Когда первая книга из серии о Гарри Поттере появилась на прилавках книжных магазинов, ее сопровождала небывало массированная реклама. На чем ее только не было: пакеты и тетради, биллборды и автобусы… Из-за этого многие считают, что успех этих книг был предопределен исключительно рекламной компанией… Однако, это не совсем так.
Ребенок с удовольствием читает то, что ему нравится, то, что хочется читать «запоем» и снова перечитывать. Бывшая учительница явно нащупала у детей ту самую «струну», на которой можно играть бесконечно долго. Ведь как это ни удивительно, но книги о Гарри — до сих пор бесспорные фавориты в библиотеках. А жаркие споры по поводу писательского таланта и коммерческого успеха Роулинг не утихают до сих пор.
Что же так сильно привлекло подрастающее поколение в книгах о юном волшебнике? Что они дают детям такого, чего нет в других, на первый взгляд, вполне достойных произведениях? В качестве одной из гипотез можно взять следующую — произведения Роулинг дают детям ощущение защищенности от враждебной реальности, яро насаждаемой СМИ и современными «инженерами» человеческих душ.
Чем же так «цепляет» Гарри Поттер? Бывшая учительница в своей первой книге сразу же начинает, что называется, «давить на жалость», вызывая активный эмоциональный отклик у юных читателей. Гарри весь такой несчастненький… Хочется пожалеть его, приласкать, уберечь от невзгод. При этом читатели уже в начале произведения заинтригованы его необычными способностями и происхождением…
Книга Роулинг начинается очень живо и динамично и не теряет этих качеств до самого конца. Образное описание детей вкупе с детскими страхами и мечтами, ошибками и прозрениями увлекает ребенка в дивный мир, где Зло получает по заслугам, а Добро по-современному — «с кулаками».
Содержание «Гарри Поттера» аккуратно нарезано на короткие эпизоды именно такой длины, которую хорошо усваивает детский мозг. Это стало одной из причин того, что книга хорошо экранизируется. Здесь нет занудных отступлений и избыточных описаний. Большая часть произведения составлена из диалогов.
Писательница не учит и не «разводит» какой-то философии. Роулинг сама живет в этом мире вместе со своими персонажами. Также детей привлекает отсутствие «серых» оттенков в характерах героев: Добро — это Добро, Зло — это Зло. И никаких экзистенциальных самокопаний! Юные читатели могут любить или ненавидеть героев, но они не остаются равнодушными. А после дочитывания книги у них остается твердое убеждение в том, что Добро сильнее Зла.
Поэтому секретом успеха Роулинг вряд ли можно считать мощную рекламу. Скорее здесь можно говорить об удачном стечении обстоятельств. А ими стали несомненный писательский талант, подходящий возраст читателей и смешанный жанр произведения, где есть и детективная история, и сказка, и приключенческий роман. Не стоит забывать и о том, что книга очень позитивна и рассказывает о верной дружбе и взаимовыручке.
Роулинг сумела прекрасно проработать тему страхов, которые преследуют не только детей, но и взрослых. Это и одиночество, и унижение, и страх разочаровать родителей, и многие другие. Автор не только описала их, но и дала способы справиться с ними. И за это ей — большой «респект» от читателей и огромный плюс в карму!