Случалось ли вам читать и любить книгу, причем с детства и до взросления, то есть не один раз, любить это произведение, перечитывать его снова и снова и при этом… не выносить напрочь главного героя?
Именно такой трилогией для меня являются «Приключения Кроша» и их два продолжения. Наиболее люблю я здесь первую, часть, вторая, чуть слабее, ну а о третьей вообще особый разговор. Ну вот что сказать, все в первых двух книгах замечательно, старый советский ламповый быт, интересное время, интересное окружение, с любовью и четко выписанные второстепенные персонажи – Шмаков, Вадим, Игорь, Майка, да и все третьестепенные герои хороши.
И вот посреди этого срединно-советского великолепия как бельмо на глазу торчит главный герой – Сережа Крашенников, известный нам как Крош. Косноязычия и занудства в нем как у трех старых дедов царских времен, кто то любит утверждать, что Крош резонер, а вот по моему он просто изрядно глуповат.
Сравнения с героями Анатолия Наумовича Рыбакова из трилогии «Кортик. Бронзовая птица. Выстрел» Крош, конечно, не выдерживает. Нет в нем прирожденного лидерства Миши, залихватской беспечности Генки, строгого анализа и задумчивой уравновешенности Славки, вот какой-то он со всех сторон недоделанный, всего в нем понемножку, но до нужного уровня ничего не дотягивает. Кстати, дружба для Кроша тоже явление не такое как для героев «Кортика». Те кто любят вспоминать о принципиальности Кроша, обычно стыдливо умалчивают о поведении этого правдолюбца по отношению к Зине во второй части. Можно значит ухлестывать за девушкой, за которой ухаживает твой, что интересно, единственный друг.
Кстати, о девушках. Донжуанские потуги Кроша могут вызвать лишь улыбку. Во всех трех частях нашего малохольного Казанову динамят. Точнее в первой части Майка просто не знает о том, что она объект воздыхания Кроша, Крош по собственной глупости торчит во френдзоне, а в «Неизвестном солдате» на него откровенно смотрят как на гуано и ясно дают это понять.
«Неизвестный солдат» это вообще особенная часть трилогии, сдается мне, что к моменту ее написания автор от Кроша подустал. Иначе не понятно зачем понадобилось вводить параллельную сюжетную линию о солдатах-окруженцах. В итоге второстепенная линия перекрывает главную, она интереснее, ее героям сочувствуешь и переживаешь, а читая о Кроше только и думаешь, когда же он перестанет нудить. К общей унылости и беспросветности главгероя добавляется и не менее унылое окружение – ни одного харизматичного персонажа второго плана по примеру «Приключений» и «Каникул».
Более того, в «Неизвестном солдате» Крош не то что не развивается, он деградирует. Пускается в банальную хлестаковщину, вот только в отличии от настоящего Хлестакова ему никто и не думает верить. Но особенно позабавил меня эпизод с правами.
Помните, в «Приключениях» Крош притаскивает на автобазу «игрушечные» права которые получил в школе пользоваться которыми можно только на детских автотрассах (как-то так в тексте, не помню уж точно), коих не существует в природе? Притаскивает чтобы потроллить и поставить на место молодых слесарей, причем сам Крош относится к этим своим автоправам с иронией, и в руки их слесарям не дает что бы они не раскусили несерьезность.
В «Неизвестном солдате» эта история получила неожиданное продолжение, права Крош мало того что сохранил, он шкандыбарит устраиваться с ними на работу. Водителем! И дико негодует когда его принимают только рабочим. Но это еще не все – на настоящие права он идет сдавать экзамен, внезапно проваливается, ну… с кем не бывает, скажете вы, сдаст еще раз. Но дело не только в провале – свои драгоценные игрушечные права он перед этим сдал в регистратуру. И теперь-то не отдают обратно. Крош устраивает безобразную истерику и только после этого шокированная регистраторша испуганно бросает ему судьбоносную книжечку, невесть почему имеющую для нашего героя такое важное значения.
Вот так – легко написать маститому писателю книгу с героем который бы нравился всем. А вот как сделать так что бы и книгу читали, а герой нравился бы далеко не всем? Анатолию Наумовичу Рыбакову это бесспорно удалось.