В Советском Союзе снималось много фильмов для детей и фильмов про школу. А вот
картин, где главными героями были ученики школ вечерних, было наперечёт.
Конечно, главная лента на эту тему - комедийная история «Большая перемена», вышедшая в 1973 году. Буквально следом вышел другой советский фильм про вечерников и педагогов, который, к сожалению, таким же кинохитом не стал и сейчас о нём мало кто помнит. В работу картину запустили под названием «Елена Николаевна», поскольку именно так звали главную героиню, но в прокате лента называлась иначе.
Ставил ленту режиссёр Константин Ершов, который, к слову сказать, в 1967 году снял фильм «Вий» (очень любопытно, но Википедия причисляет картину к жанру «фильм ужасов». Впрочем, возможно, это и был первый советский мистический триллер).
Ершова зацепил сценарий об учительнице-тихоне, которая вдруг взбунтовалась против затхлой системы, внедрённой директрисой.
Внешне школа, в которую пришла Елена Николаевна, выглядит блестяще: успевающие ученики-рабочие, завидная организационная работа и якобы забота о взрослых школьниках. На деле оказывается, что
далеко не всё так гладко, а порядки, установленные директором, сомнительны.
И именно против них восстаёт покладистая и безобидная на первый взгляд учительница литературы.
Тихоню-бунтарку сыграла актриса Зинаида Славина. К 1973 году она сыграла несколько ролей в кино, но это были героини малозаметные, которые публика не оценила. Гораздо больше Зинаида была известна как актриса театральная: она по-настоящему блистала в Театре на Таганке. Фактически Елена Николаевна стала первой главной киноролью Славиной. Интересно, что
изначально Константин Ершов видел её в роли той самой директрисы-диктаторши.
Но актриса, прочитав сценарий, поняла, что ей придётся повторяться: таких энергичных, волевых, жёстких «комиссаров в юбке» уже играть приходилось и в кино, и в театре. Хрупкая, нежная, в чём-то наивная литераторша привлекла её куда больше, поэтому она сама настояла, чтобы её попробовали именно на эту роль. Режиссёру идея не понравилась, но он провёл пробы, и они оказались неудачными. Славиной отказали, но через некоторое время снова пригласили на пробы, и на этот раз всё сложилось: Ершов доверил Зинаиде ту роль, которой она добивалась. А директоршу сыграла Ирина Бунина.
В фильме снялись также Ирина Губанова, Александр Граве, Николай Гринько, Анатолий Адоскин, и им удалось создать на экране ту школьную атмосферу, в которой мечтали бы оказаться многие. Можно говорить, что такие педагогические коллективы, как в этой картине, - это всего лишь вымысел и милая фантазия, но наверняка в жизни каждого из нас был хоть один Учитель с большой буквы. Как раз из тех, которые показаны в фильме.
В прокат лента вышла с названием «Каждый вечер после работы». Она снята в чёрно-белом варианте, но выразительности и яркости происходящего могут позавидовать современные фильмы с невероятной графикой. Такой удивительный эффект создал оператор Николай Кульчицкий, очень опытный специалист, который работал в кино ещё с тридцатых, был экспериментатором и истинным новатором в советском кинематографе. Его
уникальная способность по-особому выстраивать кадр, искать небанальные ракурсы, играть со светом и тенью делала картинку выпуклой и завораживающей,
и в фильме «Каждый вечер после работы» это особенно заметно.
А какие у вас воспоминания о школе? Вам встречались учителя, для которых их работа была настоящим призванием?
Приглашаю вас присоединиться к моему подкасту «Надо, Федя, надо!». Теперь вы сможете не только читать, но и слушать истории о советских фильмах в любое время и в любом месте. И непременно делитесь своими впечатлениями! https://music.yandex.ru/album/10774296