Если кратко обрисовывать ситуацию в современной русской литературе, то резюме будет таковым:
1) За философские притчи позднего постмодернизма отвечает Евгений Водолазкин.
Его творчество основывается на альтернативной истории и стилистической имитации жанров древнерусской литературы: житие, сказ. По образованию Водолазкин филолог, от того и его пристрастие к древности и глубинной структуре языка как модели мироздания. Кстати, язык как модель мира – это принцип творчества еще и Сорокинский.
Книги Евгения Водолазкина: «Лавр», «Авиатор».
2) За русскую хтонь и метафизическую фантасмагорию отвечает Алексей Сальников. Эстетика серых провинциальных многоэтажек, пьянь и ругань: современный натурализм, приправленный модернистским проникновением в сознание персонажей и экзистенциальным ужасом.
Книги Алексея Сальникова: «Петровы в гриппе и вокруг него», «Опосредованно».
3) Неореализм. Захар Прилепин – этакая инкарнация Достоевского и Солженицына. Кстати, как и они, Прилепин от художественной литературы перешел к сплошной публицистике и к самоуверенной проповеди. При этом реализм Прилепина, как, собственно, снова же у Достоевского и Солженицына – это смесь притчи и неприкрытого бытописания жизни самых низов с натуралистичными и даже физиологичными сценами.
Книги Захара Прилепина: «Санькя», «Грех», «Обитель».
4) Новый исторический роман. В начале ХХ века главным автором исторических романов был Алексей Толстой. Самый известный его труд – «Петр I». Удивительно, но почти ровно сто лет спустя к личности Петра обращается Алексей Иванов и пишет дилогию «Тобол». И хоть Иванов в своих книгах равно пристально живописует и современный Урал, все ж таки, учитывая исследовательские пристрастия писателя, его вотчина – роман исторический.
Книги Алексея Иванова: дилогия «Тобол», «Географ глобус пропил».
5) Русский радикальный постмодернизм зиждется на двух самых, пожалуй, значимых современных отечественных писателях – Владимире Сорокине и Викторе Пелевине. Но при этом их нельзя подводить под общий знаменатель, поскольку их методы совершенно не похожи. Пелевин – это реальность как виртуальная имитация, созданная на основе эзотерики, классической философии, мифологии и масскульта. Главный паттерн: герменевтический круг в парадигме тотального интертекста.
У Сорокина же все строится на структуре и сущности языка. По Сорокину – реальность мыслится сугубо через литературу и текст.
Книги Виктора Пелевина: «Чапаев и Пустота», «Generation П», «Шлем ужаса», «iPhuck10».
Книги Владимира Сорокина: «Норма», «Голубое сало», «Теллурия».