– Как меняется спрос на услуги дата-центров под воздействием различных форс-мажоров? Появился ли запрос на новые услуги, которых ранее на российском рынке не было? Изменился ли пакет услуг 3data?
– Что касается рынка дата-центров, то после объявления пандемии ничего экстраординарного на нем не произошло. Хотя некоторые изменения мы фиксируем. Например, вырос спрос на облачные сервисы. Это связано с введенными ограничениями и переходом на удаленный режим работы, для чего компаниям пришлось масштабировать имеющуюся инфраструктуру или создавать ее с нуля. Использование облачных сервисов позволяет решать эти задачи быстро, гибко и без личного присутствия. Хотя о взрывном росте продаж в этом сегменте говорить пока рано.
Продолжает пользоваться спросом традиционная услуга по размещению оборудования заказчиков на наших площадях (colocation). Тут сказывается удобное расположение ЦОДов 3data, которые находятся в деловых районах Москвы. С введением режима самоизоляции мы рекомендовали заказчикам без острой необходимости не посещать наши площадки, а также напомнили им об услуге Smart Hands, которая позволяет выполнять целый комплекс работ в удаленном режиме силами наших инженеров. Спрос на данную услугу вырос: клиенты практически перестали отправлять на площадки свой персонал, и все больше работ осуществляется силами наших сотрудников.
С самого основания в 2013 году компания 3data оказывает услуги по бесплатному круглосуточному переезду в ЦОД. Мы забираем оборудование заказчика, перевозим его на свою площадку, устанавливаем, настраиваем и запускаем. Эта услуга всегда была востребованной, а сейчас, после введения режима самоизоляции и ограничений на передвижение, спрос на нее вырос. Сказалось и то, что закрылись многие торговые и бизнес-центры, в которых располагалось оборудование заказчиков. В результате у компаний возникли сложности с физическим доступом к инфраструктуре. На ЦОДы, которые относятся к объектам критической информационной инфраструктуры, данные ограничения не распространяются. Все площадки работают в прежнем режиме, и при необходимости их в любой момент можно посетить. Это обстоятельство побудило многие компании перенести свою инфраструктуру в коммерческие ЦОДы. С подобными запросами к нам стали обращаться чаще.
Среди наших клиентов есть предприятия из отраслей, бизнес которых серьезно пострадал от введения карантина. Многие из них обращаются к нам с просьбами о предоставлении скидок, об отсрочке платежей или даже о приостановке оказания услуг. Пока рост спроса в одних сегментах компенсирует снижение в других, но выводы о том, чем все это обернется, делать рано. Прошло слишком мало времени.
– Как форс-мажоры влияют на организацию работы персонала ЦОДов? Какие меры пришлось принять вашей компании?
– После того как были введены ограничения, нам пришлось внести серьезные изменения в режим работы. Отмечу, что многие меры мы начали принимать даже раньше, чем был введен режим повышенной готовности. По мере развития ситуации перечень мероприятий расширялся и регламенты ужесточались.
У нас полтора десятка площадок в разных районах столицы, каждую из них обслуживает отдельная команда. Раньше имела место ротация персонала, и этот процесс происходил по определенному графику. Сейчас технический и коммерческий персонал разделен на фиксированные, изолированные друг от друга группы, контакты между которыми сведены к минимуму. За каждой из таких групп на заданный промежуток времени закреплен определенный объект. Если кто-то из группы заболевает, то другие ее участники отправляются на карантин, а остальные группы продолжают работать в обычном режиме. Точно так же мы разделили клиентов и подрядчиков, которые общаются с закрепленными за ними техническими специалистами и менеджерами 3data. Если у клиентов или подрядчиков кто-то заболел – мы будем знать, с кем из наших сотрудников он контактировал, и примем все необходимые меры.
Как я уже отмечал, мы рекомендовали заказчикам воздержаться от посещения ЦОДов, и количество визитов действительно снизилось. В то же время мы усилили комплекс мер, связанных с дезинфекцией помещений. Все входящие, будь то сотрудники, заказчики или подрядчики, обязаны обработать руки антисептиком. В обязательном порядке дезинфицируются ручки дверей и серверных шкафов, все инструменты. Для уборки помещений используются моющие средства с обеззараживающим эффектом. Всем раздаются средства индивидуальной защиты. У всех посетителей мы измеряем температуру бесконтактным термометром. Перед выходом на работу, каждый сотрудник обязан измерить и сообщить свою температуру руководителю: если она превышает норму, то работник остается дома. Пока у нас не было случаев, чтобы кто то приходил на работу с температурой.
В случае если ситуация ухудшится, мы готовы ввести еще более строгие меры. Например, мы можем перевести ЦОДы на полностью
автономный режим, при котором на площадках круглосуточно будет находиться наш технический персонал, а клиенты и подрядчики сюда допускаться не будут. Для этого у нас есть все необходимое – в частности, площадки оснащены душами и спальными местами.
– Изучали ли вы опыт работы других операторов дата-центров в условиях различных форс-мажоров? Чей опыт оказался наиболее полезным?
– Мы перенимали международный опыт – прежде всего, рекомендации Uptime Institute, которыми пользуются все ЦОДы в мире. Хотя зарубежные эксперты честно предупреждают, что с такой ситуацией, как сейчас, наша молодая отрасль ранее не сталкивалась. Все форс-мажоры, которые прорабатывались, касались минимизации ущерба от различных природных и техногенных катастроф, от социальных волнений, но только не эпидемий и мер противодействия им. Тем не менее, рекомендации были экстренно разработаны и доведены до участников рынка, и они активно ими пользуются. Внутри отрасли мы обмениваемся опытом и консультируемся с коллегами в рамках разного рода ассоциаций. Это помогает вырабатывать меры реагирования, в том числе направленные на перспективу.
– Расскажите о проекте «Цифровой океан». Каковы цель его запуска и круг участников?
– Это глянцевый журнал, в котором простыми словами рассказано о цифровой жизни во всех ее аспектах. «Цифровой океан» – дорогое и красивое офлайн-издание. Мы планируем выкладывать онлайн-версию журнала, но с некоторой задержкой после выхода печатного номера. Целевая аудитория проекта – активные и интересующиеся бизнесмены, владельцы и топ-менеджеры компаний. Основу издания должны составить эксклюзивные материалы представителей бизнеса и органов власти о том, что они делают для развития цифровой жизни и цифровой экономики, какие возможности, риски и проблемы видят в этой сфере. Проект станет площадкой для обмена опытом. Акцент будет на том, как созидается новая цифровая жизнь. В проекте участвуют ключевые игроки цифрового рынка: профильные министерства и ведомства, передовые компании, задающие темп в цифровизации экономики, ну
и мы, конечно. Тираж тестового номера – 10 тыс. экземпляров. При этом база подписчиков на настоящий момент составляет около 25 тыс. организаций с количеством сотрудников от 50 до 50 тыс. человек. Пока в основном мы охватываем Москву, а распространение в других городах только начинается. Для продвижения в регионах мы планируем обратиться к сообществам бизнесменов, сложившимся вокруг ведущих бизнес-школ страны, а также к региональным органам власти - губернаторам, мэрам, главам профильных департаментов и министерств, отвечающим за развитие ИТ, связи и цифровых технологий. В текущем году периодичность издания ежеквартальная. Со следующего года, возможно, будем выпускать его каждые два месяца, а базу подписчиков хотим довести до 100 тыс. организаций. Проект открыт для новых участников, которые готовы делиться своим мнением и опытом.
– 3data объявила об увеличении количества ЦОДов в текущем году. Какой отметки намерены достичь? За счет чего планируется развивать бизнес в ближайшей перспективе?
– Мы последовательно реализуем программу развития. В частности, планируем довести до 50 количество ЦОДов в Москве, и до 150 – в других городах РФ. В столице мы развиваемся собственными силами и текущая ситуация практически никак не повлияла на наши планы. 3data продолжает вводить дата-центры в эксплуатацию: каждый квартал в Москве и Московской области мы открываем площадки в местах сосредоточения потенциальных клиентов. Наши локации – это деловые районы, логистические комплексы, производственные площадки, технопарки.
В регионах мы развиваемся за счет партнеров-франчайзи. И тут процесс несколько замедлился, поскольку у партнеров возникают разного рода проблемы, которые необходимо решать. Тем не менее, до сих пор никто из франчайзи от своих планов не отказался. ЦОДы будут открыты, пусть и с некоторой задержкой. В остальном все идет по плану.
Хотя основная часть поступлений по-прежнему приходится на традиционную услугу colocation, все большую роль в развитии нашего бизнеса играют дополнительные сервисы, в первую очередь облачные. На них приходится ощутимая доля выручки, уже около трети. А в некоторых случаях удельный вес облачных услуг в общем объеме доходил до 50%. Мы активно развиваем облачное направление, а также сегмент сетевых сервисов и услуг информационной безопасности. Сервисы мы предоставляем самостоятельно, на базе собственной инфраструктуры, что позволяет качественно доводить их до клиентов. Есть и партнерские услуги, которые оказываются совместно с ведущими российскими и международными компаниями. Благодаря такому подходу мы стали заметным игроком на рынке дистрибуции облачных сервисов, на которые делаем большую ставку. В развитие данного направления вкладывается не меньше ресурсов, чем в создание инфраструктуры ЦОДов.