-31. Не является поклонение и тяжкой заповедью. (Прочтите 1 Ин. 5:2, 3). Бог не требовал от Израиля оставаться у Синая долгое время. Как же присутствие на богослужении в течение нескольких часов в неделю из 168, которые Бог дает каждому из нас, может быть тяжкой заповедью?
В-третьих, призыв собираться требует полного подчинения и повиновения Божьим инструкциям. Израиль должен был собираться на общее собрание. Два или три израильтянина не могли встретиться отдельно от общего собрания и ожидать, что Бог будет с ними. Вы, может быть, вспоминаете Мф. 18:20. Как раз об этом стихе я и хочу сказать. Братья искажают Мф. 18:20, года пытаются применить этот стих к собранию с целью поклонения. В этом отрывке Иисус обсуждает вопрос о том, что надо делать и как примиряться в случае нанесения обиды — вплоть до церковного наказания, если обидевший брат не хочет покаяться и примириться. Темой этого стиха является вовсе не поклонение. Однако братья учат, что данный стих оправдывает двух или трех, собравшихся вместе, и что будто бы Господь пребывает с Ними в таком собрании. Я, конечно, допускаю, что если Господня церковь в каком-то городе состоит только из двух или трех святых и они собираются для поклонения, тогда Господь будет с ними. Но мы часто видим, что два или три человека собираются в лесу или у озера и главной их целью является не поклонение, а отдых на свежем воздухе! Покажите, где Бог заповедал не собираться со всеми святыми!
Повиновение демонстрирует уважение к тому, кто приглашает собраться. Израиль повиновался (какое-то время) всем Божьим повелениям. Краткое изложение всего, что случилось с Израилем у Синая, мы читаем в Евр. 12:18-29. Это было написано не для того, чтобы страхом загнать кого-то в царство или вызвать чувство страха перед Богом во время поклонения. Писавший это послание напоминал нам о великих благословениях в царстве. Мы призваны в великое собрание и общение с Христом. О синайском опыте говорит и Павел во 2 Коринфянам (см. 2 Кор. 3:7, 8, 17, 18). Когда Моисей пробыл какое-то время в Божьем присутствии на вершине Синая, сам его облик изменился. Лицо его сияло так, что когда он спустился к людям, то вынужден был накрыть лицо покрывалом. Постепенно эта слава бледнела, и он должен был опять возвращаться в Божье присутствие. С этим Павел сравнивает наше общение с Богом через Христа. Когда мы читаем Его Слово (что является частью нашего поклонения), общаемся (часть поклонения) и живем по Христовым заповедям (часть поклонения), мы изменяемся в такую же славу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Когда вы размышляете о своих отношениях с Богом, кем вы себя видите: частью Его святого народа или просто лицом в толпе? Бог сегодня передает вам повестку через Своё Слово. Он призывает вас быть Его чадом. Однажды мы все должны будем явиться к Нему на суд (2 Кор. 5:10). Кем Он будет — вашим Спасителем или Судьёй?