Найти тему

Плагиат или Сов/падение: Главная тема «Твин Пикса» содрана с песни группы The Cure?

Написавший известную заглавную тему к важному для киноиндустрии сериалу «Твин Пикс» композитор Анджело Бадаламенти был, вполне возможно, не до конца честен с публикой. «Twin Peaks theme» - это не только инструментал к композиции «Falling» (1989 год, которую Бадаламенти написал для Джулии Круз), но и трек, подозрительно похожий на песню «The Funeral Party» группы The Cure (альбом Faith, 1981 год): это касается и структуры трека, и гармонии куплета с припевом. Да и песня готических британцев вышла существенно раньше. Впрочем, любимого композитора режиссера Дэвида Линча можно уличить не только в этом заимствовании (или плагиате?). Но обо всем по порядку.

Бадаламенти и Линч (один из авторов «Твин Пикса») познакомились на съемках сюрреалистического детектива «Синий бархат»: музыканта наняли, чтобы он учил пению актрису Изабеллу Росселлини, исполнившую главную роль в фильме. На съемках Линч и Бадаламенти сочинили песню «Mysteries of Love», которую исполнила в итоге малоизвестная тогда Джули Круз. В 1989 году вышел альбом Круз «Floating into the Night» (его также написали для нее Бадаламенти и Линч).

Присутствовавшая на альбоме песня «Falling» — это и есть будущая заглавная тема «Твин Пикса». Однако альбом Круз провалился и в хит-парадах США болтался где-то почти у плинтуса. До выхода сериала оставалось меньше года.

И когда дело дошло до заглавной темы, Линч без колебаний выбрал именно этот трек, но уже без голоса Круз. Бадаламенти немного поколдовал над звуком, секрет которого отказался раскрывать, отметив, что он использовал для создания густого, потустороннего звучания сразу несколько инструментов.

Однако вот незадача: после того, как композиция стала популярной, поклонники группы The Cure заметили, что трек Бадаламенти мало чем отличается от композиции британцев «The Funeral Party»: те же пара аккордов в куплете и восходящая гармония в припеве. Отличия были в деталях и общем звучании. Сравнить можете сами.

Но и это еще не все. Когда Линч все же решился выпустить третий сезон «Твин Пикса» (2017 год), он попросил Бадаламенти написал еще ряд композиций, так как режиссеру была нужна итальянская музыка в ресторане. Одна бодрая, одна печальная и одна душераздирающая. Не видя ни одного кадра, Бадаламенти подготовил несколько эскизов, которые позже превратились в один трек под названием «Heartbreaking».

Однако опытные ухом слушатели и зрители обратили внимание, что основная мелодия композиции повторяет припев известнейшей песни «Памяти Карузо»: Бадаламенти просто сыграл в другой тональности и замедлил темп. И вновь можете проверить это сами.

Впрочем, отметим и «мистическую» сторону музыки сериала. Оказалось, что если композицию «Laura Palmer’s Theme», которую написал Бадаламенти, перевести в ноты, то музыкальный рисунок будет напоминать горы (twin peaks — горы-близнецы).

Ноты «Laura Palmer’s Theme» в Midi-формате действительно напоминают горы
Ноты «Laura Palmer’s Theme» в Midi-формате действительно напоминают горы

Сам Линч, как рассказал музыкальный редактор третьего сезона «Твин Пикса» Дин Харли, когда увидел это, воскликнул: «Это космос! Это космос! Это космос!»

Бадаламенти, похоже, был впечатлен не меньше, заявив, что «это страшно… но очень круто!»

Сам Линч в книге «Беседы с К. Родли - Дэвид Линч», вспоминая историю создания «Темы Лоры Палмер», рассказывал, что у него не было четкой идеи для композиции. Они встретились с Анджело Бадаламенти, и тот начал просто что-то наигрывать, так как основная тема уже была записана и был снят пилотный выпуск и композитор примерно представлял, в каком направлении следует двигаться. Вспоминая дальше, Линч посетовал, что всех деталей в памяти не удержал, но «помню, как сказал: «Давай нагнетай!». Ну, Анджело и стал нагнетать, и то, что он написал, показалось мне таким прекрасным, что я заплакал!» Бадаламенти не оценил в полной мере настроения режиссера, но и спорить тоже не стал, отметив, что он доверяет вкусу Линча, но не считает этот трек таким уж хорошим.

Нужно понимать, что статья не преследует цель оскорбить великого композитора. К примеру, его «Индустриальная симфония №1: Сон девушки с разбитым сердцем», мягко говоря, гениальная. Но это не значит, что сам Бадаламенти безгрешен.

Как вы считаете, действительно старик Бадаламенти пошел на сделку с совестью и присвоил идею темы для «Твин Пикса» у группы Роберта Смита? Или это обычное совпадение идей двух талантов? Какие вы знаете примеры плагиата или осознанно-неосознанного заимствования в музыке?

Если вам понравилась статья — поставьте лайк, нам будет приятно. Нашли в тексте ошибку или не согласны со статьёй? Ждём вашего комментария. И подпишитесь на канал — дальше будет интереснее!

#сериал #сша #твин пикс