Компания BlackBerry, чьё название и деятельность породили мем CrackBerry, основанный на игре ассоциаций зависимости пользователей от услуг, предоставляемых производителем, в данном случае электронных коммуникаций, официально объявила о прекращении продажи смартфонов BlackBerry в августе 2020 года.
В твиттере компания указала дату: 31 августа 2020 года. В этот день заканчивается продажа фирменных Android-смартфонов. Поддержка работающих смартфонов будет осуществляться до 2022 года. Как принято в таких обращениях, компания выражает благодарность покупателям и партнерам, бывшим рядом все годы деятельности гиганта. О причинах закрытия BlackBerry сохраняет молчание. Так уходят легенды.
Когда-то позиции основанной в Канаде в 1984 году компании BlackBerry казались незыблемыми: смартфоны на базе BlackBerry 10 в 2013 году были одобрены для корпоративного пользования сотрудников Министерства обороны США. Трудно было поверить в то, что один из самых ярких производителей мобильных телефонов, ставший культурным событием, потеряет $75 млрд капитализации. Соответственно, упадет доля смартфонов компании на рынке: с 20% она сократилась до 0,05% к 2016 году.
Как случилось, что компания, находившаяся на пике успеха, стала стремительно терять свои позиции? В июне 2007 года в продажу поступил первый iPhone. Среди ошибок BlackBerry была излишняя самоуверенность, отсюда пренебрежение к форматам iPhone и Android. Пользователи выбрали удобный интерфейс, крупные иконки, сенсорный экран. Столпы бизнеса BlackBerry — корпоративные контракты, где самая консервативная аудитория. Именно для неё физические клавиатуры и защищенная электронная почта. Пользователи выбрали поток мультимедиаконтента, функциональность и крупный ЖК-дисплей. Уверенная в лояльности пользователей, в 2011 г. BlackBerry продолжала выпускать свои популярные модели, которым Apple и Samsung противопоставили двухъядерные смартфоны с большими дисплеями, высоким разрешением и широким функционалом.
К чести BlackBerry, компания довольно долго боролась за выживание. Наступил момент, когда в медиа заговорили о переговорах о полной или частичной продаже; звучали имена Cisco, Google, SAP. Возвращение на рынок смартфонам BlackBerry обеспечила китайская компания TCL в 2017 г., приобретшая права на бренд. Результатом второй попытки стал смартфон BlackBerry Key2.
Можно только предполагать, как сложилась бы судьба BlackBerry, если бы компания смогла расстаться с кнопочным решением и адаптировалась бы к сенсорному подходу в технологической концепции смартфонов.