Платформа Троицкая была мокрая после дождя, и лишь пение птиц нарушало тишину.
На платформе практически никого не было, лишь на небольшом рюкзаке сидел Сережа и рисовал в планшете незамысловатые узоры.
- Мам, не работает!
- Может, разрядился?
- Нет, ничего не двигается.
Татьяна Юрьевна взяла планшет и начала нажимать на все подряд.
Владимир Петрович, который стоял рядом и наблюдал за манипуляциями, улыбнулся и, протянув руку, произнес:
- Давайте помогу…
Женщина, пожав плечами, протянула ему планшет.
- Ну, если и в этом разбираетесь…
Владимир Петрович понял, что планшет не реагирует на кнопку выключения, отцепил от кармана булавку и, нажав кончиком иголки на тоненькое крошечное отверстие, перезагрузил планшет.
- Надеюсь, ты сохранил рисунок? - подмигнул он мальчику.
- А как его сохранять?
- Я научу, как и в любой программе, всегда в процессе творчества нужно нажимать на кнопочку «сохранить», чтобы при сбое или отключении света, не потерять важные данные, иначе придется начать сначала.
- Ой, что Вы он только мультики сморит, да пытается рисовать, ведь информатика и изучение компьютеров будет только в 5 классе.
- А чем увлекаешься? – обратился он к нему.
- Он роботов любит,- ответила за него мама.
- Тогда точно, без информатики никуда, робототехника, это не только программирование, но и небольшой, компьютер, находящийся в каждом из них. Компьютер есть и в машинах и поездах.
- Правда?
- Конечно! Сейчас они везде, даже в обычном телевизоре.
- Вы и телевизор можете починить?
- А я тебе встречный вопрос задам, можно?
- Можно…
- Хотел бы сам ремонтировать и разбираться во всей этой мудреной технике, создавать и программировать роботов, создавать компьютерные игры?
- Спрашиваете, конечно!
- Тогда е тебя кое-чему научу, проведем урок информатики не в школьном кабинете, а в очередном небольшом путешествии.
- Я кроме депо обычно редко куда в Москве хожу и рада, что мы в область ненадолго выехали, - сказала Татьяна Юрьевна.
- Мы в другой раз еще съездим до Красного Балтийца, где я начинал свою трудовую деятельность помощником машиниста в локомотивном депо под названием «Подмосковная» и ездил с грузовыми и пассажирскими поездами на электровозе ВЛ 11м. Сейчас там музей паровозов и даже они не только там стоят, но и возят вагоны с пассажирами.
- А тут я хотел показать небольшой старинный храм и окружающую природу в рамках еще одного урока, под названием «Окружающий мир» или «Природоведение», но поскольку жизнь внесла коррективы, то мы начнем изучать информатику. Давайте сделаем учебу еще поинтересней? Будем не только предмет изучать, но и профессию. У вас в классе будут у всех планшеты и компьютеры и, как любая техника будет ломаться и зависать. А теперь представь, завис компьютер у одноклассника, а ты ему предлагаешь помочь, исправляешь и ты становишься «классным» парнем, откуда следуют кое-какие преимущества. Самое главное не нужно продавать умения за деньги, а лучше всего обменяться на что-либо. Игру там попросить новую или попросить в чем-то помочь. Тогда ты останешься другом, но если попросишь за помощь деньги, то с тобой общаться перестанут.
- А как же зарабатывать на жизнь ему потом? – спросила мама.
- Это потом он будет получать за это неплохие деньги, впрочем, если живете в селе, то можно за ремонт попросить пару десятков яиц, молока, мяса, особенно если это не покупное, а выращенное фермерами. Поняли мою мысль?
- А вы за это занятие, чем возьмете?
Владимир Петрович улыбнулся.
- Билетом на электричку туда и обратно и обедом.
- А если другой урок?
- Тогда можете купить папу пачек риса и пару десятков фермерских яиц.
- Вы работаете за еду?
- Нет, что вы, если бы вы были представителем фирмы и заказали бы мне официально экскурсию или занятия, то все было бы немного по-другому.
- Вы не только историю преподаете, как я поняла?
- Все, верно, могу вести любой предмет, поскольку всегда учился тому, что может пригодиться в жизни. Про это я еще расскажу, а сейчас мы совместим небольшой рассказ о селе Троицком и уроком по информатике.
Владимир Петрович достал из рюкзака свой планшет и раскрыл его, превратив в небольшой нетбук.
- Ух, ты, какая штука, - подошел поближе Сережа.
- Это и планшет, и небольшой ноутбук, с пристегивающейся клавиатурой. Удобная и компактная вещь в поездках, - произнес он, загружая в него учебник по информатике для пятого класса.
Ознакомившись с первым параграфом, учитель поманил спутников рукой в сторону билетной кассы.
- Начнем мы с вопросов, на которые будем отвечать. Ответы мы знаем на многие, просто об этом не задумывались и лишь потом заглянем в учебник. Скажи мне, Сережа, что ты знаешь про информацию?
Мальчик пожал плечами и ответил:
- Вероятно то, что я могу прочитать или услышать.
- Верно! Вот в расписании электричек, что мы можем узнать?
- Время, когда она придет.
- А еще мы узнаем, куда она идет, где нет остановок и на какой платформе мы стоим. Иногда объявляют об отмене или опозданию по громкоговорителю.
А еще все то, что мы видим вокруг, тоже несет информацию. Солнце светит, температура на улице, ветер, листва на деревьях. Мы можем понять какое время года и как одеваться по погоде.
А посмотри вон туда, что там на заборе?
- Указатель и написано, что там храм Святой Живоначальной Троицы.
- Правильно! Куда нам идти?
- Туда, где стрелка показывает.
- Это уже не текст, а знак, то же самое и на платформе. Видишь, перечеркнут человечек идущий по путям, что означает, что ходить опасно.
Внезапно показался грузовой поезд и когда он промчался, преподаватель спросил:
- Что ты можешь о поезде мне рассказать?
- Он грузовой, там много вагонов и еще запахло бензином, когда бочки мимо проезжали.
- Значит, не только мы слышим, видим, но еще ощущаем запахи и можем определить, что же в бочках?
- Да.
- А как ты думаешь, вагоны одинаковые?
- Разные.
- Почему ты так решил?
- На одних коричневый цвет, на других желтый.
- Я тебя немного удивлю, сказав, что они одинаковые. Да, цвет разный, но вес, длина и грузоподъемность одинаковые. Но, ты все равно молодец!
Сережа заулыбался.
- Я просто немного уточню, про то, чтобы понять похожесть или отличие у нас есть и весы и линейки и микроскопы, телескопы, чтобы все измерить в точности до грамма или миллиметра. Поэтому их и придумали, чтоб всецело не доверять органам чувств. Ведь даже на бочках с бензином было написано, нефть, а для того, чтобы узнать время уже не надо сверяться по солнцу, а просто посмотреть на часы, что впрочем, не всегда верно. Я советую уметь обходиться без приборов, ведь нужно уметь разводить костер, чтобы согреться, а для этого нужно знать, что горит и что не горит, знать, как рано заходит солнце в это время года, чтобы вернуться засветло. А еще знать устройство компьютера, чтобы мастер, который придет ремонтировать, не напридумывал неисправностей и не запросил ненужные деньги за несуществующие неисправности.
- А зачем нужен мастер, если умеешь сам?
- Если нужно быстрее отремонтировать и не ехать за запчастями на специализированный рынок, впрочем, если станешь мастером, то действительно будешь доставать запчасти сам на определенных сайтах дешевле. И это тоже информация.
- А почему здесь написано платформа Троицкая, а соседняя станция Манихино, в чем отличие?
- В количестве путей. На станции, где есть стрелки и больше путей, где есть диспетчер, управляющий ими, то это уже станция, а тут всего два пути и проходной светофор.
- Его тоже переключает диспетчер?
- Нет, он автоматический. Когда поезд проезжает, то колесная пара замыкает электрическую цепь и на светофоре горит красный и лишь когда он проедет следующий, то будет на это желтый и так далее. Есть такая система, как СЦБ – это тоже своего рода компьютер.
- Я и сама не знала об этом, - сказала Татьяна Юрьевна. Вот что значит урок вне класса.
- А почему вы начали не с текста, а с вопроса? И почему пятый класс, а не первый?
- Все просто, есть такая передача «Лабраториум» на «Карусели», где ведущая говорит, что у нас есть вопрос, а значит можно начать исследование. А исследование – это, то, чтобы докопаться до сути и понять, как все устроено. А первый класс я скачаю в следующий раз и, мы не будем торопиться в обучении, как и в изучении азбуки. Мы ведь начали с букваря Воскресенской, но я предлагаю все же изучать ее по цветному учебнику Редозубова.
- Я только за!