Арбуз/ свиной хрящик и чистая математика.
Собственно, о фотографии
Около фотографии
О нас с Вами.
Реципиенты мы или Теурги?
Собственно/ о Фотографии
Вот уже 180 лет мир понимает под фотографией изображение чего-либо на бумаге, полученное при помощи специально созданного механического устройства - фотоаппарата.
Получение такого изображения происходит в два основных этапа. Вначале фотограф заносит желаемое на носитель изображения - стеклянную пластинку, плёнку, матрицу и т.д. Затем с носителя содержимое переносят и фиксируют на фотобумаге. Существуют и другие основы фотоизображения - ткань, металл, камень и прочее. Но основной, классической остаётся фотобумага.
На этом, как правило, в классическом варианте фотографии процесс работы над изображением заканчивается.
Конечно, можно и дальше его «улучшать» - раскрашивать, добавлять детали и т.д., но это будет уже не исходная фотография, а нечто другое.
А речь идёт о таком изображении, такой фотографии, которая непосредственно отражает то, что «увидел» фотоаппарат: это классика серебряной, или, как ещё говорят, аналоговой фотографии.
Долгое время среди фотографов, критиков и любителей фотографии шёл спор, частенько переходящий в «боевые действия», за место фотографии среди искусств.
Большая часть считала (да и сегодня есть такие), что фотография - чисто техническая вещь, что фотограф как автор, в отличие от художника; ничего сам не создаёт, он лишь фиксирует уже кем-то созданное, существующее. «В чём элемент творчества?» - задавались вопросом многие.
Но в конце концов «основным составом» мировой общественности и демиургов культуры ситуация разрешилась. Фотография была принята «на равных» в божественный сонм искусства.
Однако до сегодняшнего дня и перед седыми классиками жанра, и перед начинающим «молодняком» стоит маленький, но, по сути дела, основной по смыслу вопрос: когда фотография - творчество, и это искусство, а когда - фиксация факта, как отчёт о проделанной работе.
Поговорим...
Фотография - это просто. Один человек увидел что-то, что его удивило, поразило, обрадовало или огорчило, проще понравилось. И он решил оставить это у себя в памяти, поделиться с кем-нибудь.
Он берет созданное, придуманное для этого «удержания» специальное устройство - фотоаппарат, нажимает на нём кнопочку - и готово. Увиденное теперь сохранится на долгое время в виде бумажного отпечатка, а сегодня и компьютерного варианта - файла.
То есть фотография - это когда один человек делится с другим или с другими увиденным. Но не посредством рассказывания - монолога, текста, не изображением от руки - рисунком или картинкой, а механически закреплённым, без участия человека, изображением.
Такой фотографии много, она разная и для разного.
В её числе и та, о которой мы сегодня пытаемся поговорить, художественная. И если в вас бьётся одна, пусть слабая, но творческая жилка, однажды, рано или поздно, должен произойти контакт с Ней, и вы поймёте, что эта Фотография - не просто «фотка», а чудесное, данное вам в руки «волшебное зеркало», без которого мир людей многое теряет.
Вы поймёте, что есть Фотография и чем она отличается от фотки, фотоприкола, просто карточки ...
Если мы считаем, что занимаемся фотоискусством и хотим, чтобы нас принимали за тех, кем мы сами себя мыслим, что бы с пониманием и уважением относились к результатам нашей деятельности, и, закономерно, к нам как к творческим людям, мы должны действительно делать Фотографию - ту фотографию, которую каждый, кто хоть раз серьёзно коснулся фотопроцесса и задумался над этим, подразумевает как акт высокого творчества, того, что мы относим к настоящему искусству.
Исторически «та Фотография» - ни бытовая, ни техническая, ни прессовая, которую понимают именно как фотографию-искусство, - всегда была откровенной, точной, часто нелицеприятной, но всегда документальной и именно поэтому сильнодействующей, доказательной, в силу того, что её нельзя было опровергнуть. Ведь она показывала то, что было, существовало в природе, показывала, «как было», и смотревший на нее сам решал, что это, как это, зачем это, без чужих комментариев и подсказок.
Основой изображения был миг, мгновение жизни человека, природы, мира и космоса. Трудно судить о такой Фотографии, где зритель сам, без подсказок и «разжёвывания» решает - да или нет. Сам думает о том, что видит.
Разговор, серьёзный разговор о такой Фотографии начинается именно тогда, когда возникает больше одного мнения об «одном и том же». Вот тут-то и начинается...
Говорят, дескать, сколько людей, столько мнений.
Но если подумать... Обычно люди, обсуждая что-то, говоря о чем-то, руководствуются определёнными критериями оценки, часто даже не догадываясь об этом.
Вот, к примеру, два подхода к оценке, противоположных, по сути: один - суждение, исходящее из эмоций момента; второй - на основе существующих критериев и систематики подхода к оценке.
Первый строится на представлении об увиденном из ранее почерпнутого личного жизненного опыта, визуальных представлений и социальных установок ближайшего окружения.
Доказательные категории:
Я так считаю
Нравится - не нравится
Правильно - не правильно
Хорошо - нехорошо
Красиво - не красиво
Похоже - не похоже
Второй основан на опыте исторического развития жизни и общества, технического прогресса, логике визуальных законов понимания искусства.
Личные предпочтения - в последнюю очередь. Всё это почти как чистая математика - неопровержимо объективно и точно. Да, конечно, каждый имеет право на личное оценочное мнение, но это мнение твоего внутреннего «я», ты вправе сам для себя думать и решать, как хочется. Но если речь идёт о профессиональном искусствоведческом подходе, тут, видимо, личностной оценкой обойтись трудно.
Такая оценка должна исходить из всей суммы факторов, объективно учитывать системный подход и опыт общества за всю историю его развития.
Раньше, когда искусство было подражательным, подражало природе, когда художник как видел, так и рисовал, чтобы было похоже, искусство, тогда ещё только шагнувшее к самостоятельности, отвечало достаточно простым и практическим требованиям, стоявшим перед ним. Главное, чтобы было похоже, причем похожесть эта понималась по-своему, определенным образом.
А «публика», когда она смотрела на созданное, опознавала, узнавала или нет. Критерий узнаваемости главенствовал, далее шел тогда еще неосознанный, но подсознательно, генетически заданный «эстетический момент».
Тогда визуальные изображения и вообще то, что мы теперь называем изобразительным искусством, было доступно только элите сообществ - там, видимо, серьёзно задумывались над смыслом изображений в силу общественного статуса и необходимости их трактовки, именно там воспитывался, прививался культ стиля и эстетизма.
Так, эпоха Средневековья привнесла в искусство искусство того времени, да и сегодняшнего дня - один из главных критериев всего художественного: произошло разделение на низкое и высокое в искусстве.
Одно (высокое) было для элиты - статусно стоящих выше в обществе, властвующих фамилий и дворянства, а второе (низкое) - для «черни», обслуживающей их существование.
Когда возникла и расцвела ветвь религиозного направления в искусстве, она не исповедовала эстетических пристрастий в оценке произведений, оставалась в русле данных церковных представлений о канонически изобразительном «пейзаже» мира божественных проявлений.
Только эпоха Возрождения, вернувшаяся к понятиям об искусстве великих эллинов, поставила интеллектуалов вровень с элитой на лестнице общественных предпочтений.
Художники в широком смысле, люди творческого труда - поэты, философы, музыканты - становились властителями душ этого общества и его элиты. Самый широко известный пример - Леонардо да Винчи.
Когда в мире опять произошли социальные перемены, новая эпоха родила нового потребителя искусства - средний класс буржуазного сословия. Представителям этого класса искусство ранее было недоступно, теперь же они стали равноправными членами общества. От искусства теперь требовались массовость и доступность. Искусство и художник стали участниками рынка, элементами промышленного конвейера.
Когда произошло расслоение на класс капитала и класс рабочей силы, в искусстве опять начались метания между изготовителями «ширпотреба» и «штучными» мастерами, работавшими с элитой. Но не с той старой, а народившейся «из низов», которая не очень-то понимала в искусстве вообще, но хотела обязательно «соответствовать» вкусам и запросам обитателей замков и дворцов ушедшей эпохи.
Появилось искусство для «новой черни» и искусство, опять обязательно «высокое», для новой элиты.
Бурное развитие общества определило шаг технического процесса - изобретали и придумывали всё и вся - от зажимов для удерживания усов во время сна до семейных кораблей-ячеек на межпланетных поселениях Луны и остальных планет. Тогда-то и появилась фотография.
В изобразительном искусстве фотоаппарат во многом заменил руку творца изображения. Похожесть изображения достигалась теперь при помощи «механического карандаша». Потребность в ней на холстах мастеров кисти пусть постепенно. но отпадала.
Художники, традиционные «производители» искусства, быстро «откликнулись» на «ветер перемен» - они ушли в абстракцию, когда на картине изображалось что-то, а что именно, зритель должен был не узнать, не опознать, а угадать, решить для себя. Потому что полотно уже не отражало знакомые образы из жизни природы, а было своеобразным ребусом из мазков и линий.
Естественно, появились знатоки и ценители «нового» искусства, и опять, естественно, из «новой элиты». Такой зритель и ценитель из «знатоков», если даже он не понимал ничего в увиденном, согласно кивал головой, чтобы не выглядеть белой вороной - когда все вокруг «понимают», а он - нет.
Такому «знатоку» хотелось выглядеть умным и понимающим в искусстве, «как все».
Но всё это лишь про «новую» элиту, а для людей, в общем-то далёких от искусства (по разным причинам - например, в силу образа жизни занятых тяжёлым физическим трудом), но стремящихся, часто бессознательно, украсить свою жизнь, «как все», был придуман китч - массовое искусство. Искусство невысокого художественного уровня, доступного для понимания на самом невзыскательном эстетическом уровне. «Высокое» же искусство перестало «копировать» жизнь, превратилось в носителя отвлеченных смыслов, когда главным стало не подобие, а, наоборот, вне смыслового содержания «нечто», якобы недоступное, необъяснимое, но существующее, не подвластное обычному человеческому сознанию. Ведь это же высокое - значит, не для всех; искусства настоящего и так мало, на всех не хватает, а тут еще круче — высокое, элитно-штучное.
Вот тогда-то главным в оценке произведений и стали вкусовые пристрастия - «что кому нравится» по принципу «арбуз или свиной хрящик».
Поговорим...
Продолжение следует...
2. Фотография ради искусства, любви или наживы. "Профессиональной" фотографии нет. (02)
3. Мы все фотографы по неволе. Какая фотография считается идеальной? (03)
4. Выбор - самое сложное в фотографии. Ответьте на вопрос, какой фотографией вы хотите заниматься. (04)
9. Фотография в сравнении с другими искусствами, младенец. (09)
10. Какая определить что фотография "хорошая" или "плохая". (10)
11. Три вопроса фотографа. Что я снимаю, зачем я снимаю, как я снимаю. (11)