Возникновение культурного явления, спровоцированного журналом
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
Дорогие друзья, вчера мы покали, как куце и ограниченно была представлена мужская мода на страницах российских модных журналов. Если это и делалось, то в качестве исключения, даже с оговорками. Что нельзя сказать про моду детскую. Детским нарядам уделялось много внимания, хотя как абсолютно самостоятельное направление они были выделены в 1864 году
В мартовском номере за упомянутый 1864 год одного из российских модных журналов был опубликован материал следующего содержания. «По просьбе некоторых подписчиц мы собрали сведения о новейших детских модах; их моды, также как и наши, подвержены изменениям, разумеется, не в одинаковой степени. Начнем с самых маленьких детей. Шубки, в которых их выносят, делались прежде с капюшоном, который никогда не надевался на голову, а только тяготил спину ребенка; теперь шубка должна состоять из двух пелерин: одной большой и одной по меньше, а капюшон с длинным баволэ надевается особо. Шубки делают ватные, из белого, голубого или перлового кашемира; вокруг обшивают тафтяным, простеганным 6иэ, а также, что гораздо новее, обшивают верхнюю пелерину шелковой пли тонкой синелевой бахромой. Весенние шубки делают из белого английского пике; их вышивают суташем или обшивают верхнюю пелерину шитым по нансуку воланом, которым, впоследствии, можно будет отделать платьеце».
Собственно так на свет в России появилось словосочетание «детская мода». Далее обозреватели отмечали: «Если ребенок ещё слишком мал, чтобы носить платья, под шубку надевают на него английскую пеленку, которая состоит из длинного куска пике, брильянтина или фланели, собранного как юбка и пришитого к высокому поясу; сзади эта юбка совсем не сшита и завязывается тесемочками. Для большего щегольства, сверх английской юбки надевают шитую кофточку с кружевами».
Мода имела свои направления: «Девочек и мальчиков до четырехлетнего возраста одевают совершенно одинаково. В эти лета не делают платьев с высокими лифами, а чтобы закрыть плечи, надевают зуавки одинаковые с платьем, или кашемировый, подходящих цветов, или черные бархатные. Для зимы лучше всего поплиновые платьеца, который отделывают разнообразно. Для наряда хорошо платье Марии Стюарт; оно состоит из юбки, отделанной суташем или аграмантом, или полосой черного бархата, огибающей низ юбки и подымающейся с одного боку к поясу, скругляясь на повороте. Корсаж пришить к юбке; он гладкий, с круглой бертой, образующей спереди мыс».
Были и другие варианты: «Платьице принцесса Валлийская также очень мило; у него берта сзади скроена углом, а спереди скрещивается и упадает на юбку двумя концами. Для гулянья детям делают пальто-сак из тонкого бархатного драпа, с крошечным стоячим воротничком и с кармашками и двумя рядами стальных или золотых пуговок. Делают им также ротонды из драпа и обшивают синелевой бахромой, но только пальто удобнее. Детские шляпы делают теперь круглые войлочные или глянцевитые касторовые; на краю полей и вокруг тульи кладут неразрезной бархат, а по средине прикалывают белое, голубое иди огненное перышко. Тулья этих шляп довольно высока, а поля маленькие» .
Впрочем, некоторое время спустя теоретики моды и сотрудники модных журналов были вынуждены признать: «В настоящее время детский наряд очень мало разнится от туалета взрослых особ. Те же юбки с богатой отделкой, вышитые рубашки, черные и цветные корсажи, широкие кушаки и проч. Мы заметили тоже несколько простеньких красивых нарядов. Например белое кисейное платье; отделка состоит из нансука, нашитаго в известном расстоянии в виде ромбов; пике вырезывается из под нансука, который окаймлен и вышит белым суташем — эта отделка очень эффектна».
Чтобы как-то обозначить принципиальные границы «детской моды», было решено сосредоточиться не на фасонах, а на материи: «Одноцветный фуляр очень хорош, кроме того для детских платьев; низ отделывают зигзагом из черного бархатца с белым кантиком или вышивают белым шелковым суташем. Еще хорошенькое детское платье из белого кашемира; над рубцом вышита русским швом прошивка голубой шерстью, берта на корсаже и низ рукавов отделаны также. Такое же платье можно отделать внизу юбки шотландской полосой; берта то же шотландская и такая же сумка. Для мальчика четырех лет: шотландская юбка, черная бархатная курточка, шапочка бархатная с черной эгреткой».
Еще некогда (в 1863 году) бешено популярная клетчатая (шотландская) ткань теперь рассматривалась лишь как признак детских модных нарядов. «Красный и шотландский цвета предпочитаются. Девочки надевают с вышитыми или шёлковыми платьицами бумажные чулки с мушками. Чулки красные с белым и шотландские идут к нарядному туалету».