Найти тему
В контексте

Лучшие семейные саги в мировой литературе

Оглавление

Все эти книги экранизированы. Согласна, что фильм может передать дух времени, характеры и эмоции героев. Но не настолько, как книга.

«Московская сага»

Кадр из киноромана «Московская сага», «РИСК», «Фильм-Юнион», 2004
Кадр из киноромана «Московская сага», «РИСК», «Фильм-Юнион», 2004

За непродолжительный промежуток времени я уже в третий раз упоминаю либо произведения Василия Аксенова, либо его самого. Ничего не могу поделать. Кроме того, что люблю этого писателя, считаю неправильным не включить его трилогию в список лучших семейных саг.

Три романа «Московской саги» («Поколение зимы», «Война и тюрьма», «Тюрьма и мир») охватывают тридцатилетний период – с середины 1920-х до середины 1950-х годов. Неоднозначное и однозначно нелегкое время. Недолгий расцвет нэпа, коллективизация, репрессии, масштабные чистки в Красной Армии, бесчинства Берии, «дело врачей»...

Семья Градовых стала не только свидетелем этих событий. В страхе за своих близких профессор медицины, потомственный врач Борис Никитич проявляет слабость, которую до конца жизни не сможет себе простить. А его сыновья – и талантливый военачальник, и убежденный марксист – попадают под каток репрессий.

Но эта книга не только об ужасах 30-х годов, ночных страхах, нечеловеческих испытаниях, цинизме власть имущих и приближенных к ним. Это книга о крепкой семейной связи, семейных ценностях и традициях. О любви, разной, но настоящей. Об очень интересных, неординарных людях. Причем интересны не только главные герои, но и эпизодические. К слову, среди последних много известных писателей.

«Сага о Форсайтах»

Кадр из телесериала «Сага о Форсайтах», Granada Television, 2002
Кадр из телесериала «Сага о Форсайтах», Granada Television, 2002

Классика жанра. Собственно, когда мы говорим о семейной саге, в первую очередь подразумеваем монументальное произведение Джона Голсуорси. Читать его нужно не спеша, хотя бы сначала, чтобы запомнить героев. Их очень много. И могло быть еще больше, если бы все братья и сестры старого Джолиона познали радость отцовства и материнства.

Форсайты умеют выгодно вкладывать деньги. Это богатые и уважаемые люди. Очень сплоченные, особенно когда речь идет о капитале и репутации семьи. Они презирают бедность, поэтому заключают только выгодные браки. Кто нарушает это непреложное правило (а есть и такие), становится изгоем.

Но нельзя сказать, что они не умеют любить и что им неведомы другие чувства, кроме жажды наживы. Иначе какой интерес читать тысячи страниц. А читать эту книгу, безусловно, интересно. Голсуорси – блестящий повествователь.

Непосредственно в «Сагу о Форсайтах» входят пять романов – «Собственник», «Последнее лето Форсайта», «В петле», «Пробуждение», «Сдается внаем». Но это не все. Продолжение истории – в цикле «Современная комедия» с повзрослевшими детьми Сомса и Ирэн. Дочь Сомса Флер можно встретить и на страницах трилогии «Конец главы». Но это уже история другой семьи. Не менее интересная, кстати.

«Семья Буссардель»

Французская версия «Саги о Форсайтах» от Филиппа Эриа. О зажиточных парижских буржуа, которые любят деньги не ради самих денег и не за то, что с их помощью можно сделать, а за присущее им свойство множиться. Это не мой вывод, это признание бунтарки Агнессы – правнучки биржевого маклера, первого богатого Буссарделя.

Если Форсайты у Голсуорси сразу предстают перед читателем богатым и могущественным семейным кланом, то Буссардели в начале повествования ведут относительно скромный образ жизни. Хоть и не обходятся без служанки, но поход в дорогой ресторан для них – событие. Но постепенно и они обзаводятся атрибутами богачей – от множащегося капитала и семейных легенд, которые сами же и ваяют, до незамужней тетушки на каждое поколение (деньги остаются в семье!)

Буссардели прекрасно осознают значимость нажитого богатства и свою ответственность перед ним. Они заключают только правильные браки, окружают себя только полезными людьми и тщательно скрывают скелеты в шкафу. Даже от самих себя.

Вышеупомянутая Агнесса появляется во втором романе, следующем за «Семьей Буссардель», – «Испорченные дети». А завершает цикл «Золотая решетка».

«Будденброки»

Кадр из фильма «Будденброки», Bavaria Film, 2008
Кадр из фильма «Будденброки», Bavaria Film, 2008

Семейная хроника, созданная Томасом Манном. О трех поколениях бюргерского семейства, сколотившего состояние на коммерции. И об угасании этого славного рода, о чем сам автор сразу же предупреждает читателя.

Богатые и успешные Будденброки ведут размеренную жизнь – методично наращивают капитал, занимают ответственные посты в родном городке, обстоятельно выбирают окружение. И такое положение их вполне устраивает. Немудрено – семейное дело процветает, нужно только обеспечить продолжение рода.

Но Будденброки не готовы к вызовам. Они не способны самостоятельно сделать выбор, поступить вопреки желанию семьи, построить крепкие отношения. Даже вести бизнес по новым правилам для них оказалось непросто. И на респектабельном фасаде появляются все новые и новые трещины, которые со временем разрушат фундамент.