оявлению первого ARM-суперкомпьютера Fugaku на первом месте TOP500 мы уже порадовались. Но если взглянуть на оставшуюся часть списка, поводов для радости уже не так много. Шутка ли, в этом году в число новых машин в списке оказалось наименьшим с момента основания рейтинга.
Существенный прирост суммарной мощности всего списка с 1,65 до 2,23 Эфлопс обеспечила опять же машина Fugaku, внеся тем самым лёгкую сумятицу — отрыв между первым и вторым местом очень существенен. Однако тут есть два важных момента. Во-первых, A64FX концептуально ближе к Xeon Phi — собственная память, стандартные ядра + «широкие» инструкции сбоку — и стоит ли его причислять к CPU или всё же к ускорителям, ещё надо подумать. Во-вторых, энергоэффективность у этой 28-МВт машины оказалась практически идентичной показателю Summit (POWER9 + Volta).
Лидером Green500 вообще оказался специфический суперкомпьютер Preferred Networks MN-3 c ускорителями PFN MN-Core. Как и PEZY, это ещё одно японское чудо, которое вряд ли станет массовым. Остальные же места в «зелёном» списке, как и прежде, по большей части принадлежат машинам на базе процессоров Intel или POWER вкупе с ускорителями NVIDIA. Собственный суперкомпьютер NVIDIA Selene на базе DGX A100 (с AMD EPYC 7002 внутри) занимает в Green500 и TOP500 второе и седьмое место соответственно.
При этом, в целом, соотношение между производителями компонентов практически не поменялось. 470 систем используют процессоры Intel, ещё 11, включая Hygon, используют AMD. Причём Rome полгода назад было всего пару штук, а теперь уже восемь. Всего 4 машины базируются на ARM: Fugaku и её прототип, Flow на базе Fujitsu PRIMEHPC FX1000 с теми же процессорами A64FX и Astra на базе Marvell ThunderX2. Есть под одному SPARC и ShenWei, остальные — IBM POWER. Ускорители установлены в почти в трети систем, в подавляющем большинстве случае это NVIDIA разных поколений.
Теперь NVIDIA имеет право зачесть в свои активы заслуги Mellanox. Формально среди интерконнектов лидирует Ethernet, используемый более чем половине систем. За ним идёт InfiniBand — почти треть машин. Остальное приходится на проприетарные решения. Однако суммарная производительность суперкомпьютеров с Ethernet почти на треть меньше, чем этот же показатель у машин с IB или проприетарными интерконнектами. Массово Ethernet начинает встречаться у систем после первой сотни позиций TOP500.
Примерно такая же картина наблюдается со странами и производителями. Формально по числу суперкомпьютеров лидирует, конечно, Китай (226 шт.) и большая тройка Lenovo, Sugon, Inspur. В США их 114, в Японии 30, а в России и вовсе 2 (36-е место у SberCloud Christofari и 131-е у Ломоносов-2 в МГУ). Однако по суммарной мощности лидирует США, а Япония, благодаря всё тому же Fugaku, идёт вровень с Китаем.
Из необычного — в первой десятке свежего рейтинга на шестом месте находится промышленный суперкомпьютер HPC5 итальянской корпорации Eni, который является самым быстрым в Европе вообще. Не то, чтобы у нефтегазовых компаний не хватало возможностей получить такую машину, просто далеко не всегда они готовы делиться информацией.
Составители TOP500 отдельно отметили, что рынок коммерческих и академических суперкомпьютеров отличаются кардинально, и впервые проанализировали первую сотню машин в каждой категории. Собственно говоря, коммерческих машинах как раз уже давно довольно много, но топовые позиции традиционно удерживаются по большей части не ими.
По суммарным числу и производительности коммерческих установок в лидерах опять Китай и китайские же компании. А вот для академических систем картина совершенно иная. По числу в лидерах уже США и Япония, по производительности опять же Япония (снова всплеск из-за Fugaku) и США, а среди вендоров верхние строчки занимают привычные имена: Cray + HPE, Atos, IBM, Fujitsu. Для чипов в количественном выражении лидируют Intel и связка Intel+NVIDIA в обоих сегментах. В плане производительности для коммерческих суперкомпьютеров картинка такая же, а вот в исследовательских машинах доминирует пара POWER+NVIDIA и теперь уже ARM.
В целом же, скорость прироста общей производительности за последние десятилетия осталась практически неизменной. Малое число новых систем в рейтинге успешно скомпенсировал Fugaku, а в скором будущем нас ожидают как минимум три сверхмощные машины экзафлопсного класса Aurora, El Capitane и Frontier. Fugaku же хоть и не дотянул до этой заветной цифры в FP64-вычислениях, но на уровне организации системы его уже можно причислить к суперкомпьютерам нового поколения.