Найти тему
джазовые пластинки

До и после. Джазовые обложки ч. 1

Оглавление

С развитием технологий к середине пятидесятых годов обложки джазовых пластинок вместо порой запоминающихся и ироничных, а временами неуклюжих и слишком абстрактных рисунков стали радовать качественными фотографиями музыкантов.

Некоторые лейблы к новым возможностям относились максимально прямолинейно - к примеру Norgran, в середине пятидесятых способный похвастаться выдающимся выбором музыкантов от саксофонистов Джонни Ходжеса и Стэна Гетца до пианистов Бада Пауэлла и Кенни Дрю, взял за привычку размещать выразительные и узнаваемые публикой ч/б образы, порой даже не подписывая имя музыканта.

Надо признать, что в сочетании с жанровыми особенностями выбранный формат и по сей день производит сильное впечатление, тем более что в рамках своего каталога Норман Гранц удачно перемежал подобные пластинки с теми, за оформление которых отвечал возможно самый знаменитый художник-оформитель джазовых альбомов Дэвид Стоун Мартин.

Первой и возможно наиболее очевидной ступенью развития фото на обложках пластинок в связи с пожалуй относительной технологической дешевизной и очевидной эффектностью техники стало нанесение цветовых фильтров.

В середине пятидесятых к этому приему прибегали кажется все заметные художники-оформители и подобные примеры можно найти на ключевых джазовых лейблах поры, от Emarcy и Bethlehem, до Blue Note и Pacific Jazz. Справедливости ради, многие компании не стали задерживаться на этом и уже к 57-му году перешли на цветные фотографии.

Многие пластинки продолжали задействовать крупные черно-белые планы музыкантов, однако при этом акцент переносился на цветной шрифт. В тот момент и стала очевидна роль кадрирования, стиля, цвета и размера шрифта, его расположения.

Без сомнения ключевым новатором в этом направлении стал влиятельнейший дизайнер Рид Майлз, отвечавший за оформление пластинок лейбла Blue Note. Майлз бесподобно смешивал вышеупомянутые техники на вверенных ему альбомах, работая с цветом, фильтрами, шрифтом, кадрированием, формами.

Его работы идеально соответствуют духу, музыке и качеству звукозаписи на лейбле - они все берут высокую заданную планку, и дальше, от случая к случаю, достигают все новых, ранее будто бы недостижимых высот.

Примерно в 1957-м году подавляющее большинство компаний в попытке притянуть внимание покупателей обращают свой взор на полноцветную печать. В ход идут как вышеупомянутые приемы, так и куда более примитивные и проверенные временем - полуголые дамы очевидно куда более эффектно смотрятся в цвете.

Некоторые впрочем упорно сопротивляются пришествию технологий и активно экономят на обложках - среди таких будто бы консерваторов основатель лейбла Prestige Боб Вайнсток, который продолжал использовать цветовые фильтры и в шестидесятых.

Серия выпусков 'До и после' рассказывает об использовании фотографий при оформлении джазовых пластинок. По возможности я буду указывать имена авторов оригинального фотоснимка и дизайнеров, ответственных за итоговый результат. Стоит напомнить, что происходило это задолго до появления каких-либо компьютерных технологий, поэтому весь процесс, что называется 'аналоговый'.

Herbie Hancock - Inventions And Dimensions
(Blue Note, 1964)

Фильтр и кадрирование ничто по сравнению с тем, как Рид Майлз избавился от двух легковых автомобилей и целого автобуса, а легким движением руки дочертил разделительные полосы до горизонта.

Впрочем, пусть позы Хэнкока будто бы абсолютно идентичны все же можно подискутировать на тему подождал ли мистер Вулф пока автомобили проедут и именно ли этот кадр лег в основу оформления альбома.

Автор фотографии - Фрэнсис Вулф, дизайн обложки - Рид Майлз

Buddy Rich / Harry Edison - Buddy And Sweets
(Norgran, 1955)

Стиль Дэвида Стоун Мартина настолько специфичен, что крайне трудно его увязать с той или иной фотографией, которая вполне могла послужить художнику вдохновением. Как выясняется на обложке 55-го Бадди Рич прекрасно обходится и без томов, фотография же говорит об обратном.


Фото - Фил Стерн, автор рисунка - Дэвид Стоун Мартин.

Barbara Lea - Johnny WIndhurst Quintets (Prestige, 1956)

Среди специфики пленочной клубной фотографии пятидесятых и ранее невероятная работа со светом. Черный фон крайне удобно продлить до необходимого для оформления пластинки размера, шрифт и прочие подписи по возможности простые.


Фотография и дизайн обложки - Боб Пэрент. Его фамилию можно разглядеть в левом нижнем углу пластинки.

George Shearing And The Montgomery Brothers (Jazzland, 1961)

Не совсем корректное, однако показательное сравнение 'до и после' на мягком музыкальном шедевре октября 61-го. Главный фотограф джазовой сцены западного побережья Уильям Клэкстон определенно предварительно поработал со своими моделями - все они в своих образах имеют детали того или иного желтого оттенка, от галстука до пуговиц. Что примечательно, с фильтром который добавил другой легендарный персонаж Кен Дирдофф это стало куда менее очевидно.

Автор фотографии Уильям Клэкстон, дизайн обложки Кен Дирдофф.

Miles Davis - Kind Of Blue (Columbia, 1959)

Снимок на главную джазовую пластинку всех времен трудно назвать удачным - Майлз схвачен в движении, контуры его тела расплылись, правая рука толком на попала в кадр. Удачное пост-кадрирование, в целом тривиальная, но корректная работа со шрифтом - вуаля, обложка Kind Of Blue готова.

Автор фотографии - Джей Майзел

Пишите мне о своих любимых примерах 'до и после'. Наверняка они окажутся более удачными, чем фотография господина Майзела.