Третья часть, завершающая наше знакомство с мастером пейзажа, русским художником Исааком Левитаном.
Левитан любил среднюю Россию и мало бывал за границей. Однако хотелось бы рассказать и о его поездках в Финляндию, Францию, Швейцарию, Италию.
В конце 1889 — начале 1890 года он посетил Францию и Италию. В Италии Левитан восхищался Венецией с ее серебристым, как ему показалось, воздухом.
Во Франции задержался в Париже, где не торопясь осматривал открывшиеся там выставки картин, в частности Всемирную выставку. Левитан увидел и полотна Клода Моне. Однако не сразу ими впечатлился.
О Финляндии Левитан говорил так:
Вновь я захандрил без меры и границ. Здесь нет природы.
В Швейцарии Левитана поразили Альпы.
В конце XIX века каждое появление картины Левитана было сродни празднику. Он стал признанным мастером, меценат Морозов построил для него просторную, с верхним светом мастерскую. Однако Левитана принято звать «удачливым неудачником». Художник последние несколько лет своей жизни страдал туберкулезом легких, а на пике славы к нему незаметно подкралась еще одна тяжелая болезнь — аневризма сердца.
Выслушивал Левитана. Дело плохо. Сердце у него не стучит, а дует. Вместо звука тук-тук слышится пф-тук...
из письма Чехова, март 1897 года
За два года до смерти, когда Левитану было всего 38 лет, ему присвоили звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. У него появилась еще одна мечта, которую, к сожалению, он уже не смог претворить в жизнь... Он хотел создать большую мастерскую, в которой работали бы русские пейзажисты.