Скоро весна, значит, можно будет подолгу гулять по Москве в своё удовольствие и искать что-нибудь интересное (особенно если границы так и не откроют!). На вопрос, что поискать интересное, я предлагаю проверенный временем, но всё-таки не самый банальный ответ -- дома авторства Фёдора Шехтеля. Модерн -- это не только моя большая любовь, это объективно интересный архитектурный стиль. Он же ар-нуво, югендстиль, тиффани, сецессион... Дома с башенками и причудливыми фасадами почти всегда бросаются в глаза, и если мы с удовольствием рассматриваем их в Риге или, например, в Риме в квартале Коппеде, то почему бы не насладиться наследием la belle epoque в Москве?..
Во время экскурсии можно вспомнить: московские заказчики в начале ХХ века охотно выбирали любые разновидности модерна, чем безумнее с точки зрения современников, тем лучше – и то, от чего мы сегодня приходим в восторг, когда-то казалось безвкусицей. Ха-ха.
Итак, какой я предлагаю маршрут московской модерновой прогулки?
Особняк Саввы Морозова (ул. Спиридоновка, 17)
Роскошный особняк, построенный в 1893-98 годах для жены Морозова Зинаиды, стал ярчайшим примером московской неоготики. Выполнен он в строгом духе английского модерна – меценат Морозов попросил Шехтеля взять за образец величественные «рыцарские» замки, которые он видел в Манчестере. Шехтелю же заказали и интерьер, поэтому внутри можно увидеть мраморные полы, готические арки, небольшие башенки и гобелены на средневековую тематику. Именно этот особняк стал судьбоносным в карьере Шехтеля – после окончания работ на Спиридоновке на него посыпались новые заказы.
Сейчас в здании – Дом приёмов МИД. Если вы не приглашены на вечер среди дипломатов высокого уровня, то шанс полюбоваться зданием изнутри выпадает дважды в год: на дни культурного наследия (обычно в середине апреля). Правда, сейчас, в эпоху коронавируса, всё это не особенно актуально, увы...
Особняк Рябушинского (Малая Никитская ул., 6)
В 1900-1903 гг. Шехтель работает над зданием, в котором причудливо сочетаются элементы строгой английской готики и мавританского стиля. Этот особняк построен строго геометрически, с выступающими асимметричными стенами, как будто сложенный из нескольких кубиков. Светлый глазированный кирпич, которым были облицованы стены, добавлял зданию легкости, современности. Если присмотреться, можно увидеть украшение фасада – мозаику гигантских орхидей, один из ярких примеров шехтелевского дизайна.
Ценители сравнивали этот особняк с творениями Гауди, поскольку здесь также все подчинено законам природы и выполнено здание в природных мотивах. Ну, насколько я помню Барселону... действительно что-то общее есть. К сожалению, внутри здания я ни разу не бывала: говорят, там всё посвящено теме подводного мира... Надеюсь, будет возможность посмотреть однажды.
Хотя не все современники оценили этот дом. Вот, как высказался о нём Корней Чуковский в своём дневнике:
«Самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Лестница, потолки, окна - всюду эта мерзкая пошлятина. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее».
Да-да, напомним, современники не особо жаловали модерн...
Собственный особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке (дом 28 стр.1)
Обеспечив дома лучших своих современников, Шехтель не мог забыть о себе. Его собственный дом в Ермолаевском переулке издалека напоминает сказочный средневековый замок с множеством башенок, облицованный ярким кирпичом. Окружает его решетка с растительным орнаментом, а прямо над входом – мозаичное панно, на котором выложена первая буква фамилии архитектора и дата постройки (1896 год). Позднее Шехтель пристроил к зданию небольшую мастерскую. Сам автор периодически смеялся, что его дом издалека принимают за синагогу – слишком уж непривычная для Москвы была архитектура. Сейчас в здании – посольство Уругвая.
Товарищество скоропечатни Левенсона в Трехпрудном переулке (дом 9)
В двух шагах от собственного дома Шехтеля – другая его постройка. Ансамбль зданий в Трехпрудном переулке был возведен в 1900 году и тоже напоминает европейский замок с башенками – однако уже не уютно-красный, а более изысканный, облицованный светлыми материалами. На кровле был задуман стеклянный купол, а также решетка с надписью. Вместо мозаики здесь – витражи, небольшой барельеф, изображающий рабочих у печатного станка, и надпись на фасаде, а также кованые светильники у парадного входа.
Если внимательно читать воспоминания Анастасии Цветаевой, сестры Марины, то зацепишься взглядом за несколько эпизодов с рассказами о том, как девочки из Трехпрудного переулка вечерами смотрели в окно на башенки товарищества Левенсона и воображали их сказочным замком (дом построили, когда Марине было 8, а Анастасии 6 лет).
Ярославский вокзал
Каждый, кто хоть раз уезжал к северу от Москвы с Ярославского вокзала, обращал внимание – здание вокзала напоминает теремок, неяркая цветовая гамма которого передает настроение русского севера. Шехтель изобразил также символы двух городов, с которыми Москву связала Ярославская железная дорога – это Архангельск (поражающий дьявола архангел Михаил) и Ярославль (медведь с секирой) рядом с московским Георгием Победоносцем. Также на здании можно рассмотреть нарисованные ягоды клубники: это майолика, отображающая флору и фауну севера. Наверное, это единственное творение Шехтеля, которое сейчас используется по прямому назначению.
Кинотеатр «Художественный»
Сразу оговорюсь, что после реставрации я ещё не успела побывать внутри кинотеатра, так что не знаю, многое ли там осталось от оригинального проекта начала ХХ века. Хочется верить, что много. Что же касается Шехтеля, то изначально здание строил не он - только позднее приложил руку к оформлению его изнутри и к фасаду, выходящему на Арбатскую площадь. Появившиеся там отсылки к греческой мифологии, а также статуи, передают дух неоампира, а симметричные входы в здание в прямоугольных нишах дополняют композицию. После переделки, проведенной Шехтелем в 1912 году, кинотеатр стал вмещать до 900 человек (вместо прежних 400).
Особняк Дерожинской (Кропоткинский пер., 13)
Жилой дом был построен в 1901-1904 годах. Облицованный светлым камнем, он выглядит очень легким и прозрачным, в отличие от других творений Шехтеля. Лепнина выполнена в виде цветочных гирлянд, а окошки-бойницы дополняют выступающее арочное окно на центральном фасаде. Здесь Шехтель также проявил себя как дизайнер – изнутри входные двери украшает большой черный паук (привет, напоминание о Дворце Паука в римском квартале Коппеде!), а возле камина в гостиной установлены необычные авторские барельефы в виде фигур мужчины и женщины. Сейчас в здании расположено посольство Австралии, и в дни культурного наследия можно заглянуть внутрь.
Дом в Кропоткинском переулке примечателен ещё и тем, кто ценители булгаковского творчества называют его одним из возможных московских адресов Маргариты. Как мы помним, в романе есть несколько косвенных намёков на то, где именно жила Маргарита, однако до сих пор не доказано, что Булгаков держал в голове конкретный дом. Поэтому я бы воздержалась от позиции "это дом Маргариты", но если кому-то нравится так думать, то почему бы нет?
Понравился рассказ? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, будет ещё много интересного. Читайте также: