Петр Первый, отец императрицы Елизаветы, отличался суровым нравом. Характер Елизаветы Петровны был мягче отцовского, но государыня прослыла жестоким тираном в вопросах моды.
Императрица диктовала своим придворным, во что следовало одеваться, как носить и даже какие прически должны носить дворяне. О нравах того времени остались воспоминания Екатерины II: она была замужем за наследником великим князем Петром Фёдоровичем, будущим Петром III. Екатерина Алексеевна описывает один любопытный случай, произошедший при дворе императрицы.
На прощальную аудиенцию австрийского посланника Елизавета приказала всем придворным дамам надеть на полуюбки из китового уса короткие юбки розового цвета с короткими казакинами из белой тафты и белые шляпы: также подбитые розовой тафтой, поднятой с двух сторон и спускающиеся на глаза. Как признаётся Екатерина II, в этих нарядах «мы походили на сумасшедших, но это было [сделано] из послушания».
Широко известен указ Елизаветы Петровны о бритье светских дам. Однажды двор известили: все женщины должны обрить головы незамедлительно. Дам охватил ужас, и они с плачем расставались со своими волосами, которые были одним из главных украшений любого придворного наряда! Взамен Елизавета велела раздать женщинам черные, плохо расчесанные парики, которые те были вынуждены носить, пока не отрастут новые волосы. Причина такого самодурства оказалась проста: императрица очень неудачно покрасила волосы, и так как выходить в свет в таком виде посчитала неприличным, была вынуждена их сбрить.
На протяжении всего царствования Елизаветы таких указаний о внешнем виде придворных было множество. К примеру, вот предписания дамам 1748 года: «Волос задних от затылка не подгибали вверх, а ежели когда надлежит быть в робах, тогда дамы имеют задние от затылка волосы подгибать кверху». И ослушаться приказа императрицы было немыслимо! Регламентировались самые незначительные детали гардероба придворных:
"Дамам — кафтаны белые, тафтяные, обшлага, опушки и юбки гарнитуровые, зеленые, по борту тонкий позумент, на головах иметь обыкновенный папельон, а ленты зеленые, волосы вверх гладко убраны; кавалерам — кафтаны белые, камзолы, да у кафтанов обшлага маленькие, разрезные и воротники зеленые... с выкладкой позумента около петель и притом у тех петель чтоб были кисточки серебряные ж, небольшие».
Однако, даже соблюдая такой дресс-код, дамы могли попасть впросак: угодить вкусам императрицы было очень сложно. Требовались такт и чувство меры, чтобы приодеться прилично, однако не навлечь гнев Елизаветы слишком красивым нарядом. Когда государыня входила в бальный зал, она придирчиво осматривала всех конкуренток. Как вспоминает Екатерина II, однажды на глазах у всех Елизавета срезала ленты, которыми украсила свою прическу одна из придворных дам: они показались императрице слишком вызывающими. Под руку попадала и сама Екатерина II: Елизавета после бала постоянно отчитывала её за наряды и внешний вид. С другой стороны, это означало, что молодая великая княгиня оделась великолепно! Статус жены наследника не позволял Елизавете срывать с неё украшения.
Дамы лишались не только лент – иногда их судьба была намного печальнее. Когда в 1743 году началось следствие над семьёй Лопухиных, этот процесс стал поводом для Елизаветы расквитаться с матерью Ивана Лопухина – Натальей, светской львицей того времени. Она также стала подозреваемой в государственном преступлении, наказана кнутом и с урезанием языка сослана в Сибирь. Так женщина пострадала за свою болтливость и желание перещеголять в нарядах саму императрицу.
Почитайте наши материалы, как праздновали, что ели и пили при дворе Елизаветы Петровны.
Вы можете помочь каналу стать ещё интереснее! Кликните на ссылку доната «Яндекс.Деньги». Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал «горшочек каши»!