«Афиша» нашла несколько вызывающих фильмов, которые противопоказаны людям с тонкой душевной организацией.
Просветления Уайта
Доминик Мерфи, 2009
Вам точно не нужно смотреть «Просветления Уайта», но если вы все же взялись за него, то знайте, что это невероятно жестокое жизнеописание танцора-чечеточника и убийцы Джеско Уайта. Про Уайта уже был документальный фильм «Dancing Outlaw», однако британский режиссер Доминик Мерфи снял не классический байопик, а своего рода житие — с большим количеством (особенно в финале) христианских аллюзий и метафор. Это библейская притча — и очень страшное кино.
В фильме практически отсутствуют цвета (чтобы, очевидно, подчеркнуть серость существования героев), зато присутствует эпилептический монтаж, Кэрри Фишер в сумасшедшей роли и много, очень много ультранасилия. С детства Уайт слышал голоса в голове, нюхал бензин, калечил людей и сидел за решеткой, пока его отец не решил выбить дурь из его головы и научить чечетке. Это помогло, но ненадолго: Джеско снова оказался в тюрьме, а известие об убийстве отца только ожесточило его. «Просветление Уайта» можно рассматривать как едкую, не лишенную злой иронии сатиру на одноэтажную Америку, на образ жизни реднеков, «белого отребья» (white trash) или, как их еще называют, хиллбилли. В этом оставленном всеми богами месте просветления у главного героя случаются только во время токсикоманских приходов, так что бензин тут становится не только символом топлива, благодаря которому существует Уайт, но и метафорой токсичных отношений, которые ведут его на личную Голгофу.
Я иду искать
Мэтт Беттинелли-Олпин, Тайлер Джиллетт, 2019
Вам точно не нужно смотреть «Я иду искать», но если вы все же взялись за него, то знайте, что это кровавый ромком про знакомство с родителями. Все начинается с того, что Грейс выходит замуж за завидного жениха — наследника игровой империи. Единственный, но серьезный минус — его многочисленные родственники с прибабахом. Хорошо к Грейс относится только мать семейства, но и та до поры до времени. Вскоре выяснится, что девушка по старинному послесвадебному обычаю должна сыграть с этими взбалмошными богачами в игру, а точнее, в прятки — причем на выживание, поскольку когда-то давно основатель династии продал душу дьяволу.
Это дьявольски остроумное кино, которое доводит простейшую ситуацию (знакомство с родителями) до настоящего абсурда. Во всем этом, конечно, чувствуется влияние Тарантино (ультранасилие, висельнический юмор, постмодернизм) — особенно в образе героини, которая в подвенечном платье похожа на невесту из «Убить Билла», а физиогномически — на Марго Робби, которая сейчас блистает в другом фильме Квентина. Наверное, где-то этой картине немножко не хватает изобретательности по части саспенса, где-то — безумия (хотя странно такое говорить про кино, в котором богачи охотятся за невестой по дому с арбалетами), но если не обращать внимания на эти придирки, то надо признать, что Самара Уивинг с патронташем и ружьем смотрится шикарно, а сатира на отношения с родственниками — невероятно смешно. Такое чудо нельзя прятать.
Амбивалентность
Антон Бильжо, 2018
Вам точно не нужно смотреть «Амбивалентность», но если вы все же взялись за нее, то знайте, что это отечественный пример трансгрессивного кино, что, однако, неудивительно: в его создании принимали участие сценаристы Любовь Львова и Сергей Тарамаев, а также режиссер Антон Бильжо — постановщик абсурдистской «Рыбы-мечты». Впрочем, в «Амбивалентности» больше узнается стиль Львовой и Тарамаева, нежели Бильжо. Два друга, Петя и Стас, учатся на психиатров, но вскоре отношения между ними накалятся из-за женщины по имени Катерина Сергеевна: для одного она — любовница, для другого — мать.
В «Амбивалентности» под лупой исследуются перверсивные отношения, которые не могут привести к чему-то хорошему. Задавленная бытом и семьей, Катерина Сергеевна чувствует себя в западне, поэтому когда лифт, в котором она едет вместе с Петей, застревает между этажами, с ней случается паническая атака. Петя приходит к ней на выручку. Им приходится скрывать свой роман, но о нем все равно узнает Стас, который то ли тайно влюблен в Петю, то ли не хочет делить с ним свою мать. В финале эта амбивалентность приведет к тому, что странное и тревожное кино Бильжо взгромоздится на котурны античной трагедии и отравленной стрелой Купидона пальнет в самое сердце.
На цепи
Дженнифер Чемберс Линч, 2012
Вам точно не нужно смотреть «На цепи», но если вы все же взялись за него, то знайте, что это суровый домашний слэшер и всего лишь четвертый фильм Дженнифер Чемберс Линч — дочери Дэвида Линча. Тут надо заметить, что яблоко недалеко упало от яблони: Дженнифер снимает такие же патологичные триллеры, как и ее отец.
По сюжету таксист-маньяк похищает женщину и ее сына. От женщины он довольно быстро избавляется, а вот мальчика растит на привязи. Спустя годы парень вырастает в оторванного от реальности юношу, который не хочет никого убивать, но его отчим-маньяк настаивает на том, чтобы он прошел обряд инициации. Как водится в таких случаях, в прошлом у героя Д’Онофрио обнаружится травма, которая сделает его похожим на персонажа Амбалы из «Сорвиголовы», и это довольно понятное художественное решение — согласно заветам Фрейда искать причины патологии в детстве. Однако «На цепи» окажется чуть хитрее, чем можно было бы предположить по такой незамысловатой и аскетичной фабуле. Это не только слэшер, но и перверсивная, ужасающая семейная драма про то, какими монстрами могут быть родные люди.
Убить за лайк
Тайлер МакИнтайр, 2017
Вам точно не нужно смотреть «Убить за лайк», но если вы все же взялись за него, то знайте, что это «Крик» эпохи инстаграма, которому нравственная кинокритика, как и «Попутчику», может смело влепить двойку за моральную амбивалентность, но, право слово, каким бы спорным ни было это кино с нравственной точки зрения — это просто глоток свежего воздуха.
По сюжету грезящие о популярности закадычные подружки Сэди и МакКейла заводят блог «Девки-оторвы», в котором рассказывают о кровавых преступлениях родного городка, которые сами же и совершили. Прелесть режиссера Тайлера МакИнтайра в том, что он не ударяется в занудное морализаторство, а с ехидной насмешкой рассказывает о поколении, помешанном на виртуальном образе и социальных сетях. Собственно, тем же занимается и Бо Бернэм в «Восьмом классе», только Бернэм снимает нежную драму, а МакИнтайр — сатирический хоррор. Тут есть о чем подумать, а «Убить за лайк» очень даже располагает к размышлениям.
Лондонские поля
Мэтью Каллен, 2018
Вам точно не нужно смотреть «Лондонские поля», но если вы все же взялись за них, то знайте, что это, как и «Конченая», кино без тормозов и, как бы это сказать, за гранью хорошего вкуса. На это указывает и 0% положительных рецензий на Rotten Tomatoes, и то, что фильм проходит по ведомству прощального подарка Джонни Деппа своей бывшей жене Эмбер Херд. К слову, Депп не только спродюсировал эту экранизацию постмодернистского романа Мартина Эмиса, но и снялся в ней в эпизодической роли. Формально это детектив, но с иронией рассуждающий о писательском кризисе.
Так, по сюжету смертельно больной американский писатель Самсон Янг приезжает по обмену в Лондон, где никак не может поймать вдохновение, пока не знакомится с роковой красавицей Николой Сикс, обладающей даром ясновидения и крутящей роман одновременно с двумя мужчинами — мелким мошенником Китом и успешным бизнесменом Гаем, — один из которых должен стать ее убийцей. Наверное, если бы фильм снял Кроненберг, как изначально планировалось, это было бы гораздо интереснее. Но и в постановке клипмейкера Мэтью Каллена это тоже небезынтересное зрелище — безумно архаичная по нынешним временам история про деструктивные взаимоотношения между художником и его музой. В этом нет MeToo, но есть масса всего забавного. Главное не смотреть это кино на серьезных щах. Это кэмп и палп-фикшен — и он не претендует на что-то большее, чем два часа вашего внимания.
Читайте больше интересных и полезных статей на канале "Афиши". Жмите сюда, чтобы подписаться.