Найти тему
ART FLASH Magazine

Это возмутительно! Самые скандальные арт-объекты конца XIX — начала XX века

Или Как арт-скандал положил начало концептуальному искусству.

Внутри мира искусства всегда разворачивались оживлённые дискуссии, бурные споры и даже маленькие арт-войны. Последняя из них затронула ЛГБТ-активистку и художницу Юлию Цветкову.

Арт Юлии Цветковой, который она опубликовала в обращении к тем, кто её поддерживает. Источник: Facebook
Арт Юлии Цветковой, который она опубликовала в обращении к тем, кто её поддерживает. Источник: Facebook

Этот конфликт служит одним из самых свежих и наглядных доказательств того, что споры об искусстве – давно не привилегия элиты, мыслителей или самих творцов, а неотъемлемая часть социальной жизни. Люди размышляют, обсуждают, комментируют – всё это привычно и нормально.

История искусства полна примеров, когда полемика вокруг работ художников была настолько горячей, что перерождалась в скандал. Сегодня мы решили рассказать вам о трёх самых скандальных арт-объектах конца XIX – начала XX века, о том, кем были их создатели и как конфликты вокруг их работ повлияли на развитие художественной мысли в эпоху зарождения концептуального искусства.

Эдуард Мане – «Завтрак на траве» («Купание»), 1863

Мане написал «Завтрак на траве» в 1863 году специально для Парижского салона – самой престижной художественной выставки во Франции. Участвовать в ней было обязательным условием для всех художников, желавших стать узнаваемыми. Мане надеялся, что его картины смогут увидеть тысячи ценителей искусства со всего мира, однако ни одну из них не допустили к экспозиции. Жюри посчитало работы художника недостойными Парижского салона и отказало Мане в выставке. По разным оценкам жюри не приняло около 3 тысяч полотен знаменитых художников конца XIX века, таких как Пьер Ренуар, Фредерик Базиль и Клод Моне.

По инициативе Наполеона III параллельно с Парижским салоном был организован так называемый «Салон отверженных», в экспозицию которого вошли картины тех, кому не повезло участвовать в официальной выставке. Он привлёк колоссальное внимание публики и прессы: в некоторые дни количество посетителей превышало количество зрителей на Парижском салоне. Одной из картин Мане, представленных среди полотен «отверженных», был «Завтрак на траве» (первоначальное название – «Купание»).

«Завтрак на траве» (Эдуард Мане, 1863)
«Завтрак на траве» (Эдуард Мане, 1863)

По академическим меркам искусства второй половины XIX века, всё в картине Мане было неправильно. Композиция резко нарушалась за счёт слишком крупной женщины на заднем плане. Обнажённая фигура впереди представлялась в безвкусном бытовом свете: она бесстыдно смотрела прямо на зрителя, не пытаясь скрыться и не выражая ярких эмоций, как и мужчины, сидевшие подле неё. Сюжет картины вызывал множество вопросов: почему женщина раздета? Как она может сидеть в обществе двух молодых мужчин? Почему купальщица сзади них никого не смущает? Всё это раздражало публику.

Кроме вопросов к сюжету картины, у зрителей возникало множество сомнений в технике её написания. Нарочито крупные мазки Мане создавали впечатление небрежности и неряшливости, которое не понравилось людям, привыкшим к тонкой эстетике и изящной художественности. Тогда мало кто из обывателей мог предположить, что напускная «неаккуратность» художника станет отдельным стилем мировой живописи, который назовут импрессионизмом.

«Олимпия» (Эдуард Мане, 1865)
«Олимпия» (Эдуард Мане, 1865)

Мане обвиняли в бесталанности, отсутствии стыда и хорошего вкуса, однако в то же время на него обратили внимание. Благодаря «Салону отверженных» общество узнало о Викторине Мёран – французской художнице и любимой модели Мане. В 1865 году она снова появилась обнажённой на картине «Олимпия», что тоже стало скандалом в творческих кругах. Так в традиционном французском искусстве начались перемены, которые позже привели к смене эстетических ценностей и зарождению новых художественных стилей.

Казимир Малевич – «Чёрный квадрат», 1915

История одной из самых скандальных картин русского авангарда «Чёрный квадрат» Казимира Малевича немного напоминает историю «Завтрака на траве».

Малевич, как и Мане, готовился представить несколько своих картин на особой выставке – это была футуристическая экспозиция «0,10» в Петербурге. По одной из версий, художник не смог написать достойную картину и замазал полотно чёрной краской. Стоит подчеркнуть, что это только одна из гипотез развития событий: в 2015 году сотрудники Третьяковской галереи обнаружили следы других красок под чёрным слоем.

 «Чёрный супрематический квадрат» (Казимир Малевич, 1915)
 «Чёрный супрематический квадрат» (Казимир Малевич, 1915)

Таинственна не только история создания «Чёрного супрематического квадрата», но и его форма и содержание. Если внимательно приглядеться, то можно увидеть, что «квадрат» Малевича – это вовсе не равносторонняя фигура: она скорее напоминает прямоугольник, причём не совсем пропорциональный. Его стороны попарно не параллельны друг другу и внешним границам холста. Это что-то принципиально новое, выходящее за рамки привычного нам понимания геометрии.

Вместе с «квадратом» на выставке в Петербурге Малевич представил «Чёрный круг», «Чёрный крест» и «Красный квадрат». Это было попыткой собрать супрематическую коллекцию фигур, уйти от традиционного понимания высокого искусства и выразить суть беспредметного художественного стиля. Работы Малевича – это резкий акт самовыражения и вызов традиционным ценностям в мире искусства, и не только в нём, учитывая исторический контекст происходившего. 1915 год – всего два года до Октябрьской революции, которая сломает большинство традиций дореволюционной жизни и установит свои.

«Красный квадрат» (Казимир Малевич, 1915)
«Красный квадрат» (Казимир Малевич, 1915)

После «Чёрного квадрата» и «Красного квадрата» из-под кисти Малевича вышла ещё одна похожая картина – «Белый квадрат» (конечно же, он тоже не был квадратом в прямом значении этого слова). Вместе они составили супрематический триптих. Малевич утверждал, что цвета фигур обозначают экономию (чёрный), революцию (красный) и «чистое действие» (белый) и несут глубокий внутренний смысл. Так, творчество художника действительно вышло за рамки традиционного искусства и стало широким жестом в политической и социальной жизни российского общества начала XX века.

Если тайна «Чёрного квадрата» завораживает вас настолько, что хочется узнать о полотне побольше, то мы советуем посмотреть мультсериал «Чёрный квадрат» – в нём простым языком рассказывается о картине Малевича и об истории её создания.

Марсель Дюшан «Фонтан», 1917

Если Малевич презирал предметный мир с его железным порядком и чёткой структурой, то Марсель Дюшан в то же время пытался вывести восприятие бытовой жизни на качественно новый уровень. Об этом говорит его всемирно известная инсталляция в технике реди-мэйд (от англ. ready-made ­– готовое, не сотворённое руками автора) под названием «Фонтан».

«Фонтан» (Марсель Дюшан, 1917)
«Фонтан» (Марсель Дюшан, 1917)

Речь идёт о том самом перевёрнутом писсуаре с надписью «R. MUTT 1917», который вы могли видеть в книгах об искусстве и в интернете.

Предметом искусства писсуар стал в 1917 году, когда художник решил использовать его на выставке Общества независимых художников. Но в последний момент ему отказали в экспозиции без объяснения причин. Тогда Дюшан перенёс «Фонтан» в студию американского фотографа Альфреда Стиглица. Он сфотографировал писсуар и предложил фотографии нью-йоркской газете The Blind Man, которая поддерживала дадаизм (одно из течений авангарда в искусстве начала XX века – прим. ред.). Публикация писсуара была смелым и грубым шагом и потому привлекла внимание не только американской публики, но и других художников-авангардистов, а также художественных критиков.

Загадку «Фонтана» пытались разгадать многие, но сам Дюшан говорил, что его работа – это насмешка над авангардом, который бессилен в своей попытке открыть новые стили и изменить зрительское восприятие. Как бы то ни было, скандал вокруг дюшановской инсталляции породил множество споров о том, каким должно быть «настоящее» искусство, а также положил начало концептуализму, который и сейчас занимает тысячи художников, скульпторов и дизайнеров по всему миру.

В 2004 году полтысячи британских деятелей культуры провели голосование и признали «Фонтан» Марселя Дюшана самым влиятельным произведением искусства XX века. Сейчас его репродукции (оригинал потерян) находятся в крупнейших музеях всего мира: Центре Помпиду в Париже, галерее Тейт Модерн в Лондоне, Музее современного искусства в Сан-Франциско и других.

Скандалы в мире искусства конца XIX – начала XX века многократно ускорили процесс расширения рамок возможного. На примерах работ Мане, Малевича и Дюшана мы видим, как благодаря столкновению различных мнений рождались новые художественные стили и целые направления живописи. Не это ли главный аргумент в пользу того, что искусство во все времена должно быть свободным и открытым для всех?

Оригинал публикации можно увидеть на сайте ART FLASH.

Читайте также

Большой фестиваль мультфильмов онлайн: краткий гайд по масштабному смотру анимации

Таинственные маски Магнхильд Кеннеди