Узкоколейная железная дорога в Белорецке была уникальным инженерным сооружением. Другой такой нигде в мире нет. Хотя раньше малых железных дорог существовало очень много. Однако только БЖД проходила по столь красивым местам. Дорога шла через Южно-Уральские горы из Катав-Ивановска в Белорецк и дальше в Тукан и Инзер.
Линию проложили в непосредственной близости от горных хребтов Зигальга, Нары, Машак, Кумардак и Бакты. Железная дорога пересекала реки Катав, Юрюзань, Инзер и ещё множество мелких. Красота тамошних ландшафтов превосходит швейцарские пейзажи в Альпах. Местность представляет собой сотни квадратных километров нетронутых заповедных лесов.
Основной ход БЖД построили ещё до революции в 1912 году. Другие участки достраивались до 1956 года. Общая протяжённость дороги составляла около 400 километров. В настоящее время не осталось ни одного. В период с 2003 по 2007 годы был разобран последний участок узкоколейки между Белорецком и Верхнеаршинским.
Собственником железной дороги на тот момент являлся Белорецкий металлургический комбинат. В 2002 году комбинат был куплен компанией Мечел. Эффективные менеджеры посчитали дорогу нерентабельной и не придумали ничего лучше, чем просто переплавить рельсы на металл.
Узкоколейку разобрали в ноль. Говорят, стоимость металла со снятых рельсов примерно равнялась стоимости одной средней квартиры в Москве. Таковой оказалась цена оптимизации.
Я думаю, Белорецкой железной дороге не хватило всего десяти лет до лучших времён. Надо было бороться и тянуть время. Году так в 2013-м уже нашлись бы деньги на её сохранение. Как это случилось с Алапаевской узкоколейкой, которая получила новые вагоны, тепловозы, рельсы и шпалы. Только произошло это в 2011, 2014 годах и позже. БЖД тогда уже не было.
В интернете море информации о Белорецкой железной дороге. Я специально старался писать кратко. Остальные подробности легко найти. Существуют сотни фотографий, видео и текстов про узкоколейку. Десятки туристов неоднократно описывали эту дорогу. Я пересмотрел многие гигабайты информации, но не нашёл совсем ничего по одному важному вопросу. Как её восстановить?
Сделать это нужно обязательно. Ведь в чём проблема Южного Урала, как региона для туризма? Отсутствие мест, которые бы однозначно воспринимались туристами, как уникальные. Горы много где есть даже в пределах России, не говоря уже обо всём мире. Реки тоже присутствуют во многих частях света. А вот такой железной дороги в таком красивом месте нет больше нигде.
Узкоколейка может стать тем объектом, ради которого на Урал потянутся люди со всех континентов. Потому что другого выбора у них не будет. Железная дорога в живописных горах, она только на Южном Урале. Я имею в виду участок между Белорецком и Катав-Ивановском. Его необходимо возродить в первую очередь.
Восстановление железной дороги – дело непростое и проблема не только в деньгах. Это разбирать было несложно. Ломать – не строить. Для ликвидации дороги потребовалось просто снять рельсы. Однако нельзя восставить узкоколейку просто уложив новые рельсы.
За последние сто лет изменились нормы и стандарты строительства железных дорог. При восстановлении узкоколейки могут возникнуть неожиданные сюрпризы. Когда выяснится, что старая трасса не везде пригодна для прокладки рельс по новым правилам.
Но даже там, где расположение путей допустимо, потребуются дополнительные работы. Ибо рельеф местности не везде остался точно таким же, как был. Где-то теперь текут новые ручьи, где-то появилось болото, в некоторых местах просел грунт. Всё это означает очень большой объём земляных работ.
К тому же я очень сильно сомневаюсь, что сохранившиеся мосты пригодны для эксплуатации в соответствии с современными нормативами безопасности. Значит, нужны новые мосты, новые насыпи, новые выемки. Да и вообще, процесс восстановления будет больше походить на строительство совершенно новой железной дороги.
Сейчас значительная часть полотна узкоколейки распложена в заповеднике. Это особо охраняемая природная территория. Там запрещена хозяйственная деятельность. Как там развернуть столь масштабное строительство, а после эксплуатацию железной дороги? Хотя с последним я проблемы не вижу. РЖД же как-то использует широкую колею, которая идёт через тот же заповедник.
Восстановление узкоколейки потребует денежных трат и новых инженерных решений. Я думаю, что нам это по плечу. Ведь мы – Великая страна. Мы построили БАМ, Северо-Муйский тоннель и мост в Крым. Недавно военные железнодорожники проложили 137 километров обхода Украины за два года и 55 миллиардов рубелей. То есть деньги, в принципе, есть.
Белорецкая узкоколейная железная дорога – это шанс Южного Урала выйти на мировой рынок с уникальным продуктом. Узкоколейка привлечёт людей и потянет народ в остальные сферы туризма. Одновременно мы ещё раз покажем величие России, которая готова к масштабным проектам. Восстановление узкоколейки – это большое дело возрождения исторического наследия.