Доля расходов на аренду в любом виде бизнеса занимает большое место, в некоторых видах – до 30%. Рано или поздно любой предприниматель для повышения эффективности своего бизнеса вынужден задумываться о повышении его эффективности, повышении прибыльности и снижению расходов.
Мы расскажет о нескольких несложных способах, которые помогут Вам сократить расходы на аренду иногда в несколько раз!
1. Аудит. Это самый первый шаг, с которого нужно начать, особенно, если вы давно не обращали внимание на расходы, связанные с арендной и эксплуатацией офиса. Проанализируйте
· Расходы на аренду.
· Расходы на эксплуатацию, которые вы платите БЦ (если такие предусмотрены).
· Расходы на оплату различных сервисных и маркетинговых сборов.
· Расходы на уборку и содержание офиса.
· Расходы на оплату коммунальных услуг.
Однажды я просматривал расходы одного из наших ресторанов и заметил, что ежемесячно мы оплачиваем 200 куб. метров воды. Эта сумма отличалась от других ресторанов нашей сети в 4 – 12 раз! Хотя в целом не являлась критической, поэтому на нее никто не обращал внимания. Оказалось, что в какой-то момент новый сотрудник арендодателя в счете на оплату вбила лишний ноль, а никто этого не заметил и оплатил. Так пошло и дальше и продолжалось почти 2 года. За это время компания переплатила более чем за 4200 кубов воды. А это уже существенные деньги.
Я уверен на 100%, что вы найдете статьи расходов, которые можно спокойно урезать или даже отказаться.
2. Переговоры с арендодателем. Если вы считаете, что для изменения ставки аренды есть предпосылки, то проведите переговоры. Вы, как минимум ничего не потеряете, а, как максимум, получите скидку и сэкономите денег для развития бизнеса.
3. Сдача части помещений в субаренду. При наличии свободных и неиспользуемых площадей – это неплохой способ не только сэкономить, но даже и немного заработать.
4. Перевод части сотрудников на удаленную работу. Наверное, самый актуальный вариант в текущей ситуации. Мне скажут, а как собственно может быть связано с расходами на аренду офиса. Отвечаю. С самой арендой никак. Но с сокращением иных расходов напрямую. Если в офисе будет меньше работы, значит уменьшаться коммунальных расходы, расходы на уборку офиса, всякие кулеры и печеньки, будет меньше портиться техника, уменьшиться расход бумаги и т.д.
5. Переформатировать пространство. Противоположный вариант перевода сотрудников на удаленку. Задача состоит в том, чтобы организовать офисное пространство таким образом, чтобы в него могло вместиться больше сотрудников, с соблюдением, естественно, санитарных и противопожарных норм. Иногда незначительные перестановки могут увеличить вместимость офиса на 10-20% без необходимости проведения крупных строительных работ. Для этого стоит обратиться к специалистам по организации офисного пространства. Стоимость их услуги по сравнению с полученным эффектом покажется просто мизерной.
6. Увольнение. Вариант перекликается с переводом сотрудников на удаленку, но более жесткий. Если у компании возникли сложности, то этот вариант, как бы это цинично не звучало, поможет сократить не только расходы на персонал, но и расходы на арендуемый офис.
7. Переезд в другой офис. Может показаться, что это сложный вариант. В принципе, не простой, но очень действенный, особенно в период сильных просадок рынка. Я знаю несколько компаний, которые пользуются такими спадами, чтобы улучшить свое размещение и при этом еще и сэкономить. Главное, не считать, что это невозможный или не рабочий вариант. Профессиональные брокеры по недвижимости смогут подобрать для вас несколько вариантов, один из которых вам может подойти и ваша компания переедет в офис более высокого класса по более низкой цене.
8. Расторгнуть договор аренды. Совсем! Отправить уведомление арендатору, подписать акт-приема передачи и уехать. Ерунда? А вот и нет. Мы смогли реализовать такой подход для двух компаний. Для нашей компании такой вариант не лучший, но отношения клиентов и профессионализм для нас не пустой звук. Бизнес компаний продолжился, но они перевели всех сотрудников на удаленную работу, а в случае необходимости проведения встреч или переговоров используют коворкинги, рестораны или холлы гостиниц.
Надеюсь, что вы сможете подобрать один из вариантов по снижению расходов на аренду офиса и примените в свой компании. Если будет необходима помощь в реализации одного из этих вариантов, то обращайтесь, всегда поможем. Или предложим другие варианты, но в любом случае без положительного решения, мы Вас не отпустим.
Подписывайтесь на канал, чтобы всегда быть в курсе вестей с рынка недвижимости!