В первые дни кино — 1900-х почти все фильмы были длинной около 1000 футов, то есть одна катушка, это около 15 минут или меньше в зависимости от того, с какой частотой кадров будут воспроизводить фильм.
Эти короткометражки обычно демонстрировались в варьете или на шведском столе из короткометражных фильмов. Люди того времени ходили в кинотеатр "Никельдион" — в соновном низший класс, где можно было посмотреть кучу фильмов за пять центов. Где можно было увидеть, как Лора Комсток бьет собаку мешком, а затем раздевается на трапеции, а после могли показать первую экранизацию Франкенштейна. Всё это длилось 14 минут – 975 футов.
В Америке некоторые из них были навязаны киностудиями восточного побережья, которые контролировали и лицензировали патенты на фильмы для кино и проекции. Они предпочитали одноместные и двухместные короткометражные фильмы. Но даже кинематографисты в Голливуде создавали фильмы очень короткими.
И за некоторым исключением, так же поступали кинематографисты по всей Европе. Просто так было проще транспортировать и проецировать одноматчевые фильмы.
Так было пока итальянцы не задумались о большем. Итальянские фильмы становились зрелищами в 1900-х годах, они выходили как стандартная 15-минутная короткометражка, но пробовали что-то новое. Находясь вне американской системы мощных киностудий, один фильм, в частности, смог переписать правила. Это Quo Vadis 1913 года - эпическая история римлян во времена Нерона. Чтобы рассказать эту историю итальянским кинематографистам потребовалось целых 2 часа, а не 15 минут. Он был длиной 8000 футов!
Чтобы люди увидели это, промоутерам Quo Vadis пришлось изобрести новую бизнес-модель. Вместо того чтобы втиснуть длинный фильм в кинотеатры, где крутят кучу короткометражек с одной катушкой, промоутеры арендовали шикарные концертные залы только для Quo Vadis.
Они делали то же самое в США, в театре Астор в Нью-Йорке, и играли “гигантскую фотодраму” повсюду от Арканзаса до будущего штата Гавайи. Чтобы привлечь толпы в эти огромные залы, чтобы только посмотреть, фильм должен был быть очень особенным.
В нем использовались настоящие римские локации, тысячи статистов и первые большие трюки - вроде гонок на колесницах, где актеры катались на настоящих колесницах и гладиаторских боях и реалистичным оружием. Афиши рекламировали спектакль, тем самым продавались билеты на места. И люди это заметили.
В годы, последовавшие за выходом Quo Vadis, Д. В. Гриффитом (американский кинорежисёр) увеличил продолжительность своих собственных фильмов.
Quo Vadis и другие итальянские эпопеи были доказательством того, что большие фильмы могут работать. Фильмы Гриффита, такие как "Юдифь из Бетулии", вкрались в полнометражные фильмы – 61 минута. После "Рождение нации" в 1915 году, которое признали, как “самое мощное зрелище из когда-либо созданных” - и длинный. Там тоже были большие трюки, как и во многих больших батальных сценах.
Тресты, которые хотели, чтобы фильмы были короткими, уже исчезали. Любовь публики к длинным фильмам довершила дело. "Рождение нации" укрепило одиночные фильмы как стиль, достойный финансирования и оплаты.