Найти тему
Этноmix

Искусство индейцев Уичоли

Представляю современное искусство племени Уичоли, проживающих сегодня в отдаленных деревушках, находящихся на откосах горных хребтов Западной Сьерра-Мадре в Мексике. Численность не более 16 тыс. человек. Избегая контактов с цивилизацией, Уичоли сохранили свой традиционный образ жизни и верования по сей день. Картины Уичолей, сделанные из шерсти, в ярких красках передают эпос и мифологию племени. Один из ключевых моментов — связь между кукурузой, оленем и пейотлем. Первые два необходимы для пропитания, а пейотль представляет собой способ магического постижения мира и материальное проявление божественного.

Праздник Барабанов. Хосе Бенитос Санчес (Безмолвный Ходок). Уичоли, Мексика. Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево

Ночью шаманы разжигают костры, танцуют ритуальные танцы и обращаются к звездному небу в надежде, что боги будут сопровождать их во время паломничества. Согласно мифам, мир соткан из волос первой богини. Художник же, подобно богине, создающей мир, создает свою работу из шерстяных нитей, вкладывая в него сакральный смысл творения. Воск, применяемый для создания основы работы, представляет божественное начало жизни: первый исполнитель церемониального танца — Тситсикаме — был убит, его тело превратилось в древо, а глаза стали пчелами, производящими воск. Круглая форма полотна призвана представить работу как портал. Смотрящий в него становится непосредственным участником праздника барабанов.
Праздник Барабанов. Хосе Бенитос Санчес (Безмолвный Ходок). Уичоли, Мексика. Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево Ночью шаманы разжигают костры, танцуют ритуальные танцы и обращаются к звездному небу в надежде, что боги будут сопровождать их во время паломничества. Согласно мифам, мир соткан из волос первой богини. Художник же, подобно богине, создающей мир, создает свою работу из шерстяных нитей, вкладывая в него сакральный смысл творения. Воск, применяемый для создания основы работы, представляет божественное начало жизни: первый исполнитель церемониального танца — Тситсикаме — был убит, его тело превратилось в древо, а глаза стали пчелами, производящими воск. Круглая форма полотна призвана представить работу как портал. Смотрящий в него становится непосредственным участником праздника барабанов.

Уичоли называют себя висрарика, что переводится как «люди, живущие в местах с колючими растениями». Племя Уичоли никогда не сидят на месте,перемещаясь из одной долины в другую, с одного берега реки на другой. Они считают, что человек на протяжении своей жизни должен посетить «пять священных мест». На свою же, родную, землю они возвращаются на праздники или к началу сезона дождей...

СЦЕНА ОХОТЫ 
Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок)

Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево

«Этой ночью во сне оленям привиделось, что за ними идет охота.
На их беду, тот сон был вещим. Группа людей преследовала оленей, и охота была успешной. Радость одних сменяется горем оленей, которые поражены стрелами прямо в сердце».
Данная картина изображает сцену священной охоты в пустыне Вирикута, где олень учит шамана понимать свои видения и помогает обрести тайное знание. Символизируя мужское и женское единство, олени часто изображаются в парах.
СЦЕНА ОХОТЫ Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок) Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево «Этой ночью во сне оленям привиделось, что за ними идет охота. На их беду, тот сон был вещим. Группа людей преследовала оленей, и охота была успешной. Радость одних сменяется горем оленей, которые поражены стрелами прямо в сердце». Данная картина изображает сцену священной охоты в пустыне Вирикута, где олень учит шамана понимать свои видения и помогает обрести тайное знание. Символизируя мужское и женское единство, олени часто изображаются в парах.

Фигурка с кактусом - это древнейший символ Уичоли, относится он к первым векам нашей эры. В древней Мексике кактусы обожествляли. Кактус Пейот возведен в ранг священного растения. Сегодня пейоте используется как ритуальное средство. Племя уичолей совершает ежегодное паломничество в Вирикуту для поиска пейоте. Они собираются группами примерно по десять человек и отправляются на поиски священного растения. С корзиной скудной пищи и предметами культа за спиной они стойко переносят все лишения и невзгоды. Спустя несколько недель или даже месяцев пейотерос возвращаются домой. Начинаются ритуальные обряды, во время которых кусочки пейоте едят сырыми или добавляют в напиток, приготовленный из агавы. До 1968 года пейот продавался в специализированных магазинах Мексики, а затем указом президента был запрещен к вывозу из штата Сан-Луис-Потоси как нелегальный наркотик и редкий, вымирающий вид лекарственных растений. Нарушение этого указа карается в стране тюремным заключением сроком от пяти до семи лет. Единственным исключением из закона являются Уичоли.

ПОСВЯЩЕНИЕ ШАМАНА 
Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок)

Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево

Работа изображает обряд инициации маракаме — шамана. Каждый шаман связан с каким-либо животным: оленем, скорпионом или змей, от него он получает силу, энергию и знания. Совершив путешествие в священную пустыню, молодой ученик должен поймать животное и вдохнуть его жизнь. Так начинается его путь шамана. Гусеницы являются символом самопожертвования, трансформации и перерождения. Подобно гусенице, превращающейся в прекрасную бабочку, ученик становится шаманом. Расположение гусениц в виде замкнутого обрамления картины символизирует непрерывность трансформаций во вселенной.
ПОСВЯЩЕНИЕ ШАМАНА Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок) Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево Работа изображает обряд инициации маракаме — шамана. Каждый шаман связан с каким-либо животным: оленем, скорпионом или змей, от него он получает силу, энергию и знания. Совершив путешествие в священную пустыню, молодой ученик должен поймать животное и вдохнуть его жизнь. Так начинается его путь шамана. Гусеницы являются символом самопожертвования, трансформации и перерождения. Подобно гусенице, превращающейся в прекрасную бабочку, ученик становится шаманом. Расположение гусениц в виде замкнутого обрамления картины символизирует непрерывность трансформаций во вселенной.

Уичоли жили еще при дворе императора Монтесумы, считались признанными среди ацтеков колдунами, без них не принималось ни одно государственное решение. Они владели техникой внушения, могли очистить человека от сглаза и порчи, предсказать его будущее, заряжали его необходимой для того или иного действа энергией, говорят, даже умели перемещаться в пространстве и времени. Все века, последовавшие за испанским завоеванием, и особенно в нашем веке, уичоли продолжают упорно отвергать изменения, угрожающие их традициям, религиозным представлениям и жизненному восприятию. Это культурное сопротивление связано с многовековой мудростью, передаваемой от поколения к поколению.

ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДЕВУШКИ 
Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок)

Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево

Легенда гласит, что Старший брат олень, объединяющий в себе мужское и женское начало, нашел семена. Не зная что это, он принес их Уичолям. Тогда Ватакаме — первый человек, спросил совета у Богини Кукурузы Такутси Накаве. Благодаря встрече Ватакаме с богиней, люди узнали, что это растение и есть кукуруза, так они стали выращивать её в своем мире. Однако, когда кукуруза поспела, из её открытых початков появились девушки.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ДЕВУШКИ Хосе Бенитес Санчес (Безмолвный Ходок) Уичоли, Мексика, XX век Шерстяная живопись: шерсть, воск, дерево Легенда гласит, что Старший брат олень, объединяющий в себе мужское и женское начало, нашел семена. Не зная что это, он принес их Уичолям. Тогда Ватакаме — первый человек, спросил совета у Богини Кукурузы Такутси Накаве. Благодаря встрече Ватакаме с богиней, люди узнали, что это растение и есть кукуруза, так они стали выращивать её в своем мире. Однако, когда кукуруза поспела, из её открытых початков появились девушки.

Здесь вы можете ознакомиться с картинами Праздник Барабанов, Посвящение Шамана, Откуда взялись девушки, Дедущка-Огонь и другими произведениями известного мастера Хосе Бенитеса Санчеса (Безмолвный Ходок).