Найти в Дзене

Има Народицкая

ПрИМА

Автор: Алиса Чудесная

В русском искусстве куклы нет направлений и школ, но, безусловно, давно уже есть свои мэтры. Их работы отличают оригинальность и мастерство, новаторские идеи и смелые решения. Има Народицкая принадлежит к этому кругу посвященных в высшую магию кукол, а её работы любимы многими поклонниками кукольного искусства.

Художницу, как кажется, скорее занимает физика, а не метафизика. Если конкретно, то законы статики и динамики. Подобное внимание к эффектам движения и к экспрессии жеста не случайна: Има Народицкая работала аниматором на студии «Пилот» и профессионально знакома с процессом создания мультипликационных фильмов. Опыт аниматора, соединенный с мастерством кукольника, дал поистине ошеломляющий эффект и открыл новые горизонты в искусстве куклы. Художница с теплотой вспоминает время работы в анимации: ««Пилот» – это удивительное место. Александр Татарский и Игорь Ковалев, великолепно балансируя между студийностью и производством, смогли создать атмосферу братства, как будто всем нам был доверен один огромный-преогромный секрет Абсурд, которым была пропитана студия, давали возможность зайти за край, посмотреть что там, и попробовать перевернуть все с ног на голову. Конечно, «Пилот» заразил энергией движения и поэтому в моих куклах так много взлетающих, балансирующих, странноватых существ. Подсознательное желание «экранизировать» рассказ, стихотворение, песню, реализовалось в кукле».

-2

С точки зрения методики то чудо, которое в каждой работе совершает Има, описал в своей книге режиссер мультипликационного кино А. Каранович: «При создании кукольной ленты режиссёр должен не только правильно истолковать авторский замысел, но и совместно с кукловодом-мультипликатором сочинить для куклы пластический текст её роли точно так же, как это делает балетмейстер в балете или пантомиме». Технически одушевление персонажа в кукольном фильме происходит путем умозрительного разложения кукловодом реального движения на составляющие его основные фазы. Проанализировав реальное движение, кукловод находит в нем наиболее выразительное положение, заостряет их и, фаза за фазой, придает эти положения кукле.

В авторской кукле можно говорить о том, что художнику следует из всей «пластически сочиненной роли» отобрать лишь одно, наиболее выразительное движение, иллюстрирующее художественный замысел автора. Как известно, мультипликационная кукла в несравнимо меньшей степени, чем театральная зависит от движения человека, от его естественных ритмов. Это дает аниматору возможность повторения натурального жеста, но в силу условности куклы этот жест по силе воздействия многократно превосходит аналогичный жест, сделанный человеком. Все это в полной мере относится и к авторской кукле, и необычайно выразительные работы Имы Народицкой – главное тому доказательство.

-3

«Шарманщик» – великолепный изгой среди красивых кукольных детей. Маленькая голова, деревянный костыль вместо левой ноги, развевающийся синий плащ, напоминающий скорее тень, чем одежду и шарманка со стрелками часов, неумолимо отсчитывающими время. Этот образ завораживал: три древние Мойры – древнегреческие богини, плетущие нити Судьбы и безжалостно их отмеряющие, сошлись в этой фигуре. Музыка Шарманщика, над которой он не властен – его тяжкая ноша, судьба.

Работы Имы разные – от лаконичных, прозрачных по рисунку, символов до многословных, милых, но от этого не мене изящных композиций, каждая деталь которых сама по себе – произведение искусства в миниатюре. Но какой бы не была работа, в ней всегда есть место выразительности движения. «Шахматная королева» с удовольствием валяющаяся на шахматной доске, рыжеволосая «Ветер» с мельницами в руках, «Ангел» с небесным чемоданчиком – каждый раз, глядя на них, про себя повторяешь вслед за Станиславским «Верю!». Сама художница рассказывает о своих произведениях, используя терминологию временных искусств, как о чем-то, реально наделенном способностью передвигаться: «куклы «стоп-кадр» – здесь кукла уже в движении. В них запечатлен кадр из воображаемого фильма («Петербург», «Ветер», «Шарманщик»). Есть куклы, в основе которых заложена потенциальная энергия – последние прекрасные мгновения перед взлетом, плаванием («Любовь», «Первая любовь» или трагические минуты потери «Плаща Венеции»). В других – существует единственно возможная точка равновесия («Равновесие», «Поэт», «Бабочка»). Здесь любое движение нарушит эту шаткую гармонию»».

-4

В начале 2000-х годов куклы Имы стали откровением, а затем и своеобразной «русской кукольной классикой»: сегодня, подражая её работам, начинающие художники ищут собственную творческую манеру. Сама же художница, черпая вдохновение из всего, что её окружает и восхищаясь работами коллег по цеху, продолжает творить в своем неповторимом, но легко узнаваемом, стиле. Ведь развитие – это, прежде всего, неустанный творческий поиск.

Использованы источники:

1. Каранович А. Мои друзья куклы. М., 1971г., с. 42.
2. Смолянов Г. Г. Изобразительное решение персонажа
кукольного фильма. М., 1985 г., с. 17.
3. Василькова А. Душа и тело куклы: природа условности куклы в искусстве XX в. Театр, кино, телевидение. М., 2003 г., с. 109
4. И. Народицкая, личное сообщение.

"Кукольный Мастер" № 4/ 2008 г.

Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:

www.instagram.com/akademiyatvorchestva

akademiyatvorchestva.ru