Найти тему

«Это была первая наглая ложь и, разумеется, не последняя». 25 лет трагедии в Буденновске

Часть первая. Захват заложников

25 лет назад, 14 июня 1995 года, в городе Буденновске Ставропольского края террористы захватили более полутора тысяч заложников и укрепились в городской больнице. Боевики потребовали от федеральных властей незамедлительно прекратить боевые действия в Чечне, сесть за стол переговоров и начать вывод войск из горных районов. После неудачного штурма больницы 17 июня группа правозащитников, среди которых был Олег Орлов, член Совета Правозащитного центра «Мемориал», смогла убедить власти начать переговоры с боевиками. Благодаря их участию большинство заложников удалось освободить. Однако буденновская трагедия остается одной из самых черных страниц в российской истории — в результате теракта, по официальным данным, погибли 129 человек, 415 были ранены. 19 июня, в пятницу, «Мемориал» вспомнит об этих событиях в онлайн-дискуссии «Теракт в Будённовске. 25 лет. Что это было и как мы об этом помним», которая состоится в 18.00, зарегистрироваться для просмотра можно по ссылке.

К моменту нападения террористов на Буденновск федеральные войска заняли большую часть территории Чечни, оттеснив силы чеченского сопротивления в горы. 12 июня 1995 года группа чеченских боевиков (порядка 140 человек) во главе с Шамилем Басаевым пересекла административную границу Дагестана, и на грузовиках КамАЗ в сопровождении раскрашенных под милицейскую машину «Жигулей» двинулась через степи Дагестана и Ставрополья. Сам Басаев говорил потом, что они ехали в направлении города Минеральные Воды. Мэр Буденновска Павел Коваленко утверждал, что целью боевиков был именно Буденновск — мол, они хорошо ориентировались в городе, а в карманах некоторых из убитых бандитов якобы нашли квитанции из местных гостиниц. Но заложники в больнице рассказывали, что террористы не знали, где они, спрашивали, что это за город и сетовали на нарушение планов.

Колонна боевиков действительно проехала Буденновск, но была остановлена на посту у Прасковеи и сопровождена назад, к горотделу милиции. Террористы атаковали горотдел, где расстреляли нескольких сотрудников и посетителей, а часть взяли в заложники. Сначала они собирали людей на городской площади, а потом погнали к больнице, которую сделали своим опорным пунктом. По пути они продолжали брать в заложники прохожих, посетителей магазинов, пассажиров автобуса. В итоге в больнице в руках террористов оказались около 1600 человек, включая врачей и пациентов, много было женщин и детей. Всех разместили на втором и третьем этажах здания и в подвальных помещениях. Сами боевики укрепились, заложив окна и двери первого этажа, перекрыв канализационные люки и заминировав здание.

Сначала в российских СМИ сообщалось лишь о нескольких десятках заложников, и что боевики окружены и уже выдавливаются из города. Так, «Интерфакс» информировал, что группа террористов выбита из Буденновска, и они разрозненными группами отходят в сторону Чечни.

Террористам, напротив, было нужно широкое распространение информации о захвате большого числа заложников, они требовали пропустить к ним журналистов. Огласка реального положения дел была важна и для заложников. Они логично полагали: если удерживаемых в больнице мало, никто их спасать не будет. Все с нетерпением ждали приезда журналистов. «Мы очень надеялись, что пойдет информация о большом числе заложников. Это было единственное наше спасение», — вспоминает заведующий хирургическим отделением больницы Анатолий Скворцов.

За каждого погибшего в случае штурма товарища террористы грозились убивать несколько человек. Эту угрозу боевики воплощать не стали, объяснив, что в больнице в основном женщины и дети. Но в первый день расстреляли группу мужчин в форме и служивших в армии.

Несколько человек боевики убили, когда по их требованию к назначенному времени в больницу не пропустили журналистов. Детей и женщин бандиты не трогали, как и врачей, которые продолжали оперировать раненых — и заложников, и боевиков. Люди говорили, что им прежде всего было очень страшно. Не хватало еды: «В первый день детям дали по одному половничку супчика-то, что было в больнице, что смогли медработники вырвать. И может быть полполовничка кому-то досталось из взрослых», — рассказывает жительница Буденновска Татьяна Галкина.

Как отмечают оказавшиеся взаперти в больнице люди, они ощущали себя между двух огней. С одной стороны — боевики, которые грозились расстрелять заложников, если власти не согласятся на их условия. С другой, люди боялись штурма: тогда шансов остаться в живых было немного.

Между тем, судя по противоречивым заявлениям, четкого алгоритма действий у властей не было. Вице-премьер правительства РФ, министр по делам национальностей Николай Егоров на митинге в Буденновске уверял, что все будет решаться мирным способом и готовятся переговоры. Он успокоил собравшихся: штурм — неприемлемый вариант, ведь в больнице развешаны связки толовых шашек и расставлены канистры с бензином. И в это же время в Москве министр обороны Павел Грачев перед камерами заявлял, что ни на какие уступки террористам никто идти не собирается и силовое решение рассматривается как единственный способ освобождения людей.

В течение трех дней в Буденновске продолжались безрезультатные переговоры между Басаевым и представителями федеральным силовых ведомств. Под вечер пятницы 16 июня из Москвы прилетела группа депутатов во главе с правозащитником, на тот момент председателем Российского общества «Мемориал» Сергеем Адамовичем Ковалевым.

«Мы приехали в Буденновск около 7 вечера, — вспоминает Ковалев. — Пытались пробиться в так называемый штаб, который размещался в двух-трех кварталах в здании УВД. Все эти попытки оказались безуспешными. Егоров (вице-премьер) просил передать, что возрастает надежда на бескровное решение вопроса об освобождении заложников. И утром авторитет нашей группы среди чеченцев окажется полезным, мы будем востребованы для совместной работы. Это была первая наглая ложь и, разумеется, не последняя... Потому что утром мы проснулись от звуков артиллерийской стрельбы…»

Подписывайтесь на наш канал и читайте в следующих частях - как произошел внезапный штурм, о переговорах, по итогам которых будут освобождены заложники, о значении этих событий в новейшей истории России.

Иллюстрация: Мария Толстова

21 июля 2014 года Министерство юстиции РФ включило Правозащитный центр «Мемориал» в «реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента»