Расположенный на берегах Эльбы в центре восточной Германии, Магдебург впервые упоминается в 805 году, в течение нескольких последующих столетий город испытал различные невзгоды - наводнения, войны, разорения. В 1631 году в результате семимесячной осады во время Тридцатилетней войны город был превращён в груду пепла.
Во время наполеоновских, городу пришлось испытать штурм французских, русских и прусских войск. Во время Второй мировой войны войска союзников подвергли город массированным авиационным бомбардировкам, в результате чего была полностью уничтожена северная часть города. Говорят, что больше досталось только Дрездену, потерявшему весь исторический центр в течение трёх суток.
Послевоенные годы характеризуется плановой расчисткой центра города, перестройкой уцелевших зданий, а присоединение ГДР к ФРГ дало толчок к восстановлению центра города исключительно в современном стиле.
Чем же известен и интересен Магдебург?
Собственно, в тринадцатом веке здесь сложилось особое феодальное городское право - жизнь, права и деятельность горожан регулировалась собственной системой юридических норм, получивших в результате название "Магдебургское право". Далее подобная система была заимствована городами и странами центральной и восточной Европы.
В центре города сложно отыскать нечто старое и оригинальное. Практически везде новые скверы и панельные здание с стиле Союза. Но именно это и делает город по-немецки необычным и уникальным. Где ещё можно увидеть типично советский панельный дом, отреставрированный и свежевыкрашенный и выглядящий так, словно его построили вчера?
Согласитесь, на постсоветском пространстве такого не найти, а вот в Магдебурге - полно. И каждое здание в советском стиле выглядит вполне по-немецки - чисто, аккуратно, ухоженно, ну и новые красивые окна, уютные кафе и книжные магазинчики на цокольных этажах. Всё это создаёт особый колорит благородного коммунизма, ставшего успешным капитализмом.
Пожалуй, подобный музей СССР под открытым небом - жилой и обитаемый, оказал своё влияние и на общий архитектурный стиль города. Добравшись до старых домов и уцелевших соборов, ловишь себя на мысли, что как-то все эти бауверки и каменные кладки не очень-то и вписываются в современный архитектурный ансамбль города.
И красивый Магдебургский собор - образец готики - как-то нелепо стоит посреди огромной площади и окружён парками, в которых развалины стен и домов перемежаются с современным искусством. Ратуша и старый рынок - очень немецкие, только вот стоит отойти в сторону и советский колорит заставит вас забыть об этих немецких жемчужинах.
Вот что действительно поражает - это обилие зелени в центральной части города. Сады, парки, скульптуры современных авторов, памятники известным и влиятельным магдебуржцам - всё это даёт возможность воображению улететь куда-то далеко. Ну и, нагулявшись вдоволь в этих современных лесах-музеях, вы непременно должны попасть к Зелёной цитадели - современному символу города.
Спроектированное в 1999 году знаменитым австрийским архитектром Фриенсрайхом Хундертвассером, Зелёная цитадель Магдебурга стала его последним проектом.
Перестроенный старый панельный дом превратился в пристанище для нескольких магазинов, кафе и ресторанов, театра, гостиницы на 42 уникальных номера, детского сада и парочки нотариальных контор - конечно, вдобавок к квартирам.
Воплощая свои самые типичные идеи и архитектурные фишки, которые, собственно, Хундертвассера и прославили, отметим лишь некоторые из них, присутствующие в Зелёной цитадели Магдебурга:
- два внутренних дворика с фонтаном, перила дворика включают в свою структуру инструменты, с которыми работали строители,
- отсутствие двух одинаковых окон при рассмотрении дома из любой точки,
- натуральная трава практически по всей площади крыши,
- деревья на крыше и в отдельных нишах дома,
- разные и довольно причудливые колоны, разнящиеся рисунки и мозаики из битой керамической плитки в стиле Гауди.
Согласно собственной традиции и правилам, Хундертвассер утвердил запрет на внешнее вмешательство после окончания строительства, т.е. никаких новых деревьев, никакого ремонта, реставрации или перекраски здания - по контракту оно должно стареть и изнашиваться естественным способом. Но не обошлось и без исключения в его же стиле: жильцы имеют право изменять уличный фасад цитадели по принципу "куда руки и кисти достают", правда, пока ещё этим правом никто не воспользовался.
Вот такой вот эксклюзив есть у Магдебурга, города старого и нового одновременно, радостного и печального, быстрого и мирного!