Интернет сегодня - это основной поставщик информации
В мае 2017 года Роскомнадзор опубликовал статистику, согласно которой сетевых СМИ в России почти в два раза больше, чем печатных: в I квартале 2017 года зарегистрировано 402 сетевых издания и 270 печатных. Причем в I квартале 2016 года данные были такими: 191 сетевое издание и 377 печатных.
Это было следствием того, что в 2017 году были приняты поправки в закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (Статья 10.4). Теперь новостные агрегаторы почти приравнены к СМИ и тоже несут ответственность за распространение ложной информации (и т.п.), но не в том случае, если ее источник – официальный сайт государственного органа или официально зарегистрированное СМИ, которое может быть привлечено к ответственности по закону о СМИ.
Тогда же были приняты поправки и к закону о СМИ, ограничивающие участие иностранного капитала в российских медиа долей в 20% (по аналогии с поправками 2014 года, запрещающими иностранным гражданам выступать учредителями СМИ в России). Как следствие, такие зарубежные СМИ как Deutsche Welle, BBC, имеющие русскоязычную версию, перебрались в Интернет. И известный портал Meduza.io (зарегистрирован в Латвии) доступен только в сети.
Все это не просто говорит о популярности Интернет-изданий, а в очередной раз напоминает: государство диктует свои условия и во Всемирной паутине - пространстве, которое давно перестало быть свободным.
Многие пользователи Интернета до сих пор думают, что пропаганда осталась в традиционных СМИ и новых медиа это не касается.
РИА Новостям они доверяют больше, чем Первому каналу. Но по факту многие сетевые СМИ от традиционных провластных ничем не отличаются
Рупоры с Первого канала уже давно вошли в наш "свободный" Интернет и так же искусно управляют информацией. Просто под другим именем.
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И СЕТЕВЫХ СМИ
Управлять информацией можно по-разному: напрямую через административно-правовые рычаги и косвенно через различные модели взаимодействия политической элиты и элиты СМИ. Рассмотрим несколько примеров косвенного урегулирования информации, которые остаются актуальными и в Интернете.
Модель «патронажа»
Учредителями СМИ являются властные структуры (они же и дотируют СМИ), которые назначают руководителей СМИ и применяют к ним жесткие командно-административные методы управления.
Например, сетевое издание РИА Новости (RIA.RU) (с 2014 года) учреждено организацией МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ», которая, в свою очередь, учреждена Российской Федерацией, с уставным капиталом в 50 млн. рублей.
Модель «партнерства»
СМИ поддерживают политику властей, за это последние оплачивают услуги СМИ в рамках договора об информационном обслуживании или предоставляют льготы, кредиты и пр.
Например, популярное сетевое издание Russian.rt.com с главным редактором Маргаритой Симоньян, по совместительству главным редактором МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ» (учреждено государством).
В марте 2020 года Russian.rt.com занимало 2 место в ТОП-30 самых цитируемых Интернет-ресурсов по рейтингу Медиалогии: это говорит о высокой популярности издания.
Важно отметить, что RT подвержен критике запада за кремлевскую пропаганду и искажение информации (в частности, об аннексии Россией Крымского полуострова, о военном конфликте между пророссийскими сепаратистами и официальными войсками в Восточной Украине). Так, RT критиковали Хиллари Клинтон, Тереза Мэй, представитель США в ООН Саманта Пауэр, Петр Порошенко, Эмманюэль Макрон, министр иностранных дел Литвы Линас Антанас Линкявичюс и другие.
Сетевое издание учреждено АНО «ТВ-НОВОСТИ», и государство закупало у них услуги на общую сумму 8 088 760 руб.: в 2018 году за создание «информационных материалов, направленных на продвижение туристических продуктов Республики Крым в осенне-зимний период, и размещению их на Туристическом портале Республики Крым и в социальных сетях» и два раза в 2011 году (без детального описания сути услуг).
К слову, АНО «ТВ-НОВОСТИ», в свою очередь, учреждено ФГУП РАМИ «РИА НОВОСТИ» (которое в 2013 году заменило ФГУП МИА «РОССИЯ СЕГОДНЯ»). Оно учреждено Российской Федерацией, с тем же руководителем...
Заместителя генерального директора ВГТРК вы точно знаете: Киселев Дмитрий Константинович
Модель «противостояния»
СМИ критикуют власть, и она «душит» оппозиционеров через административные ресурсы.
Например, в 2014 году в России впервые были заблокированы сетевые СМИ. Так, без судебного решения, по требованию Генеральной прокуратуры Роскомнадзор ограничил доступ сразу к трем оппозиционным сетевым изданиям: Грани.ру, Ежедневный журнал и Каспаров.ру в связи с «призывами к противоправной деятельности и участию в массовых мероприятиях, проводимых с нарушением порядка».
23 июня 2020 г. ЕСПЧ признал незаконной внесудебную блокировку сайтов «Каспаров.ру», «Грани.ру» и «Ежедневный журнал» и присудил по 10 тысяч евро изданиям за внесудебную блокировку
"ЕСПЧ считает, что российские власти нарушили статьи 10 и 13 Европейской конвенции по правам человека (свобода выражения мнения и право на эффективное средство правовой защиты). Суд признал блокировку сайтов незаконной" - Медиазона.
Владимир Корсунский, главный редактор «Граней», в интервью Republic
"Закроем этих, остальные притихнут" 2014 года сказал:
«Нас заблокировали всех вместе. При этом регистрационное удостоверение формально «ЕЖ» не брал. Они – СМИ, но регистрации нет. А у нас есть регистрация, которую никто не отзывал. То есть мы продолжаем оставаться СМИ, но СМИ, которое заблокировано. Ну бред же. (Смеется)»
Генеральный директор «ЕЖа», Ольга Пашкова, в том же интервью рассказала:
«Общая позиция Генпрокуратуры и Роскомнадзора была изложена на сайте Роскомнадзора в двух строках, но что они имели в виду, мы не знаем до сих пор! Ни конкретных материалов, ни ссылок на страницы, которые, по мнению Генпрокуратуры, могут содержать противоправную информацию, – ничего! В законе указано, что администраторы сайта должны удалить противоправную информацию и сообщить об этом в Роскомнадзор по специальному каналу, после чего Роскомнадзор пересматривает дело, и в случае удаления спорного контента дает отмашку на включение ресурса».
На момент написания статьи данные сетевые СМИ до сих пор заблокированы на основании Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Помимо представленных моделей, возможно также включение представителей политической элиты в руководящие органы СМИ или, наоборот, включение элиты СМИ во властные структуры; лоббирование, взаимовыгодное экономическое сотрудничество, коррупция и т.д.
В этом контексте взаимоотношений власти и СМИ хочется отметить особую модель взаимодействия, которую применяют в странах Скандинавии.
В Скандинавии абсолютно все СМИ, независимо от политической ориентации, имеют равные права на государственную поддержку. Так, оппозиционные СМИ указывают на недостатки в работе правительства, что позволяет ему улучшить качество своей работы.
- Стариков А. Г., к. полит. н. // «Власть России: контроль над СМИ, модели взаимодействия, формы и методы влияния на общественное сознание»
Найдете Россию в Edelman Trust Barometer 2020?
Немного фактов:
- 76% участников опроса проявили беспокойство, что ложная информация и фейковые новости становятся новым видом информационного оружия (рост на 6 п.п. по сравнению с прошлым годом);
- 57% опрошенных не верят, что СМИ компетентны и хорошо разбираются в предмете и фактах;
- более надежной представляется информация, поступающая от технических специалистов компаний (68%), ученых (66%); а ненадежной – официальные данные от властей (33%) и журналистов (34%). Представители НКО также не рассматриваются в качестве надежных источников информации (44%), причем по сравнению с прошлым годом доверие к информации НКО в мире снизилось на 4 п.п.