Для меня фигура Уэса Андерсона в кинематографе была открытием. Его фамилия, в отличие от Нолана, Тарантино или Спилберга редко встречается среди публикаций в журналах и интернете, а на ТВ я и вовсе ни разу не слышал упоминания о нём. Случайная находка - фильм "Отель Гранд Будапешт" подтолкнула меня почитать о этом режиссёре, посмотреть фильмы. Экспозиция и цвет в них вызвали у меня самые яркие эмоции и чувства. В этом порыве я решил создать статью - рассказать, в чём соль его фильмов и почему музыка и эстетика в них затмевают сюжет.
Сюжетная часть
Пусть Уэс Андерсон и не является мастером развития сюжета, но оригинальность темы - его фишка. Чего стоит фильм "Отель Гранд Будапешт" - легенда о двух друзьях - исполнительном сироте Зеро Мустафе и остроумном и харизматичном консьерже, мсье Густаве.
Действие происходит в вымышленной республике Зубровке, во времена между двумя мировыми войнами. Любовница и подружка Густава - пожилая мадам СВДТ (Селин-Вильнёв-Дегофф-унд-Таксис), богатая гостья отеля, завещает ему одну из своей коллекции картину - "Мальчик с яблоком".
Она умирает при неизвестных обстоятельствах, а её сын Дмитрий, несогласный с завещанием и удивительно похожий на Дракулу, обвиняет во всём её друга - Густава. Друзья Густава - Зеро Мустафа и его возлюбленная Агата помогают выбраться ему из тюрьмы. Таинственный информатор, один из прислуг мадам СВДТ, Серж намекает Густаву на личную встречу, с целью передачи ещё одной копии завещания. Но и Дмитрий времени не теряет - нанимает убийцу.
Череда различных событий приводит к тому, что владельцем картины и всего отеля становится Зеро Мустафа - друг Густава. Но счастья он так и не обретает, его возлюбленная - Агата умирает от гриппа. Зеро навещает отель время от времени, но позже приходит советская власть и его сносят.
Юмор
Юмор в фильме оригинальный, но замечательный. Например, приезжая увидеть умершую подругу, консьерж Густав комментирует лишь качество крема, нанесённого на неё, а один из родственников умершей, находясь на прочтении завещания, интересуется, как она поживает. Не побрезговал Андерсон и парочкой отрубленных пальцев и головой. Всё сопровождается весёлой "балалаечной" музыкой. Драки, чёрный юмор - в этом Андерсон может посоревноваться даже с французскими комедиями. Сам фильм разлетается на глубокие и остроумные цитаты.
Цвет
Ну вот и подобрались к секретному оружию Уэса Андерсона - экспозиция. Тут я заявляю без сомнений - ему нет равных. Он - любитель симметрии и ярких красок. Приведу кадры из фильма.
Не зря в работах Андерсона отмечается именно цвет. Игра красок вызывает эмоции даже у человека, которому сюжет не понравился. Актёрский состав подобран грамотно.
Это греет душу
Мелодию в титрах исполняет Государственный академический русский народный ансамбль "Россия" имени Л. Г. Зыкиной.
Итог
О наградах говорить смысла мало - их много. Сюжет фильма оригинальный, но для обычного зрителя может стать непонятным - что и притягивает. Цвет, юмор и музыка не оставят равнодушным никого. Лично я фильм посмотрел не раз. Андерсон - гениальный режиссёр. Вопрос в названии поставлен правильно - не "смотреть или нет" а "почему смотреть"