Сразу оговорюсь, что слово "раб" тут использовано в переносном смысле. Естественно, никаким рабом Джихангир не был, поскольку являлся сыном султана. Речь идет всего лишь о необъяснимой привязанности - почти "рабской" преданности, которую он испытывал к старшему брату Мустафе.
Все это выглядит особенно интересно на фоне реального "состава семьи" османского падишаха. Мустафа - старший из братьев, потенциальный престолонаследник. Джихангир - самый младший, и шансы стать повелителем империи у него самые низкие. Они братья по отцу, но у них разные и вечно враждующие между собой матери - Махидевран и Хюррем. Кроме того, у Джихангира - аж трое (а впоследствии - двое) полнокровных братьев. Мехмет, Баязид и Селим - такие же дети Сулеймана и Хюррем, как и он. Но ни к одному из них Джихангир и близко не испытывает таких же теплых и искренних чувств, как к Мустафе.
Драма младшего шехзаде
У Джихангира (исторического и сериального) с рождения были проблемы с позвоночником. Кроме того, создатели сериала ради пущей драматизации образа "наградили" Джихангира целым букетом болячек, вплоть до психических отклонений. Реальный исторический Джихангир, несмотря на физический недостаток, вполне мог бы управлять государством - и ему даже выделили целый санджак . По свидетельствам историков, Джихангир рос сообразительным юношей, стремился к знаниям, получил отличное образование, а Сулейман ценил его за аналитический склад ума. То есть к роли преемника он был вполне готов и в случае чего наверняка прекрасно бы с ней справился.
Тот Джихангир, которого мы наблюдаем в "Великолепном веке", в преемники не годится. Хотя бы в силу того, что его в любой момент может подвести здоровье. Да, он вроде бы такой шехзаде, как и прочие, но отношение к нему иное. И это в сериале подчеркивается.
Мало того, что Джихангир комплексует из-за физического состояния, он еще и понимает, что никогда ему не сравниться с братьями, никогда не стать преемником падишаха, не реализовать политических амбиций. Он - как бы "второй сорт". А любой из братьев, придя к власти, может запросто расправиться с ним по закону Фатиха и церемониться не будет.
Влияние Мустафы
Неограниченное влияние, которое якобы имел на Джихангира Мустафа, - опять же плод фантазии сценаристов. По их версии выходит, что с раннего возраста младший шехзаде практически полностью находился под опекой старшего. Мустафа и к себе в Манису его забрал, и воспитанием занимался. Выглядит это так, будто Сулейман и Хюррем, разочарованные рождением болезненного ребенка, не уделяли ему внимания. Один Мустафа молодец - пожалел несчастного ребенка и делал для него все, что мог.
На самом деле это всего лишь сериальный миф. Согласно историческим источникам, маленький Джихангир никак не мог отправиться вместе с Мустафой в Манису. Потому что Мустафа был взрослым, а Джихангиру на тот момент едва исполнилось два года. И он, согласно османским законам, до совершеннолетия должен был воспитываться во дворце Топкапы. Если старший и младший братья и общались между собой, то уж совсем не так, как это представили нам создатели "ВВ".
По Мехмету не тосковал, а Мустафу боготворил
Но отодвинем в сторону исторические факты и разберемся в той ситуации, какая развернулась в "Великолепном веке". Джихангир ведь действительно совершенно по-разному относится к братьям. Например, бросается в глаза то, что он особо не горевал за Мехметом. Но очень сильно переживал из-за казни Мустафы. Настолько, что за несколько дней эти переживания и его самого "добили".
Почему Джихангир буквально боготворил Мустафу? По его собственным словам, Мустафа был единственный, кто не смотрел на него с жалостью, не замечал его увечья. И это для закомплексованного Джихангира решало все. Мустафа, как ему казалось, смотрел на него как на равного. Тогда как от всех остальных младший шехзаде никакого равенства по отношению к себе не замечал. То есть болезнь сделала его рабом Мустафы. Он готов был идти за ним в огонь и в воду. И даже с интересами родной матери Хюррем не считаться.
Еще есть версия, что Мустафа поклялся Джихангиру отменить жестокий закон Фатиха, как только придет к власти. Собирался ли сын Махидевран и впрямь так сделать - сложно судить. Но наверняка Джихангир видел для себя рядом с Мустафой какие-то особые перспективы. Потому и испытывал к нему уважение и привязанность, которые потом переросли в безграничную любовь.