Первая часть The Last of Us была не просто игрой, а чем-то гораздо большим. Она ознаменовала собой закат эпохи PlayStation 3, открыла новым игрокам потрясающий мир эксклюзивов Sony и доказала, что игровой индустрии вовсе не нужно дословно цитировать кинематограф, чтобы покорять сердца. История Джоэла и Элли стала важной вехой в развитии индустрии развлечений. И уже по первому ролику The Last of Us Part II было очевидно, что вторая часть должна превзойти предшественницу во всём. Но никто и предположить не мог, во что всё выльется. Ведь с точки зрения мыслей и эмоций The Last of Us Part II оказалась самой комплексной игрой Naughty Dog.
История разработки второй части началась семь лет назад с нескольких простых идей, которые пришли в голову сценаристу оригинала Нилу Дракманну. При этом он и сам понимал, что многие игроки полюбили The Last of Us как раз за сильный и безапелляционный финал, который оставлял с нелёгкими чувствами на душе. Но в Naughty Dog всё-таки решили высказаться на темы, которые ранее оказались нетронутыми. Темы крайне неудобные и тяжелые.
Сама разработка также была далека от идеала. Расследование известного журналиста Джейсона Шрайера показало, что в Naughty Dog царила культура переработок, а о нормальной структуре рабочего процесса никто не слышал. Конечно, можно оправдать всё тем, что ради создания потенциального шедевра приходится идти на жертвы. Только вот уставший от всего разработчик вряд ли может выложиться по полной. Говорят, что Part II могла выйти ещё в 2019-м, но отсутствие организации внутри студии помешало этим планам.
История разработки второй части началась семь лет назад с нескольких простых идей, которые пришли в голову сценаристу оригинала Нилу Дракманну. При этом он и сам понимал, что многие игроки полюбили The Last of Us как раз за сильный и безапелляционный финал, который оставлял с нелёгкими чувствами на душе. Но в Naughty Dog всё-таки решили высказаться на темы, которые ранее оказались нетронутыми. Темы крайне неудобные и тяжелые.
Сама разработка также была далека от идеала. Расследование известного журналиста Джейсона Шрайера показало, что в Naughty Dog царила культура переработок, а о нормальной структуре рабочего процесса никто не слышал. Конечно, можно оправдать всё тем, что ради создания потенциального шедевра приходится идти на жертвы. Только вот уставший от всего разработчик вряд ли может выложиться по полной. Говорят, что Part II могла выйти ещё в 2019-м, но отсутствие организации внутри студии помешало этим планам.
Внешние факторы тоже не слишком сопутствовали игре. Пускай каждый трейлер и кусочек информации намекали на нечто грандиозное, некоторая прослойка людей сразу настроилась негативно. Их смущал сам факт существования сиквела, присутствие ЛГБТ-тематики и атмосфера тайны, которую авторы создали вокруг. Да, это всего лишь мнение небольшого, но громкого процента людей. Однако когда в адрес Дракманна посыпались оскорбления, угрозы и пожелания смерти, то стало совсем не до шуток.
Затем случился коронавирус, оставивший свой неизлечимый шрам на лице 2020 года. Из-за этого игру перенесли с мая на июнь, хотя до релиза оставались считанные дни. Но самый большой удар по репутации игры нанесли хакеры, которые слили на YouTube огромное количество сюжетных спойлеров. Несколько недель в интернете любой желающий мог узнать практически всё об игре. Стоит ли говорить, сколь огромное напряжение царило в этот момент внутри Naughty Dog?
И это лишь самые громкие примеры. Дорога к релизу у The Last of Us Part II полнилась проблемами. С трудом верится, что 19 июня – окончательная дата выхода. При таких мучениях не могло выйти нечто проходное. Если вас волнует именно важность игры для индустрии, то не волнуйтесь, о ней явно будут говорить ещё долгие годы. В каком ключе? Тут уже разобраться просто не получится. В любом случае игра идеально описывает наше общество.
Сюжет The Last of Us Part II разворачивается спустя несколько лет после событий оригинала. Выбрав жизнь близкого человека вместо безопасности всего мира, Джоэл вместе с Элли вернулся в Джексон. Там они начали жить относительно мирной жизнью, лишь изредка сталкиваясь с заражёнными. Только вот в отношениях между ними воцарилось недопонимание. Однако Элли тосковать не приходится, ведь у неё есть верные друзья в лице Дины и Джесси, иногда она помогает Томми, брату Джоэла, и его жене Марии. То есть живёт почти обычно.
Но одним суровым зимним днём всё меняется. И вот Элли уже больше не может жить спокойно. От проблем с написанием текстов для песен она в потоках ненависти переходит к бушующим мыслями о мести. Мирный Джексон остаётся позади, новая цель назначения девушки – угрюмый Сиэтл. Где-то среди его усталых улиц скрывается объект ненависти Элли. Но в городе хватает своих тайн и проблем, на фоне которых крестовый поход одного человека кажется не столь уж важным.
Перед обсуждением самой игры давайте сразу разберёмся со слоном в комнате. Да, в игре хватает ЛГБТ-элементов. И нет, в истории они играют второстепенную роль и совершенно не отвлекают от главных идей игры. Как раз напротив, учитывая, сколько концентрированной ненависти собирается практически в любом обсуждении вопросов толерантности, ЛГБТ-тематика лишь пошла на пользу истории The Last of Us Part II.
Сюжет тут подаётся неспешно и несколько расфокусировано. Основная причина – огромные масштабы игры, на прохождение которой можно потратить часов 30, а если хотите найти все предметы, то счётчик времени и за 50 часов может перевалить. Размеры локаций впечатляют. И на одинокой улочке длиной метров в десять можно задержаться на полчаса, если исследовать все близлежащие строения.
Я настоятельно рекомендую этим заниматься, и дело не в ресурсах, которых как раз зачастую предостаточно. Разработчики умело поддерживают иллюзию постоянной нехватки припасов, когда кажется, что очередная битва выжала из тебя максимум. На деле же после каждый стычки (иногда – во время них) спокойно можно пополнить запас патронов, аптечек и прочих полезных предметов почти до максимума. The Last of Us Part II вовсе не самая сложная игра, но она такой кажется, чем поддерживает истинное напряжение.
А вот упустить рецепты, дополнительные сюжеты и милые пасхалки будет более обидно. Naughty Dog активно побуждает к пристальному рассмотрению каждого закоулка. Ведь пропустить целую ветку прокачки из-за своей спешки будет невероятно обидно. Да и почти каждое место рассказывает свою жуткую историю о мире после эпидемии кордицепсной церебральной инфекции, из-за которой цивилизация потерпела крах. Когда в закрытом гараже вдруг находишь толпу заражённых, которые провели там далеко не один месяц, а потом выясняешь, почему их там заперли, становится очень жутко.
Доходит до того, что Сиэтл встречает Элли аллюзией на открытый мир с дополнительными миссиями и вопросительными знаками на карте в местах интересах. Иронично, что в такие моменты игра напоминает первые части серии Silent Hill. У Сиэтла и в лучах солнца атмосфера жути никуда не исчезает. Впрочем, любопытство всегда вознаграждается, а пытается напугать The Last of Us Part II не слишком часто.
С геймплейной точки зрения игра не слишком далеко ушла от первой части. Это всё та же The Last of Us, в которой стелс на открытых зонах перемежается с экшен-моментами и мирными исследованиями. Но возросший размер локаций вносит свои коррективы в привычную структуру. При должной сноровке вы сможете прокрадываться без битв через целые районы, а если вас заметили, то на выбор всегда будут несколько способов отступления для дальнейшей контратаки.
Тут важно понимать, что Элли не может многих вещей, которые с лёгкостью давались Джоэлу. Она проигрывает в силе, зато отличается ловкостью и сноровкой. Для Элли не проблема проползти под машиной, перепрыгнуть пропасть в любом направлении или раскачаться на тросе. Все уровни построены с учётом этих новых возможностей. Учитывая опыт Uncharted, местный паркур отличается реалистичностью, а у каждого шага Элли чувствуется вес.
Только на основу геймплея это не сильно влияет. Вы по-прежнем будете прятаться в траве и оттаскивать трупы во время скрытных убийств, а лучше лука для скрытных убийств на расстоянии в Naughty Dog ничего не придумали. Арсенал, кстати, практически дословно повторяет первую часть, тут откровений не ждите.
Увеличенные масштабы в своё время стали ключевым отличием битв в Uncharted 4 после предыдущих трёх частей. Ведь акробатические навыки Дрейка позволяли ему выжать максимум из каждого уступа. В The Last of Us II механика паркура довольно скромная, так что коренного прорыва не произошло. Впрочем, учитывая постоянные «Naughty Dog моменты», во время которых возрастает динамика и вводятся уникальные игровые механики, скучать точно вам будет некогда.