Найти тему
ПиПси

Стресс: методы терапии в рамках основных психологических направлений: Гештальт-терапия

Стресс может проявляться по-разному.
Кто-то срывается в агрессию по любому поводу; кто-то уходит в отрицание и игнорирует важное; кто-то позитивен и шутит, не потому что «мамин юморист», а с целью псих. защиты; а есть те, кто просто замыкается в себе, терпит – им так проще; другие – принимают обстоятельства и удваивают силы…пятые – льют слезы; десятые пытаются понять «за что это все?» и т.д.
Кто как может/умеет/привык, так и
справляется с накопившимся напряжением в зависимости от уровня стрессоустойчивости и стрессогенности обстановки.

Хоть, стресс и является здоровой реакцией организма в ответ на возникшую проблему, активизирующей все ресурсы для наиболее эффективного противостояния (эустресс), он, все же, обладает большой разрушительной силой.

Продолжительное воздействие стресса способно ослабить иммунную систему и вызвать множество проблем как с психическим, так и с физическим здоровьем (дистресс).
Дистресс наступает, когда поддерживать высокий уровень самоконтроля и продуктивности становится сложно из-за истощения ресурсов организма (расстройств вегетативной нервной системы): не получается сконцентрироваться, даже приятные дела «не заходят», тупо хочется сжаться в комок и плакать, или того хуже – наступает апатия, базовая деятельность – на автомате, обостряются хронические заболевания, возникают различные психосоматические реакции.
_________

Допустимы разные сценарии развития стрессовой ситуации.
Можно выделить деструктивный и конструктивный.

Первый подразумевает проживание стресса с подключением вспомогательных процессов – защитных механизмов. Со стороны это будет выглядеть, как открывшееся «второе дыхание», но на самом деле организм будет просто пахать себе в ущерб.
Например, таким «щитом» может выступать отрицание – «ничего не случилось, все норм», «пофиг, пляшем!».
А при регрессии с ее «детскостью», слезами и истериками человек, будто, впадает в детство, или его «откатывает» на какой-нибудь ранее прожитый благоприятный этап жизни.
В отличие от отрицания и регрессии сублимация (считается наиболее здоровым «щитом» из всех) может снимать напряжение, переключая на другой вид активности – «пойду, полы помою/пирогов напеку/на велике погоняю».
Но рано или поздно «броню» пробьет. И мало тогда не покажется, уж, поверьте.

Второй сценарий развития ситуации проживания стресса – осознание и помощь (самопомощь).
В отличие от первого, деструктивного, этот сценарий терапевтический: лучше потратить время, силы и найти, осознать и попробовать устранить проблему, чем дальше продолжать вуалировать «симптомы», лишь усугубляя ситуацию.

В психологической практике есть различные подходы к терапии стресса (в зависимости от конкретной психологической школы, психотерапевтического направления), каждый из которых имеет свои особенности и подразумевает использование определенных методов.
_________

Рассмотрим структуру стресса с точки зрения гештальт-терапии.

С позиции гештальтпсихологии основным пусковым механизмом стрессоформирования является фрустрация.
Фрустрация подразумевает невозможность удовлетворения потребности/-ей, и если применительно для конкретных обстоятельств – потребности в привычном уровне активности, устоявшемся укладе жизни.
Если изменить внешние обстоятельства, формирующие фрустрацию, нельзя по независящим от нас причинам, то следует рассмотреть проблему глубже, более детально и начать действовать в соответствии с осознанными фактами так, чтобы было максимально комфортно проживать неблагоприятный период.
А это все – как раз про закрытие гештальта.
_________

Чтобы было понятнее, откуда, что, как растет у гештальт-терапии, копну немножко в матчасть.

В первом десятилетии 20 века в Германии появилась гештальтпсихология, благодаря трудам Курта Коффки, Макса Вертгеймера и Вольфганга Келера.
В основе данного направления лежал принцип целостности/гештальт (Gestalt в переводе с нем. языка – неделимая структура, целостный образ).
Гештальт обозначал что-либо воспринимаемое человеком – априори целым, а не просто суммой частей.
Хорошим примером гештальта служит мелодия, так как ее можно узнать даже тогда, когда темп или тональность были изменены.
Направление развивалось; были выделены принципы гештальтизма, определены свойства. Например, одно из базовых свойств гештальта – стремление к завершенности, выраженное эффектом Зейгарник (назван в честь Блюмы Вульфовны Зейгарник, основательницы советской патопсихологии): лучше запоминается то, что было прервано, а не завершено.
Гештальтпсихология, как научная школа, была упразднена с приходом к власти Адольфа Гитлера.
Эмиграция ведущих гештальтпсихологов в США не смогла спасти положение, так как в Штатах на тот момент был популярен бихевиоризм, базирующийся на изучении рефлексов. Гештальтпсихология не могла конкурировать с ним и вскоре вовсе прекратила свое существование в качестве автономного направления.
Но уже приблизительно с 50-х годов начинает свое развитие новая модель терапии, преимущественно основанная на принципах гештальтпсихологии, но также вобравшая в себя и принципы других направлений, в том числе психоанализа. Это гештальт-терапия, отцом-основателем которой был Фредерик Перлз.
Такое новое явление в терапии позволяло экспериментировать в процессе консультирования (под экспериментом подразумевалась произвольность в ходе изложение проблемы клиентом, успешно использовался такой метод, как монодрама и т.д.) и находить феномены (замечать различные реакции клиента – к примеру, изменения речи, позы, ужимок; непроизвольные движения).
Согласно принципам гештальт-терапии, человек, замечая в самом себе феномены в процессе консультирования, учится осознаванию.
Осознавание и по сей день – базовое понятие в гештальт-терапии.
Когда экспериментальная основная часть консультирования завершена, терапевт обсуждает с клиентом зафиксированные в процессе феномены (реакции), причины их появления, значения, а также тему потребностей клиента и их удовлетворенность + то, как соотнести потребности с реальностью, использовать их во благо, учитывая особенности взаимодействие клиента с окружающей средой и людьми.
_________

И вот, добралась-таки до главного: что представляет собой гештальт в повседневности, каким образом незакрытый гештальт формирует стресс, и как взять и прекратить это безобразие?

Жизнь человека наполнена различными потребностями, а значит, и различными гештальтами, требующими завершения (закрыть гештальт – дело полезное и необходимое).
Есть долгосрочные и довольно сложные гештальты (например, получить высшее образование, купить леопарда, накачать жёпьку) и не очень (утолить жажду, обновить фоточгу в Инстаграм, разобрать бардак).
Любой гештальт подразумевает контакт со средой и завершается (закрывается) тогда, когда потребность удовлетворена.
_________

Гештальт имеет цикличность, состоящую из 4-х фаз:
1. Появление потребности – возьмем, например, потребность в общении.

2. Поиск возможности ее удовлетворения – для этого можно просто позвонить другу или списаться с ним в соц cети, договориться о встрече.

3. Процесс удовлетворение – беседа с другом в кафе, болтовня по Скайпу или задушевная переписочка в ЛС

4. Выход из контакта – цель успешно достигнута, люди, приятно провели время, обнимашки/смайлики; все, гештальт закрыт.
Но, как упоминалось выше, потребности у людей бывают разные, поэтому удовлетворение некоторых из них может занять не пару часов, а несколько лет или даже десятилетий: ипотека, процесс выздоровления после сложной травмы, судебные разбирательства и т.д.
Кроме этого, достижению цели может просто что-то помешать как из внешней среды, так и в нас самих.
Гештальт может застрять на одной из фаз, и тогда возникнет фрустрация из-за разрыва контакта со средой.
С внешними обстоятельствами, препятствующими осуществлению задуманного, все более-менее ясно: карантин и самоизоляция, лишающие человека привычной активности, как актуальный пример.
С внутренними причинами фрустрации дела обстоят куда интереснее.
_________

Есть 7 видов прерывания гештальта (попробую разобрать какие-нибудь именно «карантинные» ситуации):

Проекция – перенос эмоций или ответственности за свои чувства/действия/намерения на других или на внешние обстоятельства.
Человек, испытывая сейчас чувства тревоги из-за неопределенности обстановки, может видеть в окружающих его людях паникеров и истериков. Обвинять их в бездействии или в неприемлемых действиях без видимых на то причин. То есть человек проецирует (переносит) свое чувство страха на других. Бомбит его, а виноваты, как бы, другие.
Так он защищается от принятия ответственности за собственное бездействие, формирующее фрустрацию как для него, так, возможно, и для других членов семьи.

Ретрофлексия – «переадресация» негатива на себе самого, направленного изначально во вне.
Члены семьи в привычном укладе жизни не находятся в тесном контакте на протяжении всего дня, каждый день, за редким исключением, так как обычно взрослые, родители – на работе, а дети - в школе/дошкольных учреждениях. Но в действующем режиме самоизоляции все вынуждены изменить привычный распорядок дня и свои привычки тоже. Это способствует накоплению напряжения, которое требует выхода. В критических ситуациях сдерживаемая агрессия (допустим, желание накричать на партнера или ребенка во время конфликта, или вовсе без причины, потому что «накипело») может выражаться в причинении боли себе – человек начинает щипать кожу, заламывать пальцы, грызть ногти, выдирать у себя волосы и т.д.

Интроекция – слепое следование устоявшимся установкам без учета реальных потребностей человека; «родительские» установки: «мальчики не плачут», «горе от ума», «коврик должен подходить к шторкам», «мужчина должен зарабатывать больше», «девочки любят розовый цвет» и другие подобные месседжи.
На карантине они могут просто атаковать человека, так как в подобных условиях мы в большей степени предоставлены сами себе, чем когда-либо, поэтому в помощь психике здесь врубается режим «строгой мамочки». Например, только человек решил полакомиться пироженкой с чаем за просмотром сериала, как «мамский» голос где-то там, в сознании тут же протрубит: «нельзя есть после 6!». И пирожное – снова в холодильнике. «И для сериалов – поздно!» - и, вот, ТВ уже выключен.
Разве это было целью? Нет.
Фрустрация.

Конфлуэнция – слияние границ, когда человек теряет способность цельно и автономно осознавать себя, отождествляя вместо этого свои потребности с потребностями другого.
Нормой является подобное непродолжительное слияния лишь в некоторых случаях. Например, у влюбленных в «конфетно-романтический» период, или, когда мать и ребенок неразлучны в первые месяцы после родов.
Здоровая психика при этом через определенное время возвращается к привычному функционированию и самоидентифицируется.
Проблемой считается, когда человек не отделяет своих потребностей от чужих продолжительное время без каких-либо объективных причин на это: например, постоянный контроль действий членов семьи, желание выполнять вместе даже базовые действия личного характера (вплоть, до попыток совместного похода в туалет). Потребности здесь так же, как и при других типах прерывания гештальта, не удовлетворяются, а риск получить невроз только растет.

Дефлексия – уклонение от прямого контакта.
Когда сложно общаться из-за разницы темпераментов, взглядов, или когда у партнеров, членов семьи нет общих интересов (естественно, в условиях изоляции это становится наиболее очевидно). В этом случае все пытаются удовлетворить потребность в эмоц. связи, поддержке при помощи контакта меньшей интенсивности, как бы, поверхностно, «на отъ*бись» - появляются клишированные отшучивания вместо живого, эмоционально насыщенного общения; банальности, «словесный понос» вместо конкретики и глубокого погружения в тему.

Профлексия – заслуживание; «поступай с другими так, как хочешь, чтобы они поступали с тобой».
Нарочито услужливое поведение, как правило, не вызывает ничего, кроме настороженности и странных вопросов со стороны того, на кого направлена сверхзабота. Это здоровая реакция на заслуживание со стороны среды. Но, бывает, что такое поведение – признак пережитой травмы/насилия. Человек пытается интуитивно предупредить возможное возникновение агрессии, направленной на него, своим «служением» ради «пощады». Закрепляясь в структуре личности, это входит в поведенческую привычку и проявляется в разных, уже ничем не угрожающих ситуациях.

Эготизм – уход в себя с головой, невозможность погрузиться в происходящее.
Такая «броня» создает даже в обычных условиях жизни много проблем с окружающей действительностью, так как контакт со средой сильно органичен или вовсе невозможен (избегание контакта любыми способами).
Невозможность преодоления психологического барьера не дает удовлетворить множество потребностей, связанных с человеческим взаимодействием.
_________

Согласно гештальт-терапии, наличие всех перечисленных причин не требует открытой борьбы с ними для устранения стресса, так как каждая из них по-своему нужна человеку для здорового функционирования психических процессов.
Но найдя и осознав причину сбоя в процессе завершения гештальта, не дающую удовлетворить конкретную потребность, следует целостно взглянуть на картину стресса, понять, где и почему произошел сбой, и возможно ли это изменить, что нужно сделать.
При критическом, честном оценивании ситуации будет проще проработать самоконтроль, а значит, и осознанность и продуктивный контакт со средой без прерывания фаз при достижении потребностей.

Например, если человек смог осознать, что проецирует свое чувство тревоги на близких, то следующим шагом должен быть откровенный разговор о своих страхах, но уже без обвинений и переноса. Это довольно сложно сделать самостоятельно, без помощи терапевта, но реально.
При успешном исходе состоится желаемый контакт со средой (с партнером, детьми, родителями или друзьями). И если ранее проекция мешала удовлетворить потребность в общении и закрыть гештальт, то, возможно, как раз в момент контакта произойдет его завершение.

В случае, когда осознание помогло понять, что причиной проблемы выступает конфлуэнция, то отделение чужих потребностей от своих, конкретизация цели и определение границ взаимодействия со средой (с членами семьи, с которыми ранее фиксировалось патологическое слияние потребностей) поможет удовлетворить собственные.

У осознавания всегда одна цель – восстановление нормального контакта человека с собой и окружающими в любые времена, при любой погоде; не трата ресурсов на разрушение негативного, а их рациональное использование для сохранения и приумножения энергии жизни.
Осознование помогает преодолеть стресс.
_________

«К психологическому росту ведет сознавание настоящего без убегания в прошлое или будущее. Переживание настоящего в любой данный момент есть единственно возможный реальный опыт, условие удовлетворенности и полноты жизни, и состоит в принятии с открытым сердцем этого опыта настоящего».
Ф. Перлз

_________

1 бесплатная консультация (вопрос психологу)!

Гештальт
8436 интересуются