Понятие «жилье бизнес-класса» за последние лет десять заметно трансформировалось. Многие его постулаты утратили прежнюю актуальность.
Ранее основой для определения жилья бизнес-класса были локация и монолитно-кирпичная технология строительства. В таких проектах могли быть подземная парковка и огороженная территория. При этом материалам отделки фасадов особое внимание не уделялось.
Инженерное наполнение в ЖК бизнес-класса отличалось только используемыми брендами и качеством комплектующих, в то время как, например, об организации технической стороны систем кондиционирования речи не шло.
Планировочные решения предполагали большие площади, зачастую даже не согласованные между собой. Так, при спальне площадью 15 кв. м мог находиться санузел в 10 кв. м при отсутствии возможности выделения гардероба, или ширина коридоров могла быть 1,2 м вместе с тем, что они занимали 20% общей площади всей квартиры.
Время новых возможностей
С появлением новых материалов и технологий ситуация стала меняться. Именно технический прогресс, а не так называемое «время покупателя», как думают многие, стал решающим фактором в изменении смысла или даже идеологии жилья, которое мы относим к категории бизнес-класса.
«Мнение о том, что пришло время покупателя, который голосует за те или иные изменения рублем, не совсем корректно отражает происходившие и ныне продолжающиеся процессы, – говорит Полина Балашова, директор по аналитике и ценообразованию «ИНТЕКО». – В большинстве своем покупатели не представляют, что такое «планировка мечты», поскольку не сталкиваются в повседневной жизни с вариативностью жилых пространств, точно так же они оперативно не отслеживают новинки технического прогресса в отношении инженерного обеспечения».
Грубо говоря, обычный человек едва ли сможет четко сформулировать какой именно продукт он хочет получить от девелопера, за который не жалко выложить кругленькую сумму. Поэтому так называемое «время покупателя» для застройщиков это возможность продемонстрировать, каким может и должно быть современное жилье бизнес-класса. При этом одни решения, но переработанные, перенимаются из проектов классом выше, например, системы обслуживания дома и сервисы для жильцов, а другие появляются в силу того, что они в принципе существуют, но раньше никто не обременял себя вопросом их внедрения.
«Нынешний бизнес-класс уверенно догоняет «премиум» по формату, качеству строительных материалов. Исключение, наверное, составляет только количество квартир в доме. Все-таки, чем дом выше классом, тем меньше квартир в нем, – комментирует Александра Синилова, директор департамента по работе с девелоперами компании Savills. – С приходом новых технологий, усовершенствовалась система охраны ЖК, сократилось количество персонала. Система диспетчеризации домов позволяет избегать многих бытовых проблем. Жители могут регулировать температуру и работу всевозможных бытовых приборов в квартире непосредственно с телефона, порой, находясь за тысячи километров от дома».
Например, жители «умного» ЖК Headliner смогут не только в режиме онлайн отслеживать показатели счётчиков, отключать воду и оплачивать счета, но и к своему приходу домой вскипятить чайник и включить музыку.
«Проекты наделяются и другими «фишками», таким как: зона workout на крыше, зарядки для электрокаров в подземном паркинге, покрытие внутренней территории сетью WI-FI, разъемы USB в скамейках во дворе, эмоциональная подсветка фасадов и др.», – развивает тему Сергей Ковров, руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости».
Если говорить об отделке фасадов и внутренних пространств, то в жилых комплексах бизнес-класса все чаше используются натуральные материалы или их качественные имитаторы. Лобби стало функциональным пространством, где можно с кем-то встретиться, решить вопросы с организацией доставки, химчистки или вызова такси.
Девелоперы совместно с архитекторами стремятся создать не просто дом, который как-то должен вписаться в окружающую застройку, а доминанту района или квартала, где будут концентрироваться в том числе торговые потоки, привлекающие интересных арендаторов и насыщающие инфраструктуру жилого комплекса. Каждый проект реализовывается со своей индивидуальной чертой. Так, например, в проекте «Вестердам» будет сохранен яблоневый сад, существовавший на месте застройки задолго до каких-либо планов освоения этой территории.
В отношении планировочных решений также произошли большие изменения – появились ранее не предлагаемые помещения, например, гардеробные, кладовые, постирочные. В них, как оказалось, имеется повседневная необходимость, но раньше приходилось для этого выделять какие-то зоны жилых помещений. Так, гардеробные комнаты освободили жилое пространство от различных шкафов и лишних полок. В целом современный бизнес-класс предлагает покупателю значительно более обширный набор решений, и данный тренд очень быстро набрал силу.
«Те застройщики, которые вышли на рынок с посредственным проектом однозначно проигрывают тем, кто предлагает полноценную жизнь в своих ЖК, – отмечает Полина Балашова.
Не место красит бизнес-класса
В компании Донстрой отмечают, что 40 % всех новостроек Москвы это именно жилье бизнес-класса. Таким образом меняются не только сами проекты, но облик столицы. В последнее время этот крупный девелопер ведет активную стройку вдоль набережных Москвы-реки, ранее не причисляемых к бизнесовым локациям.
Флагманский проект Донстроя – жилой комплекс бизнес-класса «Символ» на месте бывшего завода «Серп и Молот» в Лефортово – опять же не то место в прежнем понимании. Однако необычная архитектура сделала «СИМВОЛ» одним из самых ярких и узнаваемых проектов Москвы. Монолитные здания отличаются пластичными «бионическими» формами, в оформлении вентилируемых фасадов использованы современные технологичные материалы: эмалированное закаленное стекло стемалит, штучная декоративная плитка White hills, гнутые композитные панели. Такие материалы отличаются высоким качеством и используются в высоких сегментах новостроек.
В смысле выбора локации (и не только) демократизация бизнес-класса является еще одной ярко выраженной тенденцией, считает Сергей Ковров. В последние годы жилые комплексы бизнес-класса появлялись в отдаленных районах Москвы, а плотность их застройки возросла, чтобы предложить клиентам более доступные расценки.
«Реакцией застройщиков на кризис 2015 года стало уменьшение средней площади квартир. В последующие пять лет клиенты начали подыскивать более компактные варианты, сокращая таким образом затраты на покупку. Помимо этого, в продаже появилось больше объектов с европланировками, которые представляли собой компромиссный вариант по соотношению площади и количества комнат, что также помогло застройщикам адаптировать свой продукт под изменившуюся конъюнктуру рынка», – отмечает эксперт.
Преображение продукта
Если обобщить все сказанное, то по версии Анна Соколова, директор по маркетингу ГК «Инград», в сегменте жилья бизнес-класса отмечаются две основных тенденции:
1. Расширение продуктовой линейки, увеличение разнообразия внутри класса.
Большое количество проектов в реализации и их разнообразие в плане локации и продукта расширило линейку предложения от «low-бизнес» до «upper-бизнес». Сейчас у покупателей большой выбор различного спектра проектов как по локации, так и по техническим характеристикам и площади квартир
2. Полное преображение продукта относительно старых стандартов бизнес-класса.
Квартирография и средняя площадь. Бизнес-класс не обошла стороной общерыночная тенденция на рационализацию каждого квадратного метра жилья. Если взглянуть на вторичное предложение в проектах бизнес-класса, введенных в эксплуатацию 2010-2015 гг., то мы увидим среднюю площадь квартир на уровне 90-100 кв. м и не самые эргономичные планировочные решения. Сегодня же в проектах, представленных на рынке в этом сегменте средняя площадь квартиры в рамках корпуса может варьироваться от 55 до 85 кв. м. При этом формат студий больше не является табуированным для данного сегмента. Многие проекты бизнес-класса предусматривают малогабаритные лоты с учётом современных реалий.
Отделка квартир. Отсутствие отделки в квартирах и апартаментах и понятие бизнес-класса больше не являются синонимами. Порядка 34% проектов бизнес-класса в Москве реализуют квартиры с отделкой (полной чистовой или же white box, по проектам в целом или же частично по корпусам или секциям).
Подземный паркинг. Прошли времена, когда соотношение квартир и машино-мест в бизнес-классе не должно быть меньше чем 1:1. «Классический» коэффициент обеспеченности местами в подземном паркинге сегодня на уровне 0,6-0,8. Распространение каршеринга, такси и сервисов личных водителей делает своё дело.
Материалы отделки фасадов и МОП. Меняются тренды по использованию материалов для отделки фасадов и МОП. На сегодняшний день для проектов бизнес-класса используется стеклофибробетон, архитектурный бетон, детали из стемалита и натурального камня, архитектурная 3D кладка (например, в RiverSky от ГК «Инград»), а также разного рода нестандартные приёмы, связанные с расположением и формой оконных проёмов.
Мы будем Вам очень признательны, за подписку на наш канал «Девелопмент недвижимости» или рекомендацию друзьям и знакомым его в социальных сетях. Для получения наиболее полной информации по интересующей Вас теме вы можете посетить наш сайт Depat.info.