Открытая группа - арт-объединение, стихийно образовавшееся почти десятилетие тому в львовской съемной мастерской. Шесть молодых ребят, едва закончивших художественное образование, покорили мир современного искусства, став одним из самых значимых явлений Восточной Европы 10-х. Они буквально шли по ступеням из подвала "Детенпулы", как они шутливо окрестили свою кухню-студию до национального павильона Украины в Венеции. На этом пути они теряли участников объединения, обрастали важными знакомствами, выигрывали гранты и премии и создавали знаковые проекты.
Биография "Открытой группы" или правильнее сказать, нон-фикшн, посвященный их работам, жизни и плотной сети связей и событий вокруг этих гениальных художников - еще не написан. А вот они в уже пробовали собрать биографии всех своих зрителей и друзей. Об этой полной интерактива и сингулярности идее мне удалось с ними поговорить накануне открытия их перформанса-инсталляции под одноименным названием "БИОГРАФИЯ" в киевском Пинчук Арт Центре.
Читать: Приглашение в Архив чужих жизней
Я: Ваш проект называется «Биография». И в приглашении, непосредственно в проекте вы используете рассказ Хармса. Причем не его известную сюрреалистичную "Биографию", где Даниил Хармс родился дважды и с которой начинают все исследователи его творчества. Вы напечатали часть текста «МЫР» - «для вдохновения». Так какие биографии вдохновляют вас? И почему вы выбираете тему переосмысления биографии и жизни в свои неполные тридцать?
Стас Турина, участник "Открытой группы": – Однажды Андрей Бояров (известный львовский фотограф, - прим. автора блога) сказал мне, что неизвестно, что есть более достоверным - вымысел или настоящая биография человека?
Читать: Вырезать - вставить. И другие методы фотографа Андрея Боярова.
Мы оттолкнулись от Хармса, потому что он был величайшим рассказчиком и затейником. И в проекте мы не просим реальных, предоставленных согласно всем требованиям закона данных, все желающие могут написать о себе ровно то, что хотят.
Антон Варга, участник "Открытой группы": Нас, наверное, больше интересует сам момент перед тем, как человек садится писать биографию. Мы его, к сожалению, не можем увидеть, но это время переосмысления своей жизни. Лично для нас - это воспоминания о том, что уже было, что произошло не только с нами и нашим творчеством. Потому мы и создаем этот проект с Юрием Ивановичем Соколовым (легендарный львовский художник - прим. автора), что уже вносит нас в более широкий контекст истории «биографий» украинского искусства.
Павел Ковач, участник "Открытой группы": - На меня влияют биографии художников, точнее - их мифологизация, например, Бойса. И вообще - любого художника. Для меня очень важна их биография как лайф-арт, искусство жизни, пример их пути и тех вещей, что непосредственно повлияли на их работу.
Я рассматриваю биографию художника, как его перформанс в течение жизни.
Стас Турина: А меня вдохновляют биографии обычных людей, которые не имеют отношения к искусству, но в них столько воли к жизни!
Павло Ковач: Биография – это лишь сырьё, с которым мы будем очень осторожны. Когда мы принимаем биографии в проект, понимаем, что имеем дело с частицей личной жизни.
Юрий Билей: Интересным есть момент, когда человек оказывается перед выбором: какие именно факты из своей жизни выбрать, что рассказать о себе в биографии. Конечно, у нас свободная форма изложения, мы не требуем придерживаться шаблона. Но это и сложнее, чем просто заполнить анкету.
Идея проекта появилась в процессе работы с Юрием Ивановичем. Изначально, у нас была тема программы «ПАЦ» – «Переосмысление», с которой мы пришли к нему и сказали: «Мы хотим пригласить вас в группу». Тот момент, когда мы включили его в состав "Открытой группы", мы считаем началом проекта.
Стас Туріна: Это наш второй проект в «ПАЦ». Итогом первого «Ars longa – vita brevis», кроме специальной премии стали 59 чудестнейших дней, которые мы будем вспоминать, как лучшие в жизни. Потому что мы были вместе. После опыта создания проектов в "Детенпуле" замечаешь, насколько труднее работать в больших институциях. Ты не можешь делать то, что хочешь и прямо сейчас, необходимо пройти определенную процедуру согласования, просить и получать разрешения. Нам повезло, что Бйорн (Бйорн Гельдхоф – куратор «ПАЦ» - прим. автора) предложил это открытие сделать действительно открытым. Обычно, «ПАЦ» делает частные вечеринки в день презентации проекта.
Евгений Самборський: Бйорн – профессионал своего дела и он замечает все мелочи, ставит нам такие вопросы, которые мы сами не догадались бы себе задать. Он предлагает много решений, которые более эффектно подчеркивают наши идеи в выставочном пространстве центра.
Юрий Билей: Он с самого начала обозначил собственную кураторскую позицию и детально изложил то, что он понял про нас и нашу идею.
Павло Ковач: Выставка будет проходить до конца сентября (2014 года). И в последнее время, к сожалению, у нас совершенно не получается бывать в "Детенпуле", физически нет возможности проводить там открытия каждые 2 недели, как раньше.
Юрий Билей: Но «Детенпула» уже получила статус очередной львовской легенды. Все знают, что она есть в этом городе.
Павло Ковач: Она все-таки выполнила свою миссию, появилось молодое поколение художников, студентов, которые начали открывать свои маленькие независимые арт-локации, по нашему примеру.
Стас Турина: Будем считать, що коллектив "Детенпулы" взял отпуск «за свой счёт» за эти три последних года. Наша работа перешла из стадии "фанатичной" в стадию "любовную". Когда мы только открыли "Детенпулу", я начал расспрашивать Кауфмана (куратор легендарной львовской галереи "Дзыга", - прим. автора):
«Влодко Кауфман, а расскажите нам про квартирные выставки, чтоб не наступать на теже грабли. Мы же что-то подобное делаем».
Читать: ЗАХОДИТЕ В МОЙ ДОМ, МОИ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ: О ФЕНОМЕНЕ КВАРТИРНЫХ ВЫСТАВОК
А Кауфман говорит: «Знаешь что, спроси у Соколова». Потом в Ужгороде мы с Антоном сидели у Павла Павловича, и он тоже, про между прочим, говорит: "А расспросите Соколова". И так тянулось год-другой. Какой-то мифический Соколов просто стал присутствовать в нашей жизни. И вот, у нас была выставка Зофьи Малкович, на которую пришли легендарные личности: Платон Сильвестров, Шульев – те художники, что вместе с Сагайдаковским создавали "Дефлорацию". Мы снова проговорили весь вечер про старые галереи, про архивы. И Георгий Косован, он был галеристом в ‘90-ые ( львовский первый галерист, создатель первой частной галереи «Гал-Арт» – прим. автора) услышал, что мы Юрия Соколова называем «Юрий Иванович», расхохотался: «Да тряхните вы его, у него знаете, сколько всего есть! Что вы с ним церемонитесь? Юрий Иванович?! Юра Соколов!». А я боялся даже с ним знакомиться. А Антон позвонил и пригласил его к нам на выставку.
Антон Варга: Это, наверное, единственный художник-концептуалист, про которого ходят легенды во Львове. Отчасти оттого, что это он в одно время исчез, перестал выставляться. Я издаю "Аорте"- информационный объект про художественные практики. Гостем первого номера стал Павел Павлович Ковач (закарпатский художник - прим. автора), во второй номер должен был писать Якунин (один из основателей украинского ленд-арта - прим. автора). Он ничего не написал и, наконец, сказал: "Иди к Соколову".
И всё, после этого начались долгие поиски: никто не знал даже номера его мобильного. А многие были уверены, что Юрий Иванович умер. Он действительно появлялся в последние годы крайне редко в каких-то публичных местах. Но мы нашли его домашний номер, позвонили и настояли на встрече. И это было невероятное совпадение - все это время наших безуспешных поисков он жил в соседнем доме с нашей галереей "Ефремова 26".
Послесловие: Я не верю в случайности. Точно, не тогда, когда дело касается Хармса. Когда-то в блокадном Ленинграде жена писателя, была уверена, что "красный платок" - это всего лишь бред полуголодного Даниила. И эти слова точно не спасут ее, слабую и больную от рытья окопов.
Иди и просто повторяй про себя "красный платок" и они отпустят - уговаривал Марину Хармс. А когда она все-таки получила внезапное освобождение, то "весь день смотрела на него и не знала, что сказать". Сам Хармс говорил: стихи надо писать так, чтобы когда кидаешь бумагу в окно, вылетала форточка.
Он создавал магию из слов, и тут очень уместно сравнение его биографии с другим шаманом от искусства - упомянутом в интервью Йозефом Бойсом.
И очень важно при этом, что Хармс - самый несерьёзный чудак, который мог получить статус последователя реального искусства. Самая невероятная выдумка может стать великим событием и, возможно, это есть главным смыслом искусства.
"Как интересно", - немного оживилась девушка с ресепшена галереи, крутя в руках слова Даниила Хармса, отпечатанные на приглашении «Открытой группы» стать частью их проекта в «Пинчук Арт центре». Кто угодно может отправить свою биографию по этому адресу, – сказала я на прощание и капля дождя упала с моей ладони на лист, чтобы смешавшись с краской создать новый рисунок.
Если вам понравился наш разговор и у вас появились идеи или вопросы, поделитесь своим мнением в комментариях