Найти тему
Наталия Ефимова

Александр Невский, Данила Багров и зло как исторический выбор

Вопрос "пить или не пить баварское" стоял еще в XIII веке.

Воспитывать молодежь можно не только сомнительными примерами из сегодня, но и убийственными фактами из позавчера.

Вернулась я к Александру Невскому, пытаясь понять, как Ярославу Всеволодовичу и Ростиславе Мстиславовне удалось вырастить сына, который умудрился в возрасте моей дочери сделать выбор, определивший будущее страны на тысячу лет.

Только я одна не знала, что перед тем, как отправиться на «пикник», устроенный шведскими рыцарями на землях его княжества, он зашел в храм, а, выйдя оттуда «утер слезы и сказал, чтобы ободрить дружину свою: «Не в силе Бог, но в правде»? (Цитирую «Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра», а не собственные выдумки).

Только я вспомнила Данилу Багрова в «Брате-2»?

- Я вот думаю, что сила в правде. У кого правда — тот и сильней.

А зачем она, эта правда?

Чтобы победить врагов. И получить результат. Какой он - для 20-летнего парня, который получит после битвы имя Невского?

«... они повержены были и пали, мы же выстояли и стоим прямо».

Всего-то – стоим прямо.

*****

Профессор Ужанков, лекции которого я слушаю на «Культуре», сразу сказал своим студентам: Александру пришлось выбирать из двух зол, а не балансировать между светлым и темным началом.

И что же это за злы?

Княжество лежало прямо у границ «цивилизованной Европы»: люди торговали, общались, знали друг друга в лицо. Монголо-татары же пробегали по Руси накатами. Не задерживались на одном месте – оно бы не прокормило тысячи их бойцов и лошадей.

А вот если приходили крестоносцы, то сразу обустраивались капитально. Строили крепости и резвились, как умели. Хотелось кушать – грабили. Поскольку славянин христианином не считался, то девиз «убить его меньше чем ничто» работал и здесь. Миссионерская деятельность шла по полной программе: цивилизаторы «устраивали засады в полях, в лесах, в деревнях, захватывали и убивали людей, не давая покоя, уводили коней и скот и женщин их». Пленные волшебным образом оказывались на восточных рынках: девушки попадали в гаремы, мальчики – в янычары.

Средневековая глобализация в действии. Для выгодных дел расстояния не помеха.

*****

Но была еще Византия, которая, мягко говоря, не ладила с европейцами. Вроде бы, дальняя окраина угасшей Римской империи должна была казаться им своей, буржуинской. Но нет – любовью друг к другу они не дышали.

И кто был прав?

Отодвинем политику, борьбу за влияние и власть. Поговорим о простых человеческих мотивах. Тем более Юлия Латынина в статье «Византия: идеальная катастрофа» прямо-таки размазала это государство:

«Вдумайтесь: несколько сот лет просуществовала цивилизация, бывшая преемницей двух самых развитых цивилизаций античности, — и не оставила после себя ни-че-го, кроме архитектуры — книги для неграмотных, да житий святых, да бесплодных религиозных споров».

Поскольку пророков в своем Отечестве мы периодически читаем, я послушалась профессора Ужанкова и открыла книжку Жака Ле Гоффа, как выяснилось, очень известного французского медиевиста (не специалиста по медиа, а знатока Средневековья).

Нашла там кучу прелестных фактов.

Для начала латиняне придирались к византийцам по религиозным мотивам, и с 1054 года вообще называли их еретиками. Но как Арамис мог поспорить по выдержкам из блаженного Августина, что не мешало ему проявлять искренний интерес к достоинствам прихожанок, так и праведники из Рима не могли не замечать, что в Византии есть к чему приглядеться.

Жак Ле Гофф честно признает западные цивилизаторы, даже самые ученые, не знали греческого языка. Отдаление превращалось в пропасть и – вот оно, прекрасное и точное для всех времен и народов! – «непонимание переросло мало-помалу в ненависть, дочь невежества».

Ясно, к чему могут привести недостатки в образовании?

Крестоносцев просто выводит из себя любовь к церемониям и длинным речам, и один из них усаживается на трон во время приема у византийского императора со словами, что находит «неподобающим, чтобы один человек сидел, когда столько храбрых воинов пребывают стоя».

Вполне демократично. Только не для XI-го века.

Когда византийские посланцы обращаются с пространной речью к Людовику VII, епископ Лангрский «испытывая сострадание к королю», уже не в силах слушать все это, без всяких политесов рубит: «Братья мои, соблаговолите не говорить столь часто о славе, величии, мудрости и благочестии короля; он себя знает, и мы его знаем тоже; скажите ему быст­рее и без обиняков, чего вы хотите?»

По отношению к визайнтийцам «латиняне испытывали смесь зависти и презрения, идущего от более или менее подавляемого чувства неполноценности. Латиняне упрекали греков в том, что они манерны, трусливы, непостоянны.

Но прежде всего они обвиняли их в богатстве».

Вот где собака порылась!

Александр Ужанков цитирует фразу, которую я перечитала десять раз:

«Это была рефлекторная реакция воинственного и бедного варвара на богатого цивилизованного человека».

Пардон, а кто тут варвар?

А это есть - завистник из Европы.

************

Авторы хроник, что шли рядом с крестоносцами по Константинополю, были в шоке от того, что увидели. И беспощадная рука французского историка (не моя) решительно выводит: «Для этих варваров, которые вели убогую жизнь в примитивных и жалких местечках (западные «города» насчитывали лишь несколько тысяч жителей, и городская цивилизация была там неизвестна), Константинополь с его, возможно, миллионным населением, монументами и лавками был откровением».

Эту зависть и ненависть заметили византийцы. И смело ответили гостям, по словам Жака Ле Гоффа, отвращением. Дочь императора Алексея Анна Комнина описала крестоносцев как грубых, хвастливых, надменных и коварных варваров, «готовых продать за обол жену и детей». (Обол - денежка такая).

А в тех, как водится, проснулась немедленная потребность защитить истинные христианские ценности! Знаком мотивчик?

И они отправились на Византию.

Подробности защиты европейских нравственных основ описал участник взятия Константинополя, маршал Жоффруа де Виллардуэн:

«Каждый ввел своих людей во дворец, который был сдан ему, и приказал стеречь сокровища. И остальные ратники, которые разбрелись по всему городу, захватили изрядную толику; и добыча была столь велика, что никто бы не мог сказать вам, сколько там было золота и серебра, (…) и всяческих драгоценных вещей, какие когда-либо имелись на земле. (...) Всякий взял себе жилище, какое ему понравилось, а их было достаточно. Так разместилась рать пилигримов и венецианцев. И велика была радость из-за чести и победы (…), ибо те, кто находились в бедности, теперь пребывали в богатстве и роскоши…»

Куда они подевали жителей-то? Европеец Ле Гофф не скрывает, что латиняне наконец утолили зависть и ненависть к византийцам «грабежом и жестокой резней мужчин, женщин и детей».

И никто не заметил восхищения западных теологов, которые в XII веке увидели orientale lumen – свет, идущий с Востока.

«Ибо все латинское убого...» - печально констатировал один из них Ален Лилльский.

Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами.
Миниатюра из «Хроники императоров» Давида Обера «Осада Константинополя крестоносцами.

Исторические хроники сообщают детали падения Константинополя в 1204 году: просвещенные европейцы, несущие христианские ценности пошли на штурм. "Горожане попытались договориться с захватчиками и вышли навстречу им с крестами и изображениями Христа. Тем не менее крестоносцы приступили к грабежам и насилию. В первые дни после штурма погибли около 2 тыс. горожан. Мародёры массово грабили храмы. Многие святыни, хранившиеся в Константинополе, впоследствии оказались в Западной Европе. В ходе грабежей и  пожаров сильно пострадала Императорская библиотека — одна из крупнейших в мире".

**********

Мог ли назвать все это добром, к которому следует прислониться, молодой Александр Невский? И знал ли вообще про все эти невероятные события?

«Знал», - уверен профессор Ужанков. И назвал сведущего человека, который состоял в ближнем круге молодого князя.

Мы продолжим разговор про выбор из двух зол. Тем более, что одно мы уже увидели. Во всей красе.

.
.