Идеи и труды Макса Вебера, виднейшего ученого конца XIX-начала ХХ века, имели огромное влияние на гуманитарную отрасль. Данное утверждение особенно применимо к социологии и истории. Наряду с Огюстом Контом, Макса Вебера называют одним из основоположников социологии как отдельной науки. В то же время, большое число его исторических трудов, выполненных в парадигме междисциплинарного подхода, считаются в наши дни классическими. В этом отношении исследование «Протестантская этика и дух капитализма: экономическая социология» является ярким примером. Опираясь на текст этого фундаментального труда, выделим десять подходов и идей, которые не утратили актуальности для современной исторической науки.
Вебер пишет о том, что, не смотря на наличие схожих (а в некоторых случаях даже превосходящих) элементов развития культуры и науки, Европа всегда была более развитой в отношении остальных регионов мира. Ее преимущество заключалось в том, что все достижения в духовной и экономической сферах были более институционализированы. Наличие более строгого порядка, иерархии всегда выдвигало Европейцев вперед. Это проявление идеи европоцентризма. Не смотря на критику этой идеи, она будет актуальной еще долгое время. Большинство виднейших ученых – это продукт, выращенный в западных традициях. Так или иначе, уйти от сравнения с Европой, поиска связей с ней, в исследованиях других регионов мира было бы неверно.
Еще одним фундаментальным положением относительно методологии является чтение источника на языке оригинала. Историку крайне важно понимать то, что он анализирует. Пользоваться интерпретацией перевода не совсем корректно. Вполне возможно, что только профессиональный историк, занимающийся изучением той или иной эпохи, сможет верно прочесть ее культурные коды. А от переводчика этот момент ускользнет, что выльется в превратности перевода.
Не менее важной идеей является мысль Вебера об использовании статистических данных в историческом исследовании. Хотя данное положение, выдвинутое во время публикации книги (1905г.), вероятно, относилось к социологии. На тот момент социологическая наука являла собой набор абстрактных методов и задач. Привлечение статистики придавало бы ей отчетливую форму. Для современного историка совет не менее актуален. Последние 15 лет очень силен тренд в исторической науке на использование количественных методов. Вебер писал об этом более столетия назад.
Удивительно простой представляется идея Вебера о том, что консолидированное меньшинство является главным двигателем прогресса. Доказательную базу этого тезиса Вебер строит на исследовании группы студентов-протестантов. Они в гораздо большем количестве заканчивали подготовку по техническим профессиям и торговому делу, нежели исповедующие католичество. Соответственно, именно студенты-протестанты впоследствии окажут наибольшее влияние на инновацию технологий и развитие капиталистических отношений. Теория Маркса, исповедующая обратный подход, где главной движущей силой истории являются широкие массы, на сегодняшний день считается абсолютно неактуальной.
Этика – это не только свод моральных норм и правил, можем мы заключить, прочтя «Протестантскую этику». Вебер считал, что понятие «этика» применимо и к экономической сфере. В первую очередь это касается описываемого им образа идеального человека в глазах Бенджамина Франклина: добропорядочного, честного, постоянно стремящегося увеличить объем своего капитала. По мнению Вебера, такая доктрина будет воплощена в жизнь, а ярким примером такого воплощения станет создание американской нации. Этика становится большим, чем свод правил. Этика становится нормой повседневного поведения делового человека. Интересна веберовская трактовка рыночной конкуренции в сфере труда. Ее ученый отождествляет с термином «экономический отбор». Суть этого явления заключается в нескольких положениях. Во-первых, профессионал не может не следовать нормам деловой этики, описанным в абзаце выше. Честный и трудолюбивый сотрудник или же более дальновидный предприниматель будут иметь более высокие шансы для самореализации. Во-вторых, условием экономического отбора является победа «правильного» образа жизни над «неправильным» в рамках какой-либо социальной группы. Здесь Вебер затрагивает проблему групповой психологии.
Считается, что выработка Вебером категории адекватности является одним из главных его методологических приемов. И пройти мимо этого никак нельзя. Суть «адекватности» по Веберу заключается в том, что правильным и наиболее рациональным будет установить причинные связи между теми или иными явлениями, а не пытаться подогнать все имеющиеся данные под единый закон. В работе это рассмотрено на примере генезиса капитализма. Вебер рассматривает комплекс причин, по которым произошло становление рыночной экономики и капиталистического уклада. Сюда он относит стремление к законной прибыли, мировоззренческие установки слоя протестантов-капиталистов, их высокая степень трудолюбия, выходившее за рамки социальной нормы XVII-XVIII веков. В данном положении отчетливо просматривается критика методологических установок позитивизма.
Вебер уделяет внимание такому фактору, как роль личности в истории. Сегодня в исторической науке популярны обращения к биографиям и судьбам обыкновенных людей. Можно считать, что идея Вебера стала основоположником такого подхода. Он рассматривает эту проблему с точки зрения иерархии зарождающегося капиталистического общества. Вебер указывает на то, что существование капитализма было бы невозможно без управленцев мелкого и среднего звена. Именно этому «менеджменту» Вебером отводится роль основы существования капитализма.
Вебер делает капитализм предметом философского анализа. Тем самым исследователь показывает, что это общество – больше, нежели очередная формация при смене способа производства. Вебер пишет о «духе капитализма». Правомерно считать, что такой анализ построен на гегелианской теории «абсолютного духа». Это еще одно проявление междисциплинарного подхода, который должен присутствовать в каждом современном историческом исследовании.
Довольно сильным положением «Протестантской этики» является выведение Вебером анализа религиозных постулатов за пределы духовной сферы. Вебер показывает сильное влияние религии на экономику. Он полагает, что кропотливый и рациональный труд богатеющих протестантов-предпринимателей, их стремление к преумножению капитала вытекает их протестантских установок. Религия до Вебера, безусловно, рассматривалась во взаимосвязи с политической сферой. Вебер же анализирует симбиоз с экономикой.