«Для обыскания американских берегов, дабы они всеконечно известны были» была задумана новая экспедиция Витуса Беринга и Алексея Чирикова.
Подготовка Второй Камчатской экспедиции затянулась на семь лет. С огромным трудом доставляли провиант и снаряжение через всю Россию до Охотского моря. Летом 1740 года в Охотске были построены пакетботы «Св. Пётр» и «Св. Павел». Зиму путешественники провели на Камчатке. Там, на берегу Авачинской бухты, Беринг заложил новый город и дал ему имя в честь построенных кораблей (Петропавловск).
4 июня 1741 «Св. Пётр» под командованием Беринга и «Св. Павел» под командованием Чирикова вышли из Авачинской губы на Камчатке и отправились к берегам Америки. 20 июня в условиях шторма и густого тумана суда потеряли друг друга. После нескольких дней бесплодных попыток соединиться мореплавателям пришлось продолжать путь уже поодиночке.
«Св. Пётр» достиг южного побережья Аляски 17 июля в районе хребта Св. Ильи. К тому времени Беринг уже плохо себя чувствовал, поэтому он даже не высадился на берег, к которому шёл столько лет. В районе острова Каяк команда ступила на американскую землю пополнила запасы пресной воды, и судно стало продвигаться на юго-запад, время от времени отмечая к северу отдельные острова (Монтагью, Кадьяк, Туманный) и группы островов. Продвижение против встречного ветра было очень медленным, моряки один за другим заболевали цингой, на судне испытывали нехватку пресной воды.
В конце августа «Св. Пётр» в последний раз подошёл к одному из островов, где произошла первая встреча с местными жителями — алеутами. На острове был похоронен первый моряк Беринга, умерший от цинги, — Никита Шумагин, в память которого Беринг назвал эти острова.
6 сентября судно направилось прямо на запад через открытое море, вдоль гряды Алеутских островов. Беринг уже был слишком болен, чтобы управлять кораблём. Наконец через два месяца, 4 ноября, с судна заметили высокие горы, покрытые снегом. Моряки надеялись, что они достигли берегов Камчатки. На самом же деле это был лишь один из островов архипелага, который впоследствии назвали Командорскими островами. «Св. Пётр» бросил якорь недалеко от берега, но ударом волны его сорвало с якоря и перебросило через рифы в глубокую бухту у берега, где волнение не было таким сильным. Это была первая счастливая случайность за всё время мореплавания. Воспользовавшись ею, команде удалось перевезти на берег больных, остатки провизии и снаряжение. К бухте примыкала долина, окружённая невысокими горами, уже покрытыми снегом. По долине пробегала небольшая речка с кристально чистой водой.
Зимовать пришлось в землянках, накрытых брезентом. Из команды в 75 человек сразу после кораблекрушения и в течение зимы умерло тридцать моряков. Сам капитан-командор Витус Беринг скончался 6 декабря 1741. Позднее этот остров будет назван в его честь. На могиле командора поставили деревянный крест. Оставшихся в живых моряков возглавил старший помощник Витуса Беринга - швед Свен Ваксель. Пережив зимние бури и землетрясения, команда смогла дотянуть до лета 1742.
Им опять-таки повезло, что на западном берегу оказалось много выброшенного волнами камчатского леса и обломков дерева, которые можно было использовать как топливо. Кроме того, на острове можно было охотиться на песцов, каланов, морских коров, а с приходом весны — морских котиков. Охота на этих зверей была очень лёгкой, потому что они совершенно не боялись человека. Весной 1742 было начато строительство небольшого одномачтового судна из остатков полуразрушенного «Св. Петра». К концу лета новый «Св. Пётр» был спущен на воду. Он имел гораздо меньшие размеры. Оставшиеся в живых 46 человек в страшной тесноте вышли в море в середине августа достигли побережья Авачинской бухты.
Витус Беринг и его спутники думали, что до них никто из русских не видел Аляску, однако они ошибались. На самом деле первым, за полтора дня до «Св. Петра», к островам у берегов Америки подошёл «Св. Павел» под командованием капитан-лейтенанта Алексея Чирикова. Потерявшись в тумане, экипаж «Св. Павла» с попутным ветром отправился прямым курсом на восток. Через две недели в воде он начал встречать плывущих тюленей и обломки деревьев, над мачтами пакетбота пролетали чайки – значит, земля была уже близко. 15 июля показался гористый, поросший лесом берег. Чириков не сомневался, что это «подлинная Америка», и был совершенно прав. Высадиться в этих местах на сушу было невозможно, и «Св. Павел» продолжил путешествие.
Чёрным днём в странствиях «Св. Павла» стало 17 июля 1741 года. Подойдя к очередному острову, капитан приказал штурману Абраму Дементьеву высадиться на сушу и, если там живут люди, познакомиться с ними. Для индейцев приготовили подарки: бусы, ткани, металлические котлы. Штурман и 10 матросов уплыли к берегу на большом боте и… бесследно пропали.
Прошёл день, другой, третий… Через неделю на острове был замечен огонь. Решив, что костёр развели Дементьев с товарищами, Чириков отправил к ним на лодке боцмана Сидора Савельева, матроса и двух плотников – он думал, что первый бот потерпел крушение и нуждается в починке. Эти члены экипажа тоже не вернулись.
А на следующий день от берега к пакетботу вышли два больших индейских каноэ. Не приближаясь к «Св. Павлу», тлинкиты вскочили на ноги, издали боевой клич «Агай! Агай!» и быстро уплыли обратно. Что случилось с русскими моряками, так и осталось тайной. Других шлюпок на борту «Св. Павла» не было, а причалить к берегу большой корабль не мог. Чириков провёл в напрасном ожидании ещё почти сутки. «И не дождавши, – вспоминал он с горечью, – пошли в путь свой...»
Потеряв 15 человек и обе лодки, экипаж «Св. Павла» не мог продолжать изучение американских берегов. Кроме того, на корабле кончались запасы воды, а свежую набрать было негде. Пойдя на риск, Алексей Чириков вёл пакетбот так близко к прибрежным скалам, что, по его словам, «иногда буруны захватывали», но подходящего места для высадки на берег так и не нашлось. Созванный капитаном совет постановил: надо возвращаться домой. Возле Алеутских островов моряки встретили местных жителей, приплывших на байдарках, и попытались выменять у них пресную воду на ткани, табак и другие товары, но те требовали только стальные ножи. Обмен не состоялся. «Св. Павел» долго шёл к берегам Камчатки. Из-за нехватки воды кашу варили лишь раз в неделю, в другие дни моряки грызли сухари и варили солонину в морской воде.
Люди смертельно устали и едва могли выполнять необходимую работу. Весь экипаж болел, включая Чирикова; многие умерли. Пакетботом управлял штурман Иван Елагин – он тоже был болен, но сумел привести корабль точно в Авачинскую бухту. Это произошло 8 октября 1741 года. У моряков ещё хватило сил, чтобы бросить якорь в гавани и выстрелить из пушки, оповещая жителей Петропавловска о своём возвращении. А вернулось из всего экипажа лишь 49 человек.
Вторая Камчатская экспедиция завершилась.
Об этой экспедиции Беринга и Чирикова читайте в книге "Как открыли Русскую Америку".
Вам понравилась статья? Оцените, пожалуйста, лайком:) Спасибо!