Найти в Дзене
Мифы Лукоморья

Древние тюрки. Цивилизация Великой степи.

Оглавление

«Надо отдать должное уму и такту хуннов, табгачей и тюрков… Они не создали идеологии периферийного варварства. И благодаря этому, при неравенстве сил, они устояли в вековой борьбе и победили, утвердив, как принцип, не истребление соседей, а удержание своей территории – Родины, и своей культурно-исторической традиции – Отечества. И поэтому они просуществовали свои 1500 лет и оставили в наследство монголам и русским непокоренную Великую степь».

Л.Н. Гумилев.

Вместо предисловия.

У древнетюркского народа есть легенда, повествующая о сверхъестественном происхождении тюрок, эта легенда отражена даже в китайских летописях:

«...На маленькое племя напали враги. Племя было отважным, враги — многочисленными. Иногда и отвагу ломит сила: на каждого защитника пришлось по сорок врагов. Никто не сдался, не просил пощады. И враги не пощадили никого: мужчины полегли в сражении, женщины, дети, старики — все окончили жизнь под мечом. В живых остался только один мальчик, сын вождя. Ему отрубили обе руки, бросили в болото с издевательскими словами:

— Пусть от тебя возродится твое мужественное племя! И засмеялись. Долго еще слышал мальчик их злобный хохот.

Настала ночь. Мальчик, стиснув зубы, молча умирал. Сквозь помутненное сознание он еще улавливал жалобный плач шакалов, тоскливые крики сов, шуршание змей в прибрежной траве...

Но вот послышался отдаленный волчий вой. Потом он стал звучать все ближе и ближе. На краю болота возникла огромная волчица. Мальчик был так слаб и беспомощен, что о сопротивлении и думать не приходилось. Но волчица пришла не за добычей. Она ухватила мальчика за воротник тулупчика и легко вынесла из болота. Потом облизала его и накормила своим молоком...

Шли дни, месяцы, сменялись времена года. Мальчик рос под защитой волчицы и превратился в красивого юношу. Только рук у него не было... И людей он не видел...

Однажды сидел он на берегу быстрой горной речки и думал горькую думу. Один он остался из всего племени, а когда умрет, не останется никого. Самое страшное, что может постичь на род, — это исчезнуть с лица земли, не оставив ни потомков, ни имени, ни памяти... Волчица лежала у его ног, заглядывая ему в глаза. И как будто поняла...

Когда юноша очнулся от мрачных мыслей, перед ним стояла прекрасная девушка.

— Кто ты? Не дочь ли Неба? - спросил он, пораженный.

— Я богиня этой реки. Чтобы спасти твой народ от вечного забвения, Голубое небо (Тенгри) послало меня, в образе волчицы, на помощь тебе, маленькому, истекавшему кровью. Теперь, если хочешь, я стану твоей женой...

Через некоторое время враги убили юношу. А волчица убежала в горы Алтая и родила там десять сыновей. Они выросли и женились на девушках из Турфанского оазиса.

Каждый из сыновей волчицы, стал родоначальником отдельного тюркского народа. Самый ловкий, по имени Ашина, остался на Алтае, и от него произошли древние тюрки. Другой — Кыргыз — стал править народом на Енисее. Остальные братья расселились в иных районах.

Многие тюркские народы, которые проживают сейчас на громадной территории от Якутии до Балканского полуострова, помнят миф о своем происхождении. Например, на знамени гагаузов, живущих в Молдове, — волчья голова.»

В возникновении огромного тюркского суперэтноса и впрямь есть что-то сверхъестественное! Здесь сошлись вместе несколько Вселенных, таких разных, таких непохожих, но что-то же их объединило!

Здесь соединятся в одно целое мирные скотоводы, ведущие кочевой образ жизни и отчаянно защищающие свою землю и свой образ жизни; оседлые народы: земледельцы, ремесленники, купцы (торговцы), носители великих знаний мироздания, удивительных знаний в области медицины, великого опыта строительства городов, акведуков, городской канализации, мощеных дорог, ирригационных систем. И те, и другие боролись с ордами разбойников, промышляющих грабежами и убийствами мирных жителей Великой степи и народов вокруг неё. Боролись древние тюрки и с великими империями древнего мира, которые стремились захватить территории древних тюрок: Персия, Китай, Византия.

Даже внешне здесь сойдутся две противоположности: высокие, светловолосые, белокожие и светлоглазые европеоиды и коренастые, луноликие, темноволосые, с раскосыми глазами монголоиды, но имя им всем - тюрки!

Так как же это было?

Начало начал.

Основой, «ядром» древней Тюркской цивилизации являются древние европеоиды Азии, издревле населяющие Центральную Азию, Центральный и Северный Китай, юг Сибири, Алтай. Вот лишь часть их истории:

Народ «ди» и хунну. Согласно китайской историографии, первая из китайских династий, полумифическая Ся, в III тысячелетии до н.э. вела войну с населявшими северо-западные территории Китая племенами жун и ди, причем, эти народы всегда упоминаются вместе, что дает основание считать их единым народом жун-ди. Следует обратить внимание, что война Ся с жившими к югу от Гоби жун-ди носит завоевательный характер, а жун-ди указываются как аборигены. Китайцы выиграли «тысячелетнюю» войну с «рыжеволосыми дьяволами», оттеснив их на север.

Оттесненные Ся на север Китая и Монголии племена жун-ди (аборигены-европеоиды центрального Китая) на протяжении почти 2,5 тысячелетий не попадали в сферу интересов китайцев. Одна из ветвей жун-ди, племя хунь-юй, обитавшая на южной окраине Гоби, в III веке до н.э. стала известна как хунну. Под натиском хунну остальные ветви прежде единого народа «ди» вынуждены были мигрировать с насиженных мест.

Вновь народ «ди» появляется в китайских источниках в связи с завоеваниями хунну в III веке до н.э. К ним источники относят «бай-ди» («белые ди», т.е. светловолосые европеоиды) в горной части Сычуани, Ганьсу и в Шэньси, «чи-ди» («красные ди», т.е. рыжеволосые) в степной и «бома» в северной Сычуани. Танские хроники в череде покоренных Модэ племен называют племена «чи-ди», по данным Н.В.Кюнера, проживавшие в Северной Монголии до предгорий Саян.

-2

Бай-ди (белые ди) обнаруживаются на Памире, в Ишкашиме и в Гиндукуше. Бома встречаются в Прибайкалье. Чи-ди (красные (рыжие) ди) в целом сохраняют локацию западнее Ордоса. Уже под именем «дили» (динлины) они проникают в Минусу, Алтай, Тянь-Шань и Казахстан. Ряд исследователей, основываясь на китайских данных о существовании западных динлинов на Иртыше, прослеживают динлинские корни в древних кыпчаках (кюе-ше) и найманах, предках казахов.

Динлины и теле. Наиболее полно сведения о «динлинах» представлены в работах Г.Е.Грумм-Гржимайло, собравшем все известные к тому времени сведения о них, содержащиеся в письменных источниках. Позднее к динлинскому вопросу обращались многие ученые, в том числе Л.Н.Гумилев, однако все они так или иначе базировали свои исследования на работах Грумм-Гржимайло.

Разбитые хуннами (сюннами в северокитайской транскрипции) чи-ди были вытеснены в степь, где под самоназванием «дили» заняли пространство к западу от Ордоса:

-3

Начиная со II века в китайских источниках этноним «чи-ди» стал заменяться «дили» - «динлинами», но постепенно и этот этноним транскрибируется и заменяется на «гаочэ» («гаогюй»), а затем «теле», который получает однозначное доминирование в IV веке. С этих пор «динлины» в чистом виде не упоминаются, но они встречаются как доминирующий компонент прежде всего в «теле».

Что касается распространенной версии о родине «динлинов» в Минусе, миграция «чи-ди» (динлинов) на север в Минусу произошло в III в. до н.э. Возможно, что они и ранее проникали в Минусинскую котловину - археологи фиксируют в «карасукскую эпоху» появление там северокитайского элемента.

Поэтому представляется неверным связывать «динлинов» с племенами тагарской культуры. Вероятно, следует говорить, что племена тагарской культуры входили в состав «динлинов», а не наоборот, а территория расселения динлинов в целом не ограничивалась, как часто считается, лишь Минусинской котловиной.

Таким образом, можно с уверенностью проследить генетическую связь древних аборигенных народов северо-западного Китая и Монголии «жун-ди» и средневековых «телесов». К племенной группе «теле», чьи потомки по сей день живут на территории Саяно-Алтая принадлежат, например, современные телеуты, теленгиты, хакасы, уйгуры, а также якуты и другие. Здесь и возникают племена, которые станут тюрками, и тюркский язык (алтайская группа языков).

В отличие от предыдущих, расовый тип населения карасукской эпохи крайне смешанный. Наблюдается примесь к европеоидному брахикранному типу узколицего монголоидного элемента, относящегося к дальневосточной расе. Источник монголоидного элемента очевиден, а брахикранный европеоидный элемент сопоставляется с автохтонным афанасьево-андроновским населением на севере и «ди» на юге.

Именно этот европеоидно-монголоидный (евразийский) субстрат был присущ собственно «динлинам» и передан ими своим потомкам. Вот как описывают «динлинов», а затем и уйгуров древние китайцы: с толстым носом, большими глазами и с сильно развитою волосяной растительностью на лице и на всем теле и, между прочим, с бородой, начинавшейся под нижней губой, с пышными усами и густыми бровями.

Жужани и теле. У жужаней, как у народа, не было единого этнического корня. Происхождение жужаньского народа было весьма своеобразно! В смутные времена всегда было много людей, «выбитых из седла» и скомпрометированных. Так случилось и в IV веке: бежали от тобасского хана, от хуннского шаньюя, бежали невольники и приговоренные к смерти, дезертиры и нищие крестьяне… Общим у них было не происхождение, не язык, не вера, а… судьба, заставившая их нищенствовать, и она-то властно принуждала их организоваться! Таких разбойников знали во всех концах Евразии. А жужани были разбойниками Центральной Азии.

Жужаньская орда существовала примерно 200 лет, все это время они жили исключительно грабежами и собиранием дани с соседей, представляя из себя великую силу! Здесь были свои удивительные лидеры, ставшие ханами. Основной силой Жужаньского ханства (орды) было умение держать в повиновении телеские племена. Изрядно досаждали жужани и Китаю.

На каком языке говорили жужани? Мнений на этот счет много. Но, скорее всего, они говорили по-сяньбийски, т.е. на одном из диалектов монгольского языка.

Телеуты, эти кочевники-скотоводы, были очень нужны жужаням, которые работать не желали, а жили собиранием дани с телесов-телеутов и грабежами китайских провинций. А вот телеутам жужани совсем были не нужны, телесы предпочитали пасти свой скот и никому не платить никакой дани! Тем более телесы-телеуты не горели желанием воевать за интересы жужаней против Китая.

В 490 году китайские войска вступили в степь и вместе с телесцами зажали Жужань в клещи. Жужаньские вельможи возложили всю вину на своего хана и убили его.

Телесцы откочевали на запад, и здесь эти разрозненные кочевники попытались создать свою державу, которая осталась в истории как ханство Гаогюй («высокая телега» на китайском). Как сами телесцы называли эту державу - не известно. Жужани, собравшись с силами, уничтожат ханство Гаогюй. Жужаням помогли распри внутри китайской империи и быстрая деградация империи Вэй. Но это был последний луч кровавой жужаньской славы!

Потомки волчицы. Среди племен, покоренных тобасцами (китайцами) при покорении ими Северного Китая были «пятьсот семейств Ашина». Ашина подчинялись хуннскому князю Муганю, владевшему Хэси (область к западу от Ордоса). Когда тобасцы победили хуннов и присоединили Хэси к империи Вэй, то князь «Ашина с пятьюстами семействами бежал к жужаням и, поселившись по южную сторону Алтайских гор, добывали железо для жужаньцев».

Текст повествует не о происхождении всего народа древних тюрок (тюркютов), а только их правящего клана. По-видимому, Ашина был вождем небольшой дружины, состоявшей из удальцов, которые по какой-либо причине не ужились среди хуннских и сяньбийских княжеств – такие мелкие боевые единицы часто возникали в ту мятежную эпоху III-V веков и исчезали, не оставив следа.

Китайцы называли подданных ханов Ашина «ту-кю» или «тюрк-ют», т.е. «тюрки». Само слово «турк/тюрк» переводится как «сильный, крепкий». Говорили племена Ашина на древнемонгольском языке. А слово «Ашина» с учетом «А» (префикс уважения в китайском) значит «благородный волк». Золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах.

Какого бы происхождения не были эти «пятьсот семейств», объединившихся под именем «Ашина», между собой они объяснялись по-монгольски до тех пор, пока перипетии военного успеха не выбросили их из Китая на Алтай, в тюркоязычную среду. К середине VI века члены рода Ашина и их спутники были полностью отюречены, сохранились лишь малые следы монголоязычия, которое они принесли с собой.

На основании вышеизложенного видно, что происхождение тюркоязычия и возникновение народа, назвавшего себя «тюрк/тюркют» - явления совершенно разные! Языки, ныне называемые тюркскими, сложились в глубокой древности, а народ «тюркютов» возник в конце V века в следствие этнического смешения в районе Алтая и в его предгорьях, к 546 году они уже представляли ту целостность, которую принято называть древнетюркскими народами или тюркютами.

А сама тюркоязычная среда уже успела распространиться далеко на запад от Алтая, в те страны где жили гузы, канглы (печенеги), древние болгары и гунны.

Великая держава рода Ашина (545-581).

История каждого народа уходит корнями в глубокую древность. Но есть даты, с которых хочется начать новый отсчет. Для тюркютов такой датой оказался 545 год. Во главе тюркютов стоял хан клана Ашина Бумын – лидер, тонко чувствующий ситуацию.

Зависимость от жужаней тяготила тюркский народ. В те времена разразилась война в империи Вэй (Китай). Правитель Восточной Вэй заключил союз с жужанями и напал на Западную Вэй. Тогда правитель Западной Вэй в поисках союзников обратился к тюркютскому хану (кагану). И Бумын согласился на союзничество с Западным Вэй. Это был первый выпад тюркютов против жужаней.

Еще больше, чем тюркютов, жужаньское иго тяготило телеутов. Какое-то событие привело к внезапному восстанию у телеутов. Это явно было внезапное восстание, т.к. оно абсолютно не было подготовлено. Восставшие телеуты пошли на Жужань. На полпути из ущелий Гобийского Алтая к ним вышли стройные ряды тюркютов в пластинчатых панцирях, с длинными копьями, на откормленных боевых лошадях. Телеуты не собирались воевать с тюркютами! Поэтому они немедленно проявили полную покорность. Но покорность в спепи - понятие взаимообязывающее! Получить в подданство 50 тысяч кибиток можно лишь тогда, когда понимаешь, что этому народу необходимо, иначе можно лишиться и подданных, и собственной головы! Война с жужанями была неизбежна!

Зимой 552 года тюркюты и их союзники внезапно напали на жужаней и одержали полную победу. Но в конце 552 года хан Бумын умер. Наследники Бумына дважды разбили войска жужаней, жужани спрятались в Китае. Но в Китае жужани не прижились – потеряв свои стада, не привыкшие работать, они принялись снова разбойничать. Неугодные всем вокруг, в водовороте самых разных событий, жужани были разбиты и рассеяны в конце 553 года.

Но вскоре уцелевшие жужани появятся рядом с тюркютскими царевичами. Смелые, опытные и преданные воины всегда высоко ценятся – а жужани были именно такими воинами! Военное дело – единственная профессия жужаней! И мы же помним, что в этническом плане жужани были самого разного происхождения. Покоренные народы беспрекословно подчиняются лишь тогда, когда рядом стоит армия победителей. Армия – это не только военачальники. Армия – это простые воины в первую очередь, преданные воины. Воины-жужани нашли себя в тюркском мире!

Тюркюты продолжат завоевание новых территорий. На севере тюркюты завоевали государство Цигу (киргизы или чигу – неясно), и северная граница пролегла вдоль Саян. На востоке тюркюты завоевали территории своих кочевых соседей: татабов, киданей и тридцати татарских племен. О завоевательных походах тюркютов на восток очень много информации в китайских летописях. Одновременно с походами на восток, тюркюты совершили и поход на запад.

К сожалению, о западном походе тюркютов очень мало информации! Известно, что этот поход возглавил младший брат Бумына – Истеми-каган. Имя хана не тюркское, а угорское – это имя духа-предка угорских народов. Судя по всему, Истеми-каган командовал десятью вождями покоренных угорских народов. Китайские летописи определили примерную численность его войска в 100 тысяч человек, а ранг полководца – наивысший – «багадур-джабгу».

Отюреченными потомками тех угорских племен ныне являются шорцы, кумандинцы, лебедянцы и другие.

Самая вероятная дата этого западного похода – весна 554 года. Границы владений кагана Истеми описал Фирдоуси: От Чина (Китая) до берега Джейхуна (Амударьи) и до Гульзариуна (Сырдарьи) по ту сторону Чача (Ташкента). Следовательно, к 555 году тюркюты за полтора года покорили на западе весь центральный Казахстан, Семиречье и Хорезм.

Далее дела пошли труднее. На берегах Аральского моря тюркюты встретили ожесточенное сопротивление племен хуни (хиониты) – потомки сармато-аланских племен, вар – племя угорской группы и огоров (угров) – предки венгров. Лишь к 558 году эти племена были разгромлены, и тюрки вышли к Волге, гоня перед собой остатки этих племен, тех, кто так и не покорился. Эти осколки племен (вар и хуни) станут известны в истории как авары.

На юге Согдиана и Бухара починялись эфталитам. Остановившись на берегу Волги, тюркюты направили удар на эфталитов, подчинив себе Согдиану. После завоевания Согдианы, в руках тюркютов оказался знаменитый «Шелковый путь» из Китая в Европу.

-4

Тюрки и согдийцы, находившиеся под властью каганата, были заинтересованы в прямых торговых связях с Византией. Иран этому препятствовал. В связи с этим в 568 году Истеми-каган направил посольство во главе с согдийским купцом Маниахом в Константинополь. По итогам переговоров с византийским императором Юстином II были подписаны торговое соглашение и военный договор против Ирана. После заключения византийско-тюркского союза Иран обязался выплачивать каганату дань в размере 40 тысяч золотых динаров ежегодно и не препятствовать торговле. Путь дипломатов отчасти проходил по землям нынешней России.

А в 575 году Иран и Византия объединились против тюрков. В ответ на это в 576 г. тюркские войска разгромили вассала Византии — Боспор Киммерийский, предприняли победоносные походы в Крым и Западный Кавказ. Благодаря этим завоеваниям каганат стал контролировать все важные участки Великого Шёлкового пути, что обеспечивало тюркской знати огромные прибыли от караванной торговли.

Из книги Л.Н. Гумилева «Древние тюрки»: «В конце VI века границы Тюркского каганата сомкнулись на западе - с Византией, на юге - с Персией и даже с Индией, а на востоке - с Китаем. Образование этой державы стало в определенной мере переломным моментом в истории человечества, потому что до сих пор средиземноморская и дальневосточная культуры были разобщены В этой ситуации тюрки не только играли роль посредников, но одновременно развивали и собственную культуру, которую считали возможным противопоставить культуре Китая, Ирана, Византии и Индии. Но еще более, чем материальная культура, поражают исследователя сложные формы общественного бытия и социальные институты тюрков, удельно-лествичная система, иерархия чинов, военная дисциплина, дипломатия, отработанное мировоззрение.»

Удельно-лествичная система, когда власть передается не от отца сыну, а от старшего брата – младшему, от дяди – старшему племяннику, преследовала цель прекращения междоусобиц. Изначально эта цель была достигнута – более 110 лет междоусобиц не было! Но однажды и эта система даст сбой. Здесь интересно, что такая система наследования проникла глубоко в тюркское общество, на уровень семейных отношений.

Еще одним характерным для тюрок правилом, даже законом, при наследовании власти и старшинства в роду было правило брать в жены вдову старшего брата. Был этот брак реальным или фиктивным – вопрос открытый – но это реально защищало вдову и ее детей в том сложном мире раннего средневековья. Многоженство в те времена было делом привычным для многих народов Евразии. Не были исключением и тюркюты. Но закон брать вместе с властью в жены жену умершего старшего брата – такое правило все-таки – редкость. Были ли женщины у тюркютов сильно зависимы? Вряд ли. Особенно в самом начале возникновения Тюркского каганата. Женщины и дети скорее были более защищены, чем у других народов, а не зависимы. Сильная зависимость тюркских женщин появится позже, когда придут другие времена.

Распад Тюркского каганата.

Существование единого Тюркского каганата относят к 552—603 гг. В период наибольшего расширения (конец VI века) контролировало территории Северо-Восточного Китая (Маньчжурии), Монголии, Алтая, Средней Азии, Северного Кавказа, захватывало Крым.

580 год был апогеем тюркютского могущества. В 581 году Тобо-хан умер, а в Китае Чжоуская династия была свергнута злейшим врагом тюркютов – боевым генералом Ян Цзянем, основателем династии Суй, что полностью изменило политическую обстановку. Могущество тюркской державы вскоре пошатнулось. После смерти Тобо-хана произошло ослабление Тюркского каганата, основными причинами которого стали усиление междоусобных войн, обострение социальных противоречий, наступление Китая на границы каганата, войны с соседними странами.

В 603 году Тюркский каганат распался на Западнотюркский каганат и Восточнотюркский каганат:

-5

Западно-тюркский каганат определяется как «Кочевая империя». От Азовского моря и Дона до восточных отрогов Тянь-Шаня и северо-восточной Индии. Ядром был кочевой район Джунгарии, населённый племенем «дулу», и Западный Тянь-Шань с племенами «нушиби», которые вели ожесточённую междоусобную войну в 630 году по 651 год. Управлялся ханами династии Ашина. Опорой Западно-тюркского каганата на севере были кыпчаки.

В Западный каганат вошли территории современных Казахстана, Средней Азии, Северного Кавказа, Крыма и Поволжья. Этнополитическим ядром каганата стали «десять племен» (он ок будун), занимавшие древние усуньские земли от гор Каратау до Джунгарии. К востоку от реки Чу выделились пять племен «дулу» (дули), а к западу от нее — пять племен «нушеби» (нушиби).

Столицей стал город Суяб (около города Токмак в Киргизии), а летней резиденцией Минг-Булаг (близ города Туркестана).

Вершины своего могущества каганат достиг во время правления Джегуй-кагана (610—618 годах) и его младшего брата Токджабгу-кагана (618—630 годах). Новые походы в Тохаристан и Афганистан раздвинули границы государства до северо-западной Индии.

При каганах Шегуе (610—618 годах) и Тон-ябгу (618—630 годах) восстановил границы на Алтае, в бассейне реки Тарим и по Амударье. Ставкой западных тюркских каганов стал Суяб. Начавшаяся в 630 году борьба за престол переросла в затяжную войну.

Каганат представлял единую систему преимущественно кочевого и полукочевого способа ведения кочевого хозяйства и оседло-земледельческого типа хозяйствования. Население и тюркское, и согдийское занималось торговлей, ремеслами, землепашеством и скотоводством.

В наше время к кочевому образу жизни стали относиться внимательнее и более заинтересованнее. Пришло понимание, что в степи иначе жить было невозможно! Степь летом выгорает, поэтому кочевники гонят свои стада на альпийские луга, в горы, которые окружают Великую степь. А зимой снега в степи мало, он выдувается сильными ветрами, поэтому степным животным легко искать пропитание под тонким слоем снега – и кочевники возвращаются в степь.

И жилище кочевника – юрта из войлока, яранга из шкур оленей, походный шатер, укрытый шелком – это изобретения, достойные уважения не меньше, чем колонны, арки и акведуки античной цивилизации! Легкие и удобные в сборке-разборке и транспортировке; здесь тепло лютой зимой и прохладно жарким летом! Да, это другая цивилизация, кочевая цивилизация. Но это – цивилизация, достойная уважения!

Одной из целей набегов тюрков на соседние племена и народы был захват «рабов». Но «рабство» по-тюркски выглядело очень своеобразно. Это не рабство в Римской империи! Завоёванные народы становились скорее не рабами, а подданными. Единственное, что можно поставить тюркам в вину – очень высокие подати! На завоеванных землях в основном сохранялось их социальное, экономическое и государственное устройство, а наместники кагана контролировали сбор податей и посылку дани в Каганскую ставку. Если мы вспомним как вели себя европейские завоеватели, те же римляне – они-то полностью уничтожали завоеванные государства, уничтожали привычную жизнь завоеванных народов, народы этих стран лишались свободы и были лишенными всех прав рабами, реальными рабами. А здесь, в Каганате, привычная жизнь завоеванных народов не уничтожалась: их ремесла, их традиции, их верования никто не уничтожал. Но нет народов, кто мечтал бы о зависимости и выплате податей завоевателям. Это очевидно. Но это, как говорится, сути дела не меняет. Не плодили древние тюрки рабов из завоеванных народов!

В Западно-тюркском каганате шел процесс образования классов и сравнительно быстрого формирования раннефеодальных общественных отношений. Военно-политические ресурсы центральной власти Западно-тюркского каганата оказались недостаточны для удержания народов и племен в повиновении. В каганате происходили непрерывные междоусобицы, частые смены правителей, сопровождавшиеся неизбежным усилением центробежных сил.

Шестнадцатилетняя межплеменная война и династийная междоусобица (640—657 годах) привели к вторжению в Семиречье войск Танской империи (Китай). Танские губернаторы пытались управлять западно-тюркскими племенами, опираясь на своих ставленников из Каганского рода. Однако не прекращавшаяся борьба тюрков против танской экспансии и их ставленников привела к возвышению тюргешей и установлению в 704 году политической гегемонии в Семиречье. В VII веке Восточно-тюркский каганат с многочисленными войсками напал на Западно-тюркский каганат и на непродолжительное время подчинил его себе. Развитие феодальных отношений в Западно-тюркском каганате породило междоусобицы у феодалов. В середине VIII века Западно-тюркский каганат как государство распался.

Войны в каганате в основном вели друг с другом два главных племенных союза — «дулу» (дули) и «нушеби» (нушиби). Война была настолько ожесточенной, что ни та, ни другая сторона не имела возможности заниматься покорением отпавших окраин Тюркютского каганата. Это обстоятельство и позволило хану Кубрату создать свое ханство в Крыму и Причерноморье и сберечь независимость новорожденного Болгарского ханства.

Около VII века болгарские племена в Причерноморье, размножившись, разделились на четыре группы, из которых две группы под названием «черных болгар» остались кочевать в Приазовье, третья группа под названием «серебряных болгар (булгар)» откочевала в Среднее Поволжье, где, подчинив себе ряд племен, образовала государство Волжских болгар (булгар) со столицей в городе Булгар (южнее устья Камы). В начале Х века булгары приняли ислам. Четвертая группа болгарского союза в конце VII века под предводительством своего хана Аспаруха направилась на Дунай, переправившись через который заключила военный союз со славянскими племенами. Результатом союза было создание Болгарского царства. В период правления хана Крума (802-815 гг.) в состав Болгарии входили территории современной Болгарии, Румынии, восточной части Венгрии (по реке Тисе). При царе Борисе (852-888 гг.) болгары приняли христианство в православной его форме. Сами же болгары, вступившие в союз со славянами в 679 г. и будучи в незначительном меньшинстве, подверглись ассимиляции, усвоив славянский язык, обычаи и культуру славян, оставив, однако, свое имя в названии страны.

Древняя Русь воевала с еще одним окраинным государством Западно-тюркского каганата - с Хазарией, которая исчезнет с карты мира к концу Х века! Известны русичам были и другие народы, выходцы из этого каганата – печенеги (канглы) и половцы (кыпчаки), которые в X-XI веках появились на юге Русской равнины.

Восточно-тюркский каганат тоже ведет историю с момента распада в 603 году единого Тюркского каганата. Каганат имел общие протяжённые границы с Китаем и вёл здесь частые войны. Не раз отстаивал свою самостоятельность в крупных сражениях со своим южным соседом. Несколько крупных сражений, в которых каганат одержал победы, произошли в конце VII века и в первой половине VIII века. После поражения китайцев (танцев) в 745 году в битве с уйгурами под предводительством хана Моюн-Чура, на землях Восточного каганата возник Уйгурский каганат, просуществовавший с 745 по 840 годы.

В начале XIII века на территории Тюркских каганатов будут существовать следующие государства позднего средневековья:

-6

На мой непредвзятый взгляд дилетанта, Монгольская империя или Империя Чингизидов – это еще одна попытка восстановления и расширения Тюркского каганата, создание Кочевой Евразийской империи. Лидерский клан только новый! А где эта явная грань между монголами и тюрками? И есть ли она в принципе? Близкие языки, близкий уклад жизни, близкие верования… Современные казахи, например - это же тюрки монгольского происхождения! Да и клан Ашина сильно связан с монголами! Чингисхан хоть и был ханом у монгольских племен, но он сам (и теперь это очевидно) - из «динлинов»! Он был светлолиц, рыжеволос, зеленоглаз (по дугой версии – голубоглаз) – настоящий «динлин» или «рыжий дьявол» - так называли «динлинов» китайцы.

Но это я немного отвлеклась!:)

С одной стороны, тюркюты соединили дальневосточную цивилизацию со средиземноморской, были посредниками в общении этих двух цивилизаций. Тюрками стали народы самой разной судьбы, преимущественно кочевники, но не только. Многие народы вокруг Великой степи давно были оседлыми, обрабатывали землю, строили города, владели многими ремеслами. С этнической точки зрения - это был союз явных европеоидов с явными монголоидами, но нет ни одного примера войн внутри каганатов по причине этнической неприязни! И это очень важно.

Но главный итог 1,5-тысячелетнего существования Тюркских каганатов – экспансия на север и северо-запад арабов и китайцев, экспансия на север и северо-восток греков (византийцев) была остановлена ими! Можно только предположить, каким было бы сегодня лицо Евразии, не будь в Великой степи, в Причерноморье и на Северном Кавказе тюрок! Народов, стремившихся к созданию Великих империй и переделыванию других народов под себя, в том мире было немало! Вот только некоторые из них: Япония, Китай, Персия (Иран), Греция (Византия) и, наконец, Англия!

Вместо послесловия.

Слово «кочевник» в нашем восприятии и в восприятии многих других народов Евразии давно и устойчиво окрашено в негативные тона. И эта несправедливость таковой даже не кажется! Так это глубоко засело в привычном мышлении.

Я пишу эту статью 24 июня 2020 года, в момент, когда наш президент В.В. Путин вручает государственные премии российским ученым. Один из лауреатов госпремии, посвятивший свою жизнь охране природы и спасению природы от последствий различных техногенных катастроф, заявил: «Кочевья в тундре и степи словно парят над землей… кочевники всегда жили в гармонии с природой, берегли землю, на которой живут… передвигаясь по тундре и степи они оставляли после себя не выжженную и мертвую землю, а цветущий оазис! У кочевников даже есть такое высказывание: «После нас остается наша земля».

Настало время внимательнейшим образом узучать жизнь кочевников, их величайший опыт природосбережения, учиться у них бережному, трепетному отношению к природе!»

Вот так!

После множества техногенных катастроф везде по миру (а это последствия бездумной технологической цивилизации), в том числе и в нашей стране (к великому сожалению), настало время иначе взглянуть на эту особую кочевую цивилизацию, которая давно уже является частью и нашей, Русской цивилизации, и начать учиться у кочевников реальной любви к природе, к своей земле, к своей стране, учиться у них беречь матушку-природу, жить с ней в гармонии, как веками живут в гармонии с природой наши кочевые народы!

Мы напрасно полагаем, что Западная цивилизация – это великое благо… Не будем так наивны!