Николай Гумилев очень любил женщин. Может быть даже больше, чем битвы, #путешествия и изысканных жирафов.
Его Дон-Жуанский список мог бы превысить все лимиты Дзена, отведенные на статью. Поэтому поговорим только о двух красавицах, которых любил Николай Степанович.
Ольга Арбенина-Гильденбрандт
Рожденной в артистической семье девочке Оле, по определению, было суждено продолжить актерскую династию. Так поначалу и случилось. Ольга Николаевна закончила курсы театрального мастерства при Александринском театре, где несколько лет и выступала на сцене.
Открыв в себе художественные таланты, не без успеха стала рисовать и заниматься живописью. Миловидная художница приняла участие в нескольких нашумевших выставках.
Но более Ольга Арбенина-Гильденбрандт прославилась как подруга и муза поэтов.
Как минимум три, даже четыре, ее романа с поэтами, хорошо известны. В середине десятых годов у нее был достаточно долгий роман с Леонидом Канегисером, приятелем Есенина, мальчиком-мажором из культурной еврейской семьи, который запомнится своими искренними строками, посвященными февралю 1917 года:
Тогда у блаженного входа,
В предсмертном и радостном сне
Я вспомню — #Россия . Свобода.
Керенский на белом коне.
Керенский и на лошадь-то никогда не залезал, но привиделась поэту эта картинка, пусть так и будет.
В 1918 году неожиданный поступок Лени подтолкнет большевиков к объявлению «красного террора» (хотя, можно не сомневаться, и без убийства Урицкого ленинская гвардия к террору пришла бы неминуемо).
Каннегисера расстреляли.
А Ольга уже задружилась с Гумилевым, который чередовал встречи с ней и поездки на фронт, где героически бил германцев. Насколько далеко у них зашло? Похоже, все шло к официальной помолвке, ведь не зря Гумилев доказывал подруге, что выбор у нее весьма очевидный.
Сама Ольга Николаевна вспоминает разговор с "неистовым конкистадором": «Помню, на улице (на какой, не помню!) мы говорили о существующих поэтах, как о «кандидатах» (на женитьбу – авт.) «Бальмонт уже стар. Брюсов с бородой. Блок начинает болеть. Кузмин любит мальчиков. Вам остаюсь только я»
Но потом был еще небольшой роман с Осипом Мандельштамом, посвятившим красавице несколько очень красивых стихотворений, а с 1921 года О.Н. уже постоянно с Юрием Юркуном, творческим человеком (вот времена и люди были!) и близким другом-любовником поэта и композитора Михаила Кузмина. И ведь хватало у Юрочки сил и любви для обоих. Пока его не расстреляли в 1938-ом.
Четыре близких друга одной дамы – четыре незавершенные естественным образом жизни. Ольга Арбенина-Гильденбрандт сама понимала, что здесь не просто совпадение. Но #жизнь невозможно повернуть назад…
Ирина Владимировна Одоевцева
Вообще-то родилась она в Риге в 1895 году Ираидой Гейнеке, но после всевозможных коллизий, переездов из Риги в Санкт-Петербург, и скоротечного первого замужества стала Ириной Одоевцевой, взяв псевдоним, как и полагается перспективной поэтессе. А то, что она было очень перспективной, говорил ее друг и учитель Николай Гумилев, провожая ее домой после занятий в «Цехе поэтов».
С будущим вторым мужем красавицу с бантом на голове познакомил, ясное дело, Гумилев. А мужем стал кто? Тоже поэт, и поэт блестящий Георгий Иванов.
После похорон Блока и смерти Гумилева, в сентябре 1921 года пара обручилась, чтобы прожить вместе 37 лет.
Характер Иванова был не сахар – его ирония, граничащая с ехидством, нервировала многих современников. Но супруга стала его ангелом-хранителем. Блестящие #стихи, вышедшие из-под пера Иванова в эмиграции, во многом заслуга Ирины Владимировны.
Но и сама она оставалась художником слова, а перейдя на прозу достигла всеевропейской известности. Ее воспоминания «На берегах Невы» и «На берегах Сены» стали бестселлерами.
В 1987-ом девяностодвухлетняя Одоевцева возвращается в Советский Союз, где ее восторженно встретили, но как-то быстро забыли. Хотя и дали квартиру на Невском, обеспечили медицинский уход, организовали несколько встреч с читателями.
В 1990-ом Одоевцевой не стало, но она успела увидеть, как в Россию возвращаются книги ее современников, покинувших "глухой и грешный край" семьдесят лет назад.