Найти тему
MADAME CRITIQUE

В МЫРЕ Хармса: какую биографию делают нам художники с "Открытой группы"

Оглавление

Открытая группа - арт-объединение, стихийно образовавшееся почти десятилетие тому в львовской съемной мастерской. Шесть молодых ребят, едва закончивших художественное образование, покорили мир современного искусства, став одним из самых значимых явлений Восточной Европы 10-х. Они буквально шли по ступеням из подвала "Детенпулы", как они шутливо окрестили свою кухню-студию до национального павильона Украины в Венеции. На этом пути они теряли участников объединения, обрастали важными знакомствами, выигрывали гранты и премии и создавали знаковые проекты.

Открытая группа на открытии первого проекта для Пинчук Арт Центра Art Longa Vita Brevis. Фото PAC
Открытая группа на открытии первого проекта для Пинчук Арт Центра Art Longa Vita Brevis. Фото PAC

Биография "Открытой группы" или правильнее сказать, нон-фикшн, посвященный их работам, жизни и плотной сети связей и событий вокруг этих гениальных художников - еще не написан. А вот они в уже пробовали собрать биографии всех своих зрителей и друзей. Об этой полной интерактива и сингулярности идее мне удалось с ними поговорить накануне открытия их перформанса-инсталляции под одноименным названием "БИОГРАФИЯ" в киевском Пинчук Арт Центре.

Юрий Билей во время выставки «Биография». Фото: Pinchuk Art Centre
Юрий Билей во время выставки «Биография». Фото: Pinchuk Art Centre

Читать: Приглашение в Архив чужих жизней

Я: Ваш проект называется «Биография». И в приглашении, непосредственно в проекте вы используете рассказ Хармса. Причем не его известную сюрреалистичную "Биографию", где Даниил Хармс родился дважды и с которой начинают все исследователи его творчества. Вы напечатали часть текста «МЫР» - «для вдохновения». Так какие биографии вдохновляют вас? И почему вы выбираете тему переосмысления биографии и жизни в свои неполные тридцать?

Стас Турина, участник "Открытой группы": – Однажды Андрей Бояров (известный львовский фотограф, - прим. автора блога) сказал мне, что неизвестно, что есть более достоверным - вымысел или настоящая биография человека?

Читать: Вырезать - вставить. И другие методы фотографа Андрея Боярова.

Мы оттолкнулись от Хармса, потому что он был величайшим рассказчиком и затейником. И в проекте мы не просим реальных, предоставленных согласно всем требованиям закона данных, все желающие могут написать о себе ровно то, что хотят.

Антон Варга, участник "Открытой группы": Нас, наверное, больше интересует сам момент перед тем, как человек садится писать биографию. Мы его, к сожалению, не можем увидеть, но это время переосмысления своей жизни. Лично для нас - это воспоминания о том, что уже было, что произошло не только с нами и нашим творчеством. Потому мы и создаем этот проект с Юрием Ивановичем Соколовым (легендарный львовский художник - прим. автора), что уже вносит нас в более широкий контекст истории «биографий» украинского искусства.

Павел Ковач, участник "Открытой группы": - На меня влияют биографии художников, точнее - их мифологизация, например, Бойса. И вообще - любого художника. Для меня очень важна их биография как лайф-арт, искусство жизни, пример их пути и тех вещей, что непосредственно повлияли на их работу.

Я рассматриваю биографию художника, как его перформанс в течение жизни.

Стас Турина: А меня вдохновляют биографии обычных людей, которые не имеют отношения к искусству, но в них столько воли к жизни!

Участники открытой группы: Стас Турина (у батареи), Павло Ковач, Антон Варга и крайний справа - Юрий Билей на нашем первом интервью в 2012 году в галерее "Детенпула". Фото из личного архива
Участники открытой группы: Стас Турина (у батареи), Павло Ковач, Антон Варга и крайний справа - Юрий Билей на нашем первом интервью в 2012 году в галерее "Детенпула". Фото из личного архива

Павло Ковач: Биография – это лишь сырьё, с которым мы будем очень осторожны. Когда мы принимаем биографии в проект, понимаем, что имеем дело с частицей личной жизни.

Юрий Билей: Интересным есть момент, когда человек оказывается перед выбором: какие именно факты из своей жизни выбрать, что рассказать о себе в биографии. Конечно, у нас свободная форма изложения, мы не требуем придерживаться шаблона. Но это и сложнее, чем просто заполнить анкету.

Идея проекта появилась в процессе работы с Юрием Ивановичем. Изначально, у нас была тема программы «ПАЦ» – «Переосмысление», с которой мы пришли к нему и сказали:  «Мы хотим пригласить вас в группу». Тот момент, когда мы включили его в состав "Открытой группы", мы считаем началом проекта.

Стас Туріна: Это наш второй проект в «ПАЦ». Итогом первого «Ars longa – vita brevis», кроме специальной премии стали 59 чудестнейших дней, которые мы будем вспоминать, как лучшие в жизни. Потому что мы были вместе. После опыта создания проектов в "Детенпуле" замечаешь, насколько труднее работать в больших институциях. Ты не можешь делать то, что хочешь и прямо сейчас, необходимо пройти определенную процедуру согласования, просить и получать разрешения. Нам повезло, что Бйорн (Бйорн Гельдхоф – куратор «ПАЦ» - прим. автора) предложил это открытие сделать действительно открытым. Обычно, «ПАЦ» делает частные вечеринки в день презентации проекта.

Евгений Самборський: Бйорн – профессионал своего дела и он замечает все мелочи, ставит нам такие вопросы, которые мы сами не догадались бы себе задать. Он предлагает много решений, которые более эффектно подчеркивают наши идеи в выставочном пространстве центра.

Юрий Билей: Он с самого начала обозначил собственную кураторскую позицию и детально изложил то, что он понял про нас и нашу идею.

Павло Ковач: Выставка будет проходить до конца сентября (2014 года). И в последнее время, к сожалению, у нас совершенно не получается бывать в "Детенпуле", физически нет возможности проводить там открытия каждые 2 недели, как раньше.

Юрий Билей: Но «Детенпула» уже получила статус очередной львовской легенды. Все знают, что она есть в этом городе.

Павло Ковач: Она все-таки выполнила свою миссию, появилось молодое поколение художников, студентов, которые начали открывать свои маленькие независимые арт-локации, по нашему примеру.

Юра Билей держит в руках номер львовского журнала Double Vision, в котором на 2 разворота опубликовано моё интервью с "Открытой группой". Фото сделано во время Недели перформансов во Львове, 2013 год. Из моего личного архива.
Юра Билей держит в руках номер львовского журнала Double Vision, в котором на 2 разворота опубликовано моё интервью с "Открытой группой". Фото сделано во время Недели перформансов во Львове, 2013 год. Из моего личного архива.

Стас Турина: Будем считать, що коллектив "Детенпулы" взял отпуск «за свой счёт» за эти три последних года. Наша работа перешла из стадии "фанатичной" в стадию "любовную". Когда мы только открыли "Детенпулу", я начал расспрашивать Кауфмана (куратор легендарной львовской галереи "Дзыга", - прим. автора):

«Влодко Кауфман, а расскажите нам про квартирные выставки, чтоб не наступать на теже грабли. Мы же что-то подобное делаем».

Читать: ЗАХОДИТЕ В МОЙ ДОМ, МОИ ДВЕРИ ОТКРЫТЫ: О ФЕНОМЕНЕ КВАРТИРНЫХ ВЫСТАВОК

А Кауфман говорит: «Знаешь что, спроси у Соколова». Потом в Ужгороде мы с Антоном сидели у Павла Павловича, и он тоже, про между прочим, говорит: "А расспросите Соколова". И так тянулось год-другой. Какой-то мифический Соколов просто стал присутствовать в нашей жизни. И вот, у нас была выставка Зофьи Малкович, на которую пришли легендарные личности: Платон Сильвестров, Шульев – те художники, что вместе с Сагайдаковским создавали "Дефлорацию". Мы снова проговорили весь вечер про старые галереи, про архивы. И Георгий Косован, он был галеристом в ‘90-ые ( львовский первый галерист, создатель первой частной галереи «Гал-Арт» – прим. автора) услышал, что мы Юрия Соколова называем «Юрий Иванович», расхохотался: «Да тряхните вы его, у него знаете, сколько всего есть! Что вы с ним церемонитесь? Юрий Иванович?! Юра Соколов!». А я боялся даже с ним знакомиться. А Антон позвонил и пригласил его к нам на выставку.

Женя Самборский и Юра Билей во время открытия выставки Габриела Булеца "Коллекция", галерея "Детенпула", 2013 год. Фото из личного архива
Женя Самборский и Юра Билей во время открытия выставки Габриела Булеца "Коллекция", галерея "Детенпула", 2013 год. Фото из личного архива

Антон Варга: Это, наверное, единственный художник-концептуалист, про которого ходят легенды во Львове. Отчасти оттого, что это он в одно время исчез, перестал выставляться. Я издаю "Аорте"- информационный объект про художественные практики. Гостем первого номера стал Павел Павлович Ковач (закарпатский художник - прим. автора), во второй номер должен был писать Якунин (один из основателей украинского ленд-арта - прим. автора). Он ничего не написал и, наконец, сказал: "Иди к Соколову".

И всё, после этого начались долгие поиски: никто не знал даже номера его мобильного. А многие были уверены, что Юрий Иванович умер. Он действительно появлялся в последние годы крайне редко в каких-то публичных местах. Но мы нашли его домашний номер, позвонили и настояли на встрече. И это было невероятное совпадение - все это время наших безуспешных поисков он жил в соседнем доме с нашей галереей "Ефремова 26".

Послесловие: Я не верю в случайности. Точно, не тогда, когда дело касается Хармса. Когда-то в блокадном Ленинграде жена писателя, была уверена, что "красный платок" - это всего лишь бред полуголодного Даниила. И эти слова точно не спасут ее, слабую и больную от рытья окопов.

Иди и просто повторяй про себя "красный платок" и они отпустят - уговаривал Марину Хармс. А когда она все-таки получила внезапное освобождение, то "весь день смотрела на него и не знала, что сказать". Сам Хармс говорил: стихи надо писать так, чтобы когда кидаешь бумагу в окно, вылетала форточка.

Он создавал магию из слов, и тут очень уместно сравнение его биографии с другим шаманом от искусства - упомянутом в интервью Йозефом Бойсом.

И очень важно при этом, что Хармс - самый несерьёзный чудак, который мог получить статус последователя реального искусства. Самая невероятная выдумка может стать великим событием и, возможно, это есть главным смыслом искусства.

"Как интересно", - немного оживилась девушка с ресепшена галереи, крутя в руках слова Даниила Хармса, отпечатанные на приглашении «Открытой группы» стать частью их проекта в «Пинчук Арт центре». Кто угодно может отправить свою биографию по этому адресу, – сказала я на прощание и капля дождя упала с моей ладони на лист, чтобы смешавшись с краской создать новый рисунок.

Если вам понравился наш разговор и у вас появились идеи или вопросы, поделитесь своим мнением в комментариях