В каждой области жизни нам нужен стандарт, образец. К примеру, когда надо узнать время, человек не полагается на историю своих часов. Если эти часы принадлежали его “дедушке", это вовсе не гарантирует, что они идут точно. В равной степени слова “мой дедушка был членом этой церкви” отнюдь не означают, что эта церковь — новозаветная. Есть только один надежный критерий отсчета времени — Божье солнце.
Каждый покупатель хочет быть уверен, что в килограммовом пакете риса ровно тысяча грамм, а в метре ткани ровно сто сантиметров. Для этого у нас есть эталоны, с которыми можно сравнить вес и размер. В Международном бюро мер и весов в Севре неподалеку от Парижа хранятся эталон метра и эталон килограмма. Эти эталоны из платино-иридиевого сплава менее всего подверженных сжатию и расширению. Любая мера, не соответствующая этим образцам, неправильна.
Так же и религия должна иметь эталон, неизменный и постоянный! Бог понимал огромную важность образцовой церкви и сделал ее зримой даже сегодня, чтобы все церкви могли сопоставлять и соизмерять себя с ней. Эталон Божьей церкви не заперт в Севре или в каком другом городе. Божий образец находится в бессмертной Библии. Небо и земля разрушатся, а этот образец останется. Обычаи человеческие приходят и уходят, но Божья церковь остается неизменной. Эталон из платины и иридия даже при самом тщательным обращении может немного деформироваться, но для Библии не страшны ни лето, ни зима, ни века, ни падение народов. Человеческий стандарт, как всем известно, несовершенен, но Свой образец Бог провозгласил “законом совершенным, законом свободы” (Иак. 1:25).
Если мы хотим найти образцового человека, эталон, с которым все другие люди могут сравнивать себя, то серьезное исследование ответит нам: “Вы найдете Его в четырех Евангелиях — от Матфея, Марка, Луки и Иоанна". Если мы хотим найти образцовую церковь, нам нужно посмотреть, какой была церковь в самом своем начале, до того как действия человека запятнали и исказили ее. Рассказ о церкви, какой она была сразу после своего рождения, находится в Новом Завете, начиная с книги Деяний.
БОЖИЙ ОБРАЗЕЦ ДОПУСКА В ЦЕРКОВЬ
Каков закон допуска в Божью церковь? Когда Иисус Христос улетел сквозь облака к Своему Отцу, апостолы, как им было велено, отправились в Иерусалим и стали ждать там крещения в Святом Духе. Когда пришел Божий Дух, все они были единодушно вместе. Они не заботились о том, что сказать и что проповедовать, ибо Дух Божий вкладывал слова им в уста. Они отличались от всех нынешних проповедников тем, что не могли делать ошибок в своих словах и в своем учении, ибо Божий Дух не может ошибаться. Отсюда следует, насколько важно изучать этот образец двухтысячелетней давности: что Бог хочет услышать от проповедников, то со всей несомненностью было проповедано, когда Дух наставлял благовестников в каждом слове. Что же говорили эти вдохновенные проповедники о требованиях к допуску в церковь?
Проповедь об Иисусе Христе
Во-первых, обратите внимание, что эти вдохновенные мужи проповедовали. Они говорили не с малыми детьми, равно как и сегодня их слова не адресованы тем, кто не может рассуждать и действовать самостоятельно. Словами своих уст они хотели повлиять на людей, отвечающих за свои поступки. Люди не думали, что их спасет излитый на них Дух. Иначе проповедовать было бы необязательно, а Бог не теряет понапрасну времени на необязательные вещи. Проповедь была и остается важнейшим моментом. Божий план спасения людей зиждется на проповеди евангелия (1 Кор. 1:21; Рим. 10:13, 14). Поскольку люди не могут спастись без проповеди Слова, Христос предусмотрительно подготовил Своих апостолов к исполнению именно такой работы.
Что же они проповедовали? В Деян. 2 мы читаем о первой проповеди Петра в день Пятидесятницы: «Мужи израильские! Выслушайте слова эти: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами, и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его. ...Не оставлена душа Его в аду и плоть Его не видела тления... Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог сделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли» (ст. 22-36).
Когда вдохновленный Духом благовестник возвестил эти дерзновенные и славные факты, слушавшие его "умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «что нам делать, мужи братья?»” (ст. 37). И что же ответили проповедники на этот глубокий, испытующий вопрос?
Повиновение евангелию
Божьи проповедники не только поведали благую весть о воскресении из мертвых Иисуса, первенца всего творения, но и сказали людям, что им надо делать, чтобы спастись. Эти благовестники верили, что Иисус умер за каждого, но считали, что этого недостаточно; они полагали, что мужчины и женщины должны знать о Его жертве. Поэтому они проповедали им историю креста. Апостолы не считали, что каждый будет спасен независимо от того, что он делает и как живет. Они сказали людям, что те во грехе и Бог вселенной считает их погибшими.
Люди уверовали в то, что они во грехе, и молили сказать, как им избавиться от этого греха. Они не хотели умирать без Бога и без надежды. И снова мы спрашиваем: что же сказали проповедники? “Спасайтесь и присоединяйтесь к любой церкви по вашему выбору?” Добренькие служители так и говорят сегодня; но то ли говорили Божьи проповедники в образцовой проповеди? Может, они сказали: “Только уверуйте, и спасетесь"? Нет! “Петр же сказал им: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа»” (ст. 38). По воле Бога эти слова остались неизменными. Они находятся в полном соответствии с каждым библейским высказыванием. Если я говорю, что все, что человеку нужно сделать для спасения, — это уверовать, я вступаю в откровенное противоречие с божественным образцом. Человек должен верить; без веры он не может угодить Богу — но ведь и бесы веруют! Тысячи веруют, но не имеют спасения. Нужно иметь такую веру, чтобы пойти дальше — покаяться в своих грехах и креститься для их прощения. Сказанному в Деян. 2:38 соответствуют все другие высказывания в Библии, потому что каждое из них написано одним и тем же Духом Божьим.
Кроме того, все проповедники согласятся, что если грешник уверовал в Иисуса, покаялся в своих грехах и крестился, такой грешник получает спасение, становится христианином, рождается свыше. Никто не ставит под сомнение этот порядок; он полностью соответствует тому образцу, который дал в Библии Бог. Сегодня люди предлагают иные пути, но все они отмечают правильность божественного образца. Можем ли мы с вами позволить себе подойти к своей душе с неизвестной меркой? Ради вечности нам лучше использовать ту мерку, которая не вызывает никаких сомнений!
Тогда по какому же закону осуществлялся допуск в Божью церковь? Во-первых, проповедовался Христос. Затем проповедник предлагал людям покаяться и креститься. Библия сообщает нам, что все, кто принял проповеданное Петром Божье Слово, крестились, и присоединилось в тот день около трех тысяч душ. Что если мы с вами сделаем то же самое? Если мы и после этого не будем знать, что спасены, как вообще можно это знать? Если уж следование Божьему эталону не гарантирует нам Его благодать, чему тогда вообще можно следовать?
В книге Деяний условия присоединения к образцовой церкви изложены предельно ясно. Благовестник произносил проповедь, рассказывая историю жизни, смерти, воскресения и вознесения Иисуса. Уверовав в эти великие и важные факты (Деян. 2:36), грешники все еще оставались неспасенными; они еще были вне церкви. Святой Дух изложил условия вхождения в состав образцовой церкви, суть которых в том, что нужна не только вера в Христа, но также покаяние и крещение для прощения грехов. Если церковь, с которой вы поклоняетесь Богу, точно следует этому образцу церкви, тогда у нее будут те же условия членства.
Например, в состав образцовой церкви не входили маленькие дети, потому что каждый ее член “принимал” слово (Деян. 2:41). Членство в образцовой церкви не требовало голосования “за"; мы читаем, что люди должны были только принять Слово.
Помимо этого, в дни образцовой церкви ни у кого не было и мысли, что можно спастись, не будучи членом церкви. Наоборот: все спасенные оказывались в церкви, и как только человек спасался, Господь тут же прилагал его к церкви (Деян. 2:47).
БОЖИЙ ОБРАЗЕЦ ДЛЯ ОДНОГО СИМВОЛА ВЕРЫ
Символом веры образцовой церкви было “учение апостолов" (Деян. 2:42). Это означает, что члены образцовой церкви понимали, что не связаны учениями Моисея, Соломона, Давида или Иоанна Крестителя. Если для вашей церкви обязательны учения Джозефа Смита, Мэри Бейкер Эдди, Эллен Уайт, Джона Уэсли, Мартина Лютера, Александра Кэмпбелла, церковные соборы, папа или отцы церкви, то она связана чем-то, чего не знала образцовая церковь. Члены образцовой церкви отличали дух истины от духа заблуждения с помощью одного критерия: "А учили ли этому апостолы?” (см. 1 Ин. 4:6).
БОЖИЙ ОБРАЗЕЦ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Образцовую церковь отличали глубокая дружба и взаимная поддержка, настоящие родственные отношения. В чрезвычайных обстоятельствах братья продавали свое имущество и все отдавали церкви (Деян. 2:44, 45). В спокойное время они оставляли себе достаточно, чтобы заботиться о своих собственных семьях (1 Тим. 5:8, 16). В обоих случаях была искренность, основанная на братской любви (1 Пет. 1:22) и мотивированная любовью ко Христу (2 Кор. 8:8).
БОЖИЙ ОБРАЗЕЦ ГОСПОДНЕЙ ВЕЧЕРИ
В образцовой церкви члены собирались в первый день недели не в воскресную школу (хотя это хорошо), не послушать проповедника (хотя и это хорошо), но чтобы вкусить от памятных символов (Деян. 20:7). Соблюдает ли церковь, где вы поклоняетесь, Господню вечерю каждое воскресенье? Если она отошла от образцовой церкви, следующей за учением апостолов, то вам следует выйти из такой церкви.
БОЖИЙ ОБРАЗЕЦ ПОКЛОНЕНИЯ В ЦЕРКВИ
Что делали люди после своего спасения в образцовой церкви? Как они поклонялись? Нам не нужно гадать, как поклонялись первые христиане, потому что Библия приводит пример одобренного поклонения. Деян. 2:42 говорит нам: "Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах”.
Эти люди пребывали в учении вдохновленных Духом благовестников. Они следовали не какой-то конфессиональной традиции и не какому-то созданному человеком символу веры. Учение апостолов было истинным и включало в себя все, чего хотел Бог.
Никакое религиозное учение, кроме учения апостолов, не может быть истинным (Мф. 10:14, 15, 40; 15:13). Сегодня многие церкви все свое внимание уделяют текущим событиям; их пасторы читают лекции о политической ситуации. Сказать по справедливости, не только популярные деноминации отказываются пребывать в учении апостолов, но и многие люди, именующие себя просто христианами, не изучают Библию на постоянной основе. Слишком многие удовлетворяются лишь еженедельными уроками воскресной школы. Друзья, в религии не может быть прав человек, если он постоянно не вникает в учение апостолов: больше ему неоткуда узнать, что правильно.
Первые члены церкви, следуя учению апостолов, пребывали в общении — они были товарищами, частью друг друга. И, находясь в братских отношениях, они доброхотно уделяли от своих средств. Не с головой уходили в организацию благотворительных лотерей, а давали от всего сердца.
Учение апостолов также побуждало первых христиан регулярно совершать хлебопреломление, соблюдать Господню вечерю. Они бы и не знали, что должны постоянно преломлять хлеб, если бы в них не было посеяно учение апостолов. Сегодня многие причащаются нерегулярно, время от времени, но некогда Божья образцовая церковь преломляла хлеб постоянно. Из Евр. 10:25, 1 Кор. 16:2 и Деян. 20:7 мы узнаем, что учение апостолов побуждало христиан собираться для причастия каждый первый день недели. Верная тому же учению, наученная теми же наставниками, церковь в Иерусалиме преломляла хлеб и пила чашу в первый день недели. Еженедельное причащение было Божьим одобренным эталоном. Мы и сегодня не должны отступать от образца, данного для нашего водительства.
Еще одним моментом поклонения Божьей образцовой церкви были молитвы; им братья тоже уделяли постоянное внимание, веря, что молитвами многого можно достичь. Некоторые сегодняшние так называемые христиане и проповедники не верят в силу молитвы; это христиане-модернисты, которые не видят, как молитва может изменить что-нибудь в ходе вселенной. Сейчас мы не станем обсуждать ценность молитвы. Однако нам следует помнить, что в первой церкви на земле — церкви, наученной богодухновенными мужами — ее члены пребывали в постоянной молитве. Давайте не отступать от данного нам образца.
Апостолы учили христиан петь псалмы, гимны, духовные песни Богу и друг другу, творя музыку в своих сердцах. Чему они учили одну церковь, тому они учили и всякую церковь. Таким образом, учение апостолов состоит в том, что хвалебные песнопения, плоды наших уст, являются частью истинного поклонения.
ДРУГИЕ ОСОБЕННОСТИ БОЖЬЕГО ОБРАЗЦА
Как показывает особый упор на молитве (Деян. 2:42; 4:24; 12:12), образцовая церковь полагалась на Божье руководство. В образцовой церкви одно сердце и общее обязательное единство делало всех членов одной церковью (Деян. 4:32), чтобы она могла единодушно и едиными устами славить Бога (Рим. 15:6). Если церковь, с которой вы поклоняетесь Богу, является сектой среди сект, церковью среди церквей, деноминацией среди деноминаций, так сказать, ветвью “невидимой церкви”, тогда это не образцовая церковь.
В образцовой церкви существовало наказание. Недостойные члены исключались из братства (см. Деян. 5:1-11; 1 Кор. 5:13). Кроме того, в образцовой церкви было евангелизационное рвение. Каждый член (Деян. 8:4) — а не каждый "проповедник на полную занятость" — был так рад своему спасению, что хотел спасения и другим. Ранние христиане ежедневно (Деян. 5:28, 42), непрестанно учили об Иисусе и “наполнили Иерусалим” своим учением. А еще в образцовой церкви царило настоящее счастье. Они славили Бога “в веселии и простоте сердца" (Деян. 2:46) и находились в любви у всех праведных людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Откажитесь от всех деноминаций, вернитесь к одобренной Богом образцовой церкви и сравните себя с ней. Если мы все обратимся назад, к божественному образцу, какое замечательное единство будет в религии! Мы все будем едины и захотим поклоняться в одном доме, вместе вкушая Господню вечерю. Как есть только один установленный эталон метра длиной сто сантиметров, так есть и только одна одобренная образцовая церковь. Когда люди придерживаются стандартного метра, им не нужно выбирать между разными мерками, а когда они держатся стандартной церкви, им не нужно выбирать между разными церквами!