Номера симфоний часто имеют символическое значение. Тому пример и Девятая Бетховена, и Шестая «Патетическая» Чайковского. Если в контексте симфонической музыки девятое число обросло множеством мифов, то шестое чаще всего выступает в роли очень существенного и переломного произведения. Важна была для мировой музыки и Шестая Малера, и Шестая Мясковского, – ее современники даже называли «первой симфонией, достойной этого названия» (после Чайковского). Фундаментальна и Шестая симфония Антонина Дворжака, написанная в 1880 году. Благодаря этой работе композитор оказал большое влияние на международный музыкальный мир.
Симфонию часто называли «Первой», потому что она была не только первой, опубликованной влиятельным издателем, но и дебютным блестящим шедевром. Здесь есть и виртуозное владение крупномасштабными формами, и свой индивидуальный запоминающийся стиль. Это музыка великого композитора. Это музыка великого народа. Как писал чешский музыковед и главный популяризатор работ Дворжака Отакар Шурек: «В этой симфонии сплелись жизнерадостность, юмор и страсть чешского народа!»
Несмотря на то, что благодаря Шестой симфонии Дворжак получил первую известность на мировой сцене, все-таки тематически она близка так называемому «славянскому» периоду. Например, основная тема первой части основана на богемской народной песне, эта же тема повторяется и во втором фрагменте. Интересной и новаторской скорее стала третья часть, где создано напряжение благодаря чередованию быстрых, энергичный движений танца «Фуриант» и плавных задумчивых мелодий. Похожий прием работал во второй симфонии Брамса. Очевидно, что его творчество оказало значительное влияние на Дворжака.
Шестая симфония – это признание в любви к своей Родине, к чешскому фольклору и к традициям народного музицирования.
Послушать и скачать в хорошем качестве композиции можно в нашем телеграм-канале – https://t.me/classmus