Судьба французского флота в эпоху брони и пара полна великих парадоксов.Французы традиционно выделялись качеством своих кораблей,особенно по сравнению с британцами,и приоритетом во внедрении технических новинок. На счету французов первый пароход с вооружением(на 7 лет раньше англичан),первые пароходофрегаты(на год раньше),первый железный корабль(на три),приоритет по броненосным кораблям,барбеты,спонсоны и т.д.
Усиленные инвестиции во флот вывели Францию на второе место в мире.Однако у французов не получалось с системой и целеполаганием.Второе глобальное потрясение после Трафальгара французский флот получил после поражения страны во время франко-прусской войны .Огромный и мощный флот Французской империи ничего не смог сделать против ничтожного прусского флота.Отношение к военным морякам у французов упало ниже низкого- единственной пользой от боевых кораблей явилось снятие орудий с кораблей и перевод экипажей в морскую пехоту. 55 300 моряков и 1032 пушки дал флот на защиту Франции. Флотские офицеры-артиллеристы организовывали оборону на фортах Парижа.
Некоторое время морские министры при дележе бюджета скромно прятались в углу,дожидаясь распределения остатков.Но Третья республика,пришедшая на смену империи ,во флоте тем не менее нуждалась.К тому же одним из последствий поражения стала переориентация французской политики на колониальную экспансию.Здесь интересы французов,активно осваивавших Северную Африку,Мадагаскар,Индокитай,Китай опять столкнулись с тысячелетним традиционным врагом -Британией.Да и контроль разбросанных по всей планете колониальных владений требовал множества боевых кораблей для усмирения непокорных зусулов. Именно флот стал основной силой колониальной экспансией.До 1893 года управление флотом и колониями осуществлялось одним министерством.
Создание нового ,постимперского флота,проходило по программе 1872 года.Главным противником по прежнему считался британский флот. В связи с "приобретенной скромностью" флота основной упор делался на крейсера. При этом французы опять же первыми очень прогрессивно переработали архаичную классификацию парусного флота.Фрегаты стали крейсерами 1-го класса,корветы-крейсерами 2-го класса,авизо-крейсерами 3-го класса.Первоочередные планы предусматривали строительство 8 крейсеров 1-го класса,8- второго,18 третьего.
Постройка шла довольно бодро- если на 1873 год французы имели 7 деревянных винтовых крейсеров I класса, 7 композитных и 4 деревянных крейсера 2-го класса и 14 деревянных крейсеров 3-го класса, то в 1890 году в строю находились только новые корабли- 18 крейсеров I класса, 13-2-го класса, 15-го и 3 минных. Но не все было так однозначно....Вплоть до середины 80-х годов французы,создавшие первый железный корабль,строили деревянные крейсера.
В реальности основным врагом французского флота в это время стала "военно-морская бестолковщина". Которая стала следствием полной "демократизации "французского общества. И так привыкшая к революционным потрясениям страна после крушения Второй империи "пошла по рукам". Власть трясло и потряхивало,любая мелочь приводила к политическому кризису и смене правительства. Монархисты,республиканцы,консерваторы... В те годы министры во Франции менялись с такой стремительностью, что можно только удивляться, как они ухитрялись что-то узнать, что-то понять и что-то сделать. Морские министры сидели в кресле в среднем около года. А все судьбоносные решения по флотскому строительству "утверждались" в прессе и в парламенте,что явно не приводило к победе профессионального подхода.
В этих условиях даже стратегию развития флота принять оказалось невозможно. В 1878 году Лами предложил т.н. «двухконтинентальнодержавный стандарт» ,т.е. возможность противостоять флотам любых двух континентальных держав .Основной упор предполагалось сделать на броненосцы береговой обороны и крейсера.А колониальными станциями заниматься меньше-ибо на тот момент-при значительных эскадрах в заморских владениях,Франция имела всего одну(!) канонерку в Леванте (восточном Средиземноморье). Огромный по списку флот у берегов метрополии был представлен более чем скромно.
Но вскоре французскую военно-морскую мысль постигла новая напасть-взошла звезда "Молодой школы" и ее идеолога-адмирала Гиацинта Лорана Теофиля Оба. Он тоже свой год просидел в кресле морского министра. Его конёк- крейсерская война малыми крейсерами и миноносцы,как могильщик больших кораблей.
Нынешняя мощь Англии крайне переоценена... Никогда еще определение «колосс на глиняных ногах» не было настолько хорошо применимо к этой огромной империи... Двадцати быстроходных крейсеров, выпущенных на торговые пути, и поставленных под командование людей, готовых вести настоящую войну — беспощадную войну — будет достаточно, чтобы поразить Англию в самое сердце .
Вдобавок Францию посетил очередной экономический кризис 1882-1896 годов.Стагнация,безработица,банкротства.Средств на флот поубавилось.
Однако получился очередной "французский парадокс"-в 1886 году ,в период расцвета "Молодой школы" с ее отказом от броненосного флота,Франция почти сравнялась с Британией по числу новых броненосцев в строю.
Уже в 1884 году Первый Лорд Адмиралтейства граф Нортбрук впервые упомянул французский флот как стандарт, с которым англичанам следует сравнивать свой флот, и в тот же день лорд Брассей представил на рассмотрение Парламента программу, по которой английский флот должен быть равен соединенному флоту Франции и любой другой державы.
При этом ,длительное время проповедуя крейсерскую войну,Франция имела в строю лишь один современный крейсер.
В 1878 году французский "Совет по строительству" (Conseil des Travaux) утвердил техническое задание для крейсеров-рейдеров для борьбы с британской торговлей.Это были крейсера водоизмещением 3000 (3048)тонн и скоростью 16 узлов.Но при очередной смене министра документы где-то затерялись и про документ на время забыли.
В итоге заложили очередные традиционные деревянные крейсера с полным рангоутом. После закладки четырех крейсеров по этой программе( Naiade, Aréthuse , Dubordieu и Мilan) флот заказал пятый- Capitaine Lucas .
Уровень классического французского крейсера этого периода можно оценить по следующему эпизоду- упомянутый деревянный рангоутный крейсер «Дюбордье» (спущен на воду в 1884 году,на испытаниях 1886 года его скорость составила 13,7 узла,к 1888 году на нем была закончена отделка адмиральских апартаментов) в 1889 году был отправлен флагманом на Тихоокеанскую станцию. По дороге флагман региональной эскадры великой морской державы Франции посетил ,в частности, Чили,где встретил знаменитый чилийский крейсер "Эсмеральда",перед которым «Дюбордье» выглядел как рыбацкая шаланда.Престижу французского флота был нанесен сильнейший удар. «Чтобы удовлетворить нужды бесполезной станции, французский флот создал тип корабля, чья малая скорость может только подвергнуть его большой опасности в военное время...».
Так как британцы уже начали строить бронепалубные крейсера(6 стальных бронепалубных корветов типа "Комус",заложены в 1876 году),инженер Луи-Эмиль Бертен добился отмены заказа заведомо устаревшего корабля. Закладку Capitaine Lucas отменили,а вместо него Бертен разработал совершенно новый проект,ставший первым французским бронепалубным крейсером. Он предназначался для рейдерства на океанских коммуникациях.
Новый крейсер получил имя "Сфакс",в честь тунисского города и вилайета Сфакс(новой колониальной территории Франции).
Начиная со "Сфакса" французы перешли от постройки достаточно крупных серий кораблей по единому проекту к строительству штучному и мелкосерийному. Помимо преимуществ,которые давало разнообразие и внедрение и испытание различных перспективных идей,это породило и крайнее разнотипье французских кораблей ("флот прототипов"), что удалось изменить только в начале 20-го века и то не везде.
Корабль,по традиции,сохранял полное парусное вооружение,что должно было обеспечить ему автономность и независимость от загрузки угля.В отличие от предшественников,не бронированных крейсеров,"Сфакс" получил бронированную палубу,прикрывающую машины и погреба с боеприпасами.Высокобортный корабль имел хорошую мореходность и был неплохой артиллерийской платформой-непогода не мешала работе артиллеристов.
По классификации считался бронепалубным крейсером ( Croiseur protégé) 2-го класса.Французский флот высоко оценил новый корабль-его скорость,вооружение и защита считались достаточными как для разведки при линейной эскадре,так и для рейдерства на океанских просторах.
"Сфакс" в основном был приписан к Тулону. С точки зрения англо-французского соперничества именно здесь современный крейсер мог принести максимальную пользу-через Средиземное море тянулась самая короткая,но тонкая нить торговых коммуникаций,связывающая туманный Альбион и жемчужину Британской короны-Индию.
Необходимо создать угрозу нанесения удара по торговым путям между Англией и Индией — как наиболее прибыльным и важным... и даже ее собственная территория должна перестать считаться неприкосновенной. Таким образом, в Средиземноморье возможно удастся решить судьбу мира.
В 1885 году, когда он вошел в строй, был выдан заказ на постройку еще двух ,больших по размеру, более быстрых и также имевших парусное вооружение бронепалубных крейсеров — "Таж" и «Адмирал Сесиль» К середине 80-х эта тройка составляла весь современный крейсерский флот французов, предназначенный для действий против торговли.
Дальнейшее развитие проекта встретило сопротивление как финансистов в условиях тяжелейшего экономического кризиса во Франции(стоимость "Сфакса" 5 миллионов франков),так и поклонников "Молодой школы",которые считали торпедные корабли "убийцами" всех классов крупных боевых кораблей. Адмирал Об, ставший в 1887 году морским министром решил создать большую миноносную флотилию и построить серию малых быстроходных крейсеров. А вот океанские крейсера в его концепцию не вписывались.
«Сфакс» «Sfax» Верфь ВМФ в Бресте. Заложен в марте 1882 года . На воду спустили 29 мая 1884 года, в строй вступил в июне 1887 года. Списан в 1906 году.
Водоизмещение 4561(4634) т. Длина 91,57 м. Ширина 15,04 м. Осадка 7,67 м. Бронирование-Палуба — 60 мм, рубка — 25 мм.
Двигатели-2 горизонтальные паровые машины «компаунд», 12 цилиндрических котлов,6500 л. с..Движитель 2 винта. Запас угля 590/980 т. Скорость хода 16,7 узла . Дальность 5500 миль при скорости 10 узлов. Экипаж 479—486 человек.
Вооружение-6 × 1 — 164-мм L/28 , 10 × 1 — 138-мм L/30 , 2 × 1 — 47-мм 3 фунтовых Hotchkiss , 10 × 1 — 37-мм 1-фунтовых револьверных Hotchkiss . Минно-торпедное вооружение-5 × 1 — 355-мм надводных торпедных аппарата
В 1890 году все паруса сняли.
В 1898 году в Бресте боевые мачты заменены легкими сигнальными.
В 1900 году демонтировали фок-мачту. 164-мм и 138-мм орудия заменили новыми скорострельными моделями. Для защиты от миноносцев стало 6-47-мм и 6-37-мм орудий, 4—37-мм митральезы,Гочкис число торпедных аппаратов сократилось до двух.
Силуэт первого французского бронепалубного крейсера был классическим для французского флота- развитые полуют и полубак,три боевые мачты,две дымовые трубы и массивный таранный форштевень,заваленные борта и "висящая" корма.Надстройки ограничивались небольшим сооружением с боевой рубкой на мостике за носовой трубой.
Стальной корпус в подводной части был обшит медными листами и тиковым деревом,во избежание обрастания в теплых морях.Для автономности в дальних походах крейсер имел парусное вооружение барка с площадью парусов 1932 кв. метра.
Силовая установка-двухвальная,с двумя горизонтальными паровыми машинами компаунд и 12 огнетрубными котлами.Проектная мощность установки-6500 л.с. На испытаниях крейсер показал скорость 15,9 узла при 4333 л.с. на естественной тяге и 16,84 узла на 6034 л.с. с принудительной тягой. Запас угля составлял в нормальном режиме 590 длинных тонн(600) ,а при полной загрузке -980(1000) тонн.Дальность ,при использовании только машинного хода должна была составить 5500 миль на 10 узлах.
Защищен корабль был броневой палубой из четырех слоев мягкой стали толщиной всего 61 мм,расположенной на 60-90 см ниже ватерлинии.Борта защищались коффердамами с целлюлозой. Между главной и бронированной палуб располагались 7 продольных и 16 поперечных водонепроницаемых переборок,создававших придуманную Бертеном ячеистую структуру. Часть заполнялась целлюлозой,часть углем.Небольшую защиту имела боевая рубка-всего 25 мм.
Основное вооружение из шести 164 мм орудий в поворотных индивидуальных установках были установлены в спонсонах( четыре штуки-по два на борт) и в носовой части со специально оборудованными в полубаке портами для погонной стрельбы.
Вспомогательная батарея из десятка 138 мм 30-калиберных пушек находилась в центре главной(батарейной) палубы,между спонсонами, по пять орудий на борт.
Противоминной защитой занимались две 47 мм 3 фунтовых пушки Гочкис и десять 1 фунтовых 37 мм револьверных пушек Гочкис в одиночных установках.
Торпедное вооружение состояло из пяти 356 мм надводных аппаратов.
В июне 1887 года "Сфакс" завершил свои испытания и вскоре принял участие в своих первых маневрах в Средиземноморье.В 1890 году крейсер перевели в Северную эскадру,где со 2 по 5 июля принял участие в маневрах по отражению атаки "восточных"(ака германцев) с высадкой десанта на французское побережье."Сфакс" входил в соединение в составе броненосцев "Маренго","Океан","Сюффрен",минного крейсера "Эпервье" и др. кораблей.Защищали побережье броненосцы береговой обороны и бронированные канонерки.Наступающим не удалось произвести высадку.
В 1891 году крейсер принял участие в совместных маневрах Средиземноморской и Северной эскадр. С 1892 года "Сфакс" опять в составе Средиземноморского флота ,вместе с крейсерами "Таж","Адмирал Сесиль" и "Лаланд".
С 1893 года крейсер перевели в Резервную эскадру(6 месяцев активной службы и 6 месяцев на стоянке с минимальным экипажем в год).Компанию ему составляли крейсера "Таж","Даву","Форбен" и "Кондор".При этом в период активной службы корабли резрва также принимали участие в ежегодных летних маневрах.
В конце января 1895 года "Сфакс" и броненосец "Адмирал Дюперре" были использованы для проведения эксперимента по бомбардировке побережья. Для этого на острове Левант у Тулона оборудовали береговые укрепления и три дня по 6 часов в сутки корабли проводили обстрел цели.Использовались снаряды калибра от 100 до 340 мм,израсходовали более тысячи выстрелов с обоих кораблей.Результаты были обескураживающими-несмотря на то ,что "цель" не отстреливалась,несколько орудий получили повреждения,чудом обошлось без жертв среди экипажей.При этом укрепления почти не пострадали.Французы сделали выводы- нейтрализации береговых укреплений требует огромного расхода боеприпасов и чревата потерями среди атакующих кораблей.
В 1895 году "Сфакс" принял участие еще в одних маневрах-флоты "А" и "В", имитирующие французский флот,сражались с флотом "С",в котором легко узнавался Региа Марина(итальянский флот).
В 1897 году,на очередных учениях,"Сфакс" и "Таж" изображали прорыв из Средиземноморья вражеских крейсеров для атаки атлантического побережья.Противником была Северная эскадра,которая успешно перехватила и обезвредила рейдеров.
В 1899 году "Сфакс" вместе со старым крейсером "Дюбордье" отправили нести службу на североамериканскую станцию.
Когда вскоре был помилован президентом Лубе знаменитый государственный преступник Альфред Дрейфус,именно "Сфаксу" было поручено доставить знаменитость с острова Дьявола(Французская Гвиана),где он отбывал наказание ,во Францию.
В январе 1901 года крейсер перевели во 2-ю очередь резерва,в 1906 году исключили из военно-морского регистра и впоследствии разобрали на металл.
Почти вся служба "Сфакса",кроме кратковременной американской командировки,прошла в составе Средиземноморской,Северной и Резервной эскадр и была насыщена тренировками и учениями.
"Сфакс" оказался весьма удачным творением инженера Бертена. Внушительное количество новаторских идей,внедренных им в его проект,произвело впечатление на современников. Первый французский бронепалубный крейсер,несмотря на экспериментальность конструкции получился вполне боеспособным кораблем. Созданный для угрозы британским коммуникациям,он действительно,со своей приличной скоростью и мощным вооружением мог наделать шума на участке от Суэца до Гибралтара,самой уязвимой торговой линии Великобритании.
Недостатком считают батарейное расположение среднего калибра,но ,с другой стороны,"Сфакс" мог обеспечить погонный огонь из 4 164 мм орудий,а бортовые залпы вполне удобны для потопления "купцов".А все-таки его основная задача при постройке-истребление британской торговли. Хотя в жизни рейдера и ретирадный огонь имеет значение-а там всего 2-164 мм.
Система защиты от Э.Бертена,в виде коффердамов и ячеистой структуры корпуса,была использована впервые и имела определенное развитие в дальнейшем.
На основе "Сфакса" были созданы более удачные образцы-крейсера "Таж" и "Адмирал Сесиль".
Сам же "Сфакс" большую часть службы провел,участвуя во флотских маневрах. Надо отдать должное французским адмиралам,учения и испытания они проводили весьма активно.
И ,конечно,"Сфакс"- предок нашего "Адмирала Корнилова".
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.