Есть особая прелесть
В этих, бурей измятых,
Сломанных хризантемах.(Басе)
Первые броненосные крейсера программы 1896 года стали одними из самых активных единиц Императорского флота,а их служба продлилась около полувека.Они участвовали в подавлении боксерского восстания,коронационном параде в Спитхеде 1902 года,всех знаковых сражениях русско-японской войны(бой у Чемульпо,бой 9 февраля,бой при Шантунге,бой при Ульсане,Цусимском сражении).
Причем если "Асама" периодически получал ,то "Токива" оказался весьма везучим.
Оба крейсера успели поучаствовать и в первой мировой войне.
Прочные английские корпуса позволили им успешно дожить до конца 40-х годов в строю. Если бы "Асама" не распорол днище на мексиканском побережье в 1915 году,то и он вел бы более активную жизнь в 30-40 годах. А так только "Токива" уже во вторую мировую войну уничтожал своих англо-саксонских родственников.
Указ императора Мейдзи о начале войны с Россией был получен в Сасебо Объединенным флотом после полуночи 6 февраля( 24 января) 1904 года.Броненосные крейсера "Асама" и "Токива" стали одними из самых активных кораблей японского флота в русско-японской войне.Войну они начали в составе 2-го боевого отряда 2-го флота,но "Асама"был временно откомандирован к 4-му боевому отряду контр - адмирала Уриу Сотокити , где и принял первый бой.
"Асама"стал основной боевой силой отряда адмирала Уриу в бою с "Варягом" и "Корейцем"в первый день войны. Отряд сопровождал транспорты с десантом для высадки в корейском порту Чемульпо.
Беспрепятственно высадив десант в Чемульпо на глазах у русских стационеров(крейсер 1-го ранга "Варяг" и канонерская лодка "Кореец"),японская эскадра вернулась на внешний рейд,вручив командиру "Варяга" Рудневу ультиматум-до 12-00 9 февраля (27 января) выйти в море и принять бой,в противном случае угрожали атакой прямо в гавани.
Русские корабли вышли из порта до истечения срока ультиматума.В 11-45 "Асама" произвел первый пристрелочный выстрел с 7 километров.За получасовой бой "Асама" сделал 139 выстрелов -27 выстрелов главным калибром ,103 -152 мм и 9 75 мм ."Варяг"получил с "Асамы" 3 попадания снарядами 203 мм и 5 -152 мм на расстоянии 20-40 кабельтовых.Были повреждены оба мостика и начались пожары.
По японским данным ответный огонь "Варяга" "Асаме" никаких повреждений не причинил.Это подтверждал и британец Трубридж.При этом Руднев в своем рапорте ссылался на информацию от итальянских и британских наблюдателей о пожаре и уничтоженном кормовом мостике на "Асаме".
Вернувшийся после кратковременного боя в порт "Варяг" был затоплен на мелководье( вскоре был поднят японцами и вошел в состав японского флота),а "Кореец" был взорван.
"Токива"в это время в составе Объединенного флота выманивал порт-артурскую эскадру из гавани после ночной атаки миноносцев.Надежда Того на деморализацию русского флота после понесенных потерь не оправдалась. Крейсером "Боярин" в боевом охранении приближение Объединенного флота утром 9 февраля было обнаружено и русская эскадра вышла для боя.Японцам пришлось ретироваться после кратковременного огневого контакта.
Вернувшийся из-под Чемульпо "Асама"24(11) февраля прикрывал попытку брандерами заблокировать выход из гавани Порт-Артура.Попытка была неудачной.На следующий день ему пришлось вести перестрелку с береговыми батареями и русскими крейсерами "Баян","Новик" и "Аскольд".
6 марта "Асама" в составе отряда Камимуры ходил в налет на Владивосток.Японцам там было очень плохо-
День был очень холодный, термометры на борту зарегистрировали 31 градуса мороза по Цельсию, волны перекатывались через палубу и мгновенно замерзали, все море на расстоянии 5 тысяч метров от берега было сплошным ледяным полем...
Выпущенные по городу,а в основном все-таки по окружающим сопкам около 200 снарядов ,никакого результата не принесли.Отмечалось,что японские снаряды имели слабое фугасное действие, а часто вообще не взрывались. Горожане заняли самые удобные места для наблюдения и лицезрели бесплатное представление.
"Во время бомбардировки города 22 февраля и на следующий день гора Орлиное гнездо, как самая высокая, и несколько других гор, были усеяны любопытными, наблюдавшими за японской эскадрой и бомбардировкой. В бинокли, а в особенности в трубы, были отчетливо видны все суда и их маневры, хотя и за 18 верст", — газета "Владивосток", 13 марта (29 февраля) 1904 года .
При первых же залпах обнаружилось, что неприятель взял неверный прицел, это вызвало среди глазеющей толпы хохот и остроты. Посмеивались и китайцы, работающие, как обычно, на фортах: с каждым полетом снаряда говорили, что японцы проделывают в небе отверстия для своего путешествия туда". газета "Новое время",
К сожалению,одним смехом не обошлось-
"Подробности вчерашней бомбардировки. Серьезных повреждений никаких нет, а лишь снарядом 12-и дюймового орудия пробит деревянный домик мастера Кондакова. Снаряд вошел через крышу и вышел через противоположную стену на двор, при чем в самом доме убил жену Кондакова, беременную, мать четверых детей", — газета "Русь", 7 марта 1904 года.
Японцам за это убийство пришлось тут же расплатится. Устаревшие орудия береговых батарей и теоретически не могли достать до японцев,они молчали,крейсера Владивостокского отряда достаточно долго разводили пары для выхода(они вышли лишь через час после последнего выстрела японцев),но вмешалась природа,ответка пришла по "Асаме"-
"Волны вздымались высоко, холод был очень сильным и клапан выброса воды... оказался забит льдом. Чтобы сохранить скорость корабля, было необходимо отколоть лед, что было чрезвычайно опасно... Тем не менее один матрос добровольно вызвался решить проблему... Его опустили на тросе к выходу трубы и он успел расчистить клапан, когда огромная волна оторвала его и унесла прочь. Он исчез в серых холодных глубинах за кормой и было невозможно ему помочь..."
С начала марта крейсера снова вместе- в 3-м боевом отряде контр - адмирала Дэва . 10 марта "Токива" вместе с крейсером "Читосе" участвовали в уничтожении русского миноносца "Стерегущий".После гибели почти всей команды миноносца,японцы попытались взять на буксир залитый кровью разбитый корпус миноносца,но были отогнаны подошедшими крейсерами "Баян" и "Новик".Японцы подняли на борт единственных оставшихся в живых четырех раненых моряков со "Стерегущего".
3-й боевой отряд 13 апреля после гибели миноносца "Страшный" "выманил" из гавани русскую эскадру,которую навели на поставленное минное поле. Русский флот потерял броненосец "Петропавловск" и адмирала С.О. Макарова,а броненосец "Победа" взрывом мины был поврежден.
Через несколько дней "Токиву" включили в эскадру адмирала Камимуры,которому была поставлена задача поймать и уничтожить крейсера Владивостокского отряда крейсеров,начавшие рейдерские налеты на японские коммуникации. Только Камимура ничего не смог сделать с русскими крейсерами. В середине апреля отряд Камимуры,в который вошел "Токива", в темноте разминулся с ВОК.Русские ушли "пиратствовать" в проливе,а японцы дошли до Владивостока,где поставили несколько минных банок из 715 мин.
Июньский прорыв ВОК обошелся японцам еще дороже-было потоплено и захвачено несколько ценных военных транспортов. Угнаться за русскими крейсерами "асамоиды" не могли,а туманы и дожди надежно скрывали рейдеров.
Июльский рейд ВОКа по восточному побережью Японии нанес значительный ущерб морской торговле Японии,при этом Камимура не решился преследовать русских,а настойчиво ждал их "там где светло",преграждая путь к Порт-Артуру,куда Иессен и не собирался.
Начавшаяся осада Порт-Артура угрожала потерей эскадры,из Санкт-Петербурга был получен категорический приказ прорываться.
10 августа(28 июля) 1904 года порт-артурская эскадра пошла на прорыв во Владивосток .Объединенный флот адмирала Того,в который входил "Асама",вышел на перехват.В начале боя в Желтом море "Асаму" отправили в Дальний за двумя отрядами эсминцев и первую фазу сражения он пропустил. Когда он к 18-00 вернулся с 5 миноносцами ,ему удалось выпустить лишь 51 снаряд главного калибра и 113 152 мм снарядов за час перестрелки -при этом на максимальной дистанции,соответственно безрезультатно. Но и сам крейсер потерь не понес.
Когда битва в Желтом море уже закончилась "разбреданием" порт-артурской эскадры,навстречу прорыву еще спешил Владивостокский отряд крейсеров контр-адмирала Иессена. О неудаче прорыва он не знал. Зато вышедшие в точку встречи русские крейсера были обнаружены и отрезаны от Владивостока превосходящими силами отряда Камимуры,в составе которого был "Токива".
Три броненосных крейсера-"Рюрик","Россия" и "Громобой",оказались в ловушке.В ходе битвы при Ульсане 14(1) августа 1904 года 4 эскадренных броненосных крейсера-"Ивате","Адзума","Идзумо" и "Токива" сосредоточили огонь на концевом и самом тихоходном корабле русского отряда-"Рюрике".Он ,после нескольких попаданий,потерял стабильность хода и ,несмотря на попытки "России" и "Громобоя" прикрыть его,после пятичасового боя потерял ход. Иессен с двумя крейсерами увел с места боя за собой все 4 броненосных крейсера японцев,но к поврежденному "Рюрику" уже подошли японские бронепалубные крейсера из дозорной завесы и экипаж был вынужден затопить корабль.
"Токива" во время погони занял второе место в колонне ,вместо "Адзумы",у которой забарахлили машины.Для "Токивы" участие в бою обошлось почти без потерь-всего трое раненых,один из них-тяжело.Самому кораблю досталось три попадания-вероятно все 152 мм снарядами,из них два-с левого борта.Первый перебил элеватор подачи 76 мм снарядов и повредил кормовую надстройку.Второй пробил борт и застрял в стойке для винтовок.Третий попал в носовую бронеплиту.
После боя крейсер передали в отряд контр-адмирала Уриу,который блокировал Шанхай ,в котором находился прорвавшийся после боя при Шантунге крейсер "Аскольд" с эсминцем.После интернирования китайцами "Аскольда" "Токива" 8 сентября вернулся в Японию.
В свободное время крейсера сопровождали войсковые конвои в северную Корею и патрулировали проливы.Из примечательных эпизодов можно отметить участие 2-го боевого отряда 16(3) октября 1904 года во встрече германского принца ,прибывшего в Японию на пароходе "Ава Мару" для ознакомления с ходом боевых действий.
Кроме того ,"Асама" с конца декабря по начало апреля 1905 года блокировал северные проливы,противодействуя поставкам во Владивосток.На его счету захват двух пароходов-английского с фуражом и австрийского с английским углем.
К апрелю 1905 года "Асама" и "Токива" прошли ремонт и модернизацию. Были демонтированы боевые марсы и количество 47 мм снизилось до четырех,пушки получили новые прицелы.Команды проводили усиленные тренировки.Японцы готовились к встрече эскадры Рожественского.
Когда 2-я Тихоокеанская эскадра утром 27(14) мая 1905 года вошла в Цусимский пролив,ее уже вели глаза и уши адмирала Того-крейсер "Идзуми". Объединенный флот вышел навстречу русскому флоту."Асама" и "Токива" были в составе второго боевого отряда 2-го флота.В отряд вошли все шесть асамоидов. На них в ходе боя легла нагрузка сопоставимая с первым(броненосным) отрядом.За оба дня боя они израсходовали 8111 снарядов(в т.ч. 915 203 мм и 3716 152 мм).
Броненосные крейсера Камимуры в разные фазы сражения вели перестрелку со строем русских броненосцев,добивали горящий "Князь Суворов" ,вели перестрелку с русскими крейсерами,а под вечер напоролись на хвост русской броненосной линии,после безрезультатной дуэли к 20-08 отошли к главным силам,предоставив миноносцам возможность ночной атаки потрепанной русской эскадры.
"Токива" отделалась,как всегда,сравнительно легко- в ходе боя в него попал один большой и семь небольших , в основном 75-миллиметровых снарядов. Повреждения были незначительны,но был убит один и ранено 14 моряков.
В сражении наиболее сильно пострадал "Асама". В 14-27 305 мм снаряд(вероятнее всего с "Николая I") вывел из строя рулевое управление и за несколько минут,выпавший из строя крейсер получил несколько удачных попаданий- в 14-37 305 мм взорвался в командирской каюте,в 14-59 75 мм снаряд взорвался на мостике,в 15-10 два 305 мм снаряда попали в корму,крейсер стал усиленно набирать воду и на полтора метра осел на корму,была затоплена средняя палуба.В 15-20 75 мм снаряд разорвался на спардеке,в 15-39 152 мм снаряд разнес каюту ревизора,в 16-08 152 мм снаряд на время вывел из строя один из котлов и пробил основание задней дымовой трубы.При этом размеры пробоины больше напоминают результат попадания 305 мм снарядом.
Только через три часа,после 17-00 "Асама" смог вернуться в строй.
Всего зафиксировано 12 попаданий( 3- 305-мм, 2-х 229-мм и 7 средних и мелких снарядов) ,4 убитых,12 раненых."Секретная история" указывает на три попадания крупнокалиберными снарядами.
Основные попадания относят на счет "Николая I" -3-305 мм и 2-229 мм.
На второй день Цусимского сражения основным силам Объединенного флота довелось только принять капитуляцию отряда Небогатова.Потом пути систершипов разошлись.
После завершения главного морского сражения войны японский флот приобрел полное господство на море. Крейсера,которые не нуждались в значительном ремонте ( "Ивате","Идзумо", "Токива") занимались патрулированием Корейского пролива(во Владивостоке оставались крейсера "Россия" и "Алмаз" с миноносцами) и конвоировали транспорты с десантом.Войска выгружались на севере Кореи,поближе к Владивостоку,в середине августа,например,войска были высажены в Чхончжине. В июле был оккупирован Сахалин.
На параде 14 октября 1905 года,посвященном победе Японии в войне,император принимал парад на борту крейсера "Асама",как на императорской яхте(самих императорских яхт у микадо практически не было,страна сконцентрировалась на боевом флоте).
После войны ,в 1910 году ,"Токива" ,как более сохранившийся ,был отправлен на модернизацию-котлы заменили на водотрубные Миябара,а 152 мм пушки поставили японского производства.В декабре 1911 года "Токива" вместе с "Ивате" в Порт-Артуре наблюдали за порядком в период китайской Синьхайской революции 1911 года.
"Асама" после послевоенного ремонта 1 июня 1910 года стал учебным кораблем при морской академии в Йокосуке и до первой мировой войны возил кадет в Америку,на Гавайи ,в Европу и т.д. вместе с крейсерами "Касаги" и "Адзума".Скорость крейсера в это время составляла около 16 узлов.После вступления Японии в войну с Германией,"Асама" снова был мобилизован в действующий флот-ловить эскадру Шпее вместе с крейсером "Идзумо".4 сентября "Асама" поддерживал десанты на Маршалловых и Каролинских островах(германские колонии).
25 октября его вместе с линкором "Хидзен"отправили за немецкой канонеркой SMS Geier ,которая была стационером в Гонолулу.8 ноября лодка была интернирована и совместное англо-японское командование направило крейсер к мексиканскому побережью -охранять судоходство от немецких рейдеров в составе отряда японских кораблей-"Асама","Идзумо" и "Хидзен"(бывший "Ретвизан").
31 января 1915 года на входе в залив Сан-Бартоломео в штормовую погоду "Асама" наскочил на риф,которого на карте не было. Пробоина на днище оказалась длиной около 5 метров,крейсер принял много воды и плотно сел на скалу.Сразу сигнал бедствия почему то не отправили,а через два часа вода затопила котельные и корабль остался без электричества. Сопровождавший крейсер угольщик не имел радиостанции,только после прихода следующего угольщика 2 февраля смогли передать информацию о крушении в Сан-Диего . 12 февраля к месту аварии первым прибыл крейсер "Идзумо".Затем,до 24 марта, подошли крейсера "Читосе","Токива",транспорт "Конан -Мару",спасательные суда "Камакура-Мару" и "Канто"(наш бывший "Манчжурия").
За два месяца крейсер максимально разгрузили,откачали 6764 тонн воды. Днище было полностью изуродовано,а пробоина в носовой части была почти 8 на 1 метр,в корме два метра ,10 сантиметровой ширины.Пробоины заделали листами стали и залили цементом. 8 мая крейсер наконец сошел с камней,в августе смогли частично восстановить ход и на 6 узлах,в сопровождении "Читосе" и "Канто",пострадавший 23 августа отправился на ремонт на британскую базу в Канаде.На базе корпус подлатали более основательно и 23 октября в сопровождении "Канто" отправили в Японию. 18 декабря 1915 года "Асама" пришел в Йокосуку и до марта 1917 года проходил капитальный ремонт с полной заменой котлов.
25 августа 1917 года "Асаму"включили в состав учебного отряда и в дальнейшем использовали только для учебных целей.В 1921 году он сходил в большой учебный поход.
1 сентября 1921 года "Асама" переквалифицировали в корабль береговой обороны I класса.
В 1922 году "Асаму" разоружили-сняли все палубные- 6 152 мм и 4 12 фунтовых пушки,сняли также все 2,5 фунтовые скорострелки. Порты казематов были заделаны,а на палубе было установлено одно 70 мм зенитное 40 калиберное орудие тип 3.Оставшееся вооружение- 8 152-мм орудий и 1 76-мм зенитка.
После этого "Асама" успел сделать еще 11 учебных походов(примерно один в два года),в основном до американского побережья,а в 1934 году будущие герои сражения в Яванском море и Мидуэя посетили Средиземноморье.
Но... 13 октября 1935 году он опять сел на мель недалеко от пролива Курусима. И на этот раз днище было основательно повреждено,только стимулов восстанавливать корабль уже не было. В 1938 году он стал стационарным учебным кораблем (несамоходным учебно-артиллерийским блокшивом) .
Из вооружения во время войны на корабле остались только несколько 80 мм зениток тип 3.Войну "Асама" пережил,30 ноября 1945 года исключен из списков флота,а в 1946-1947 годах разобран на металл.
После начала войны с Германией "Токива" принял участие в первой фазе битвы за Циндао.2 октября 1914 года вернулся в Сасебо и даже успел получить назначение в Сингапур для поиска немецкого рейдера "Эмден"."Эмден" был потоплен раньше,чем "Токива" приступил к выполнению задания. 1 сентября 1916 году вошел в учебную эскадру. Но после первого же похода с курсантами(совместно с "Якумо") был возвращен на службу и в октябре 1917 года начал охранную службу на Гаваях,заменив американские корабли,которые ушли в Атлантику. 10 августа 1918 года он снова в учебной эскадре и два года вместе с "Адзумой" ходил в походы до Средиземного моря и по Юго-Восточной Азии.
30 сентября 1921 года "Токива" стал кораблем береговой обороны 1-го класса.
"Токива" в 1922-1924 годах в военно-морском арсенале Сасебо был переоборудована в минный заградитель.Для размещения 200-300 мин заграждения была демонтирована кормовая башня главного калибра и 6 152 мм орудий с главной палубы.12 фунтовых пушек оставлено две,зато добавлено 2 80 мм/40 зенитки тип 3
1 августа 1927 года на борту минзага в бухте Сайки при разоружении мины произошел взрыв. Сдетонировало еще несколько,сильные повреждения получила корма,погибло 35 и было ранено 65 моряков.
После ремонта корабль надолго отправили в резервный флот. Когда Япония начала новую китайскую кампанию,в январе 1932 года "Токиву" перевели в Северный Китай в состав 1-го флота для патрулирования побережья.
В 1937-38 годах корабль переоснастили.Котлы заменили на 8 Кампон,скорость снизилась до 16 узлов,были демонтированы все оставшиеся торпедные аппараты. Освободившееся место позволило увеличить запас мин до 500.
С созданием 4-го флота 15 ноября 1939 года "Токива" был назначен в 18-ю дивизию, а год спустя - в 19-ю дивизию под командованием контр-адмирала Кийохида Сима .
В 1940 году корабль был переоборудован в учебный минный заградитель, запас мин на борту снова был уменьшен до 200-300 мин. При переоборудовании сняли последнюю ,носовую башню главного калибра и 4 152 мм пушки. Вместо одного демонтированного 80 мм зенитного орудия установили 2 40 мм зенитки и 20 зенитных лицензионных 25 мм Гочкисов -тип 96 в спаренных установках.
В декабре 1941-января 1942 года на Тихом океане бывший крейсер участвовал в десантных операциях по захвату островов Гилберта,Рабаула и Кавьенга на Новой Гвинее.Полученные 1 февраля 1942 года во время налета американской авиации с авианосца "Энтерпрайз"повреждения вынудили его вернуться в Японию для ремонта.После ремонта,в 1942-1943 годах снова участвовал в операциях у атолла Трук .
В ходе войны вооружение "Токива" было усилено 10 одинарными установками 25 мм зенитных автоматов и 80 глубинными бомбами,радиолокационными поисковыми радарами Типа 3, Марка 1, Модели 3 и Типа 2, Марка 2, Модели 1.
В 1944-1945 "Токива" занимался минными постановками у Окинавы и Якусимы,им были установлены тысячи мин. Однако 14 апреля 1945 года он сам подорвался на мине у о.Кюсю,получил незначительные повреждения. 3 июня 1945 он попал на минную банку,поставленную с американских самолетов В-29"Суперфортресс".
9 августа 1945 года в бухте Муцу (Оминато) на севере Японии попал под налет самолетов из оперативной группы TF-38- одно прямое попадание и 4 взрыва рядом.Команда была вынуждена покинуть сильно поврежденный корабль,посадив его на мель. 30 ноября 1945 года "Токива" был исключен из списка флота .
5 апреля 1947 году он был поднят,отбуксирован в Хакодате и разобран на металл в августе-октябре 1947 года..
На "Токива" в 1903-1904 годах служил подпоручик Кичисабуру Номура,будущий министр иностранных дел Японской империи.
В истории японского флота первой половины 20-го века поражает бережливость в использовании старых кораблей и те усилия,которые они прикладывали,чтобы вернуть в строй поврежденные и аварийные свои и трофейные корабли.Ту же "Асаму" с мексиканских камней не стал бы снимать ни английский ни американский ни французский флот. "У короля много..."
У императора,видимо,всегда мало....
Из пары кораблей наиболее везучим оказался "Токива",хотя и его лимит везения был не безграничен.
Броненосные крейсера.Новая надежда."Асама".
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам.