Найти в Дзене
Живопись

Художник Винченцо Иролли: мастер солнечного света

Винченцо Иролли, «Отвергнутый», дата неизвестна, холст, масло, 58,4 х 74,9 см, частная коллекция, Италия
Винченцо Иролли, «Отвергнутый», дата неизвестна, холст, масло, 58,4 х 74,9 см, частная коллекция, Италия

Винченцо Иролли — художник Солнца

Именно таким псевдонимом в начале XX века его наградили восхищённые зрители. И право слово, невозможно подыскать более лаконичного, и вместе с тем более меткого и всеобъемлющего определения его творчества.

Винченцо Иролли, «Ангел-музыкант»,1900—1905, холст, масло, собрание Фонда Каприольо, Милан
Винченцо Иролли, «Ангел-музыкант»,1900—1905, холст, масло, собрание Фонда Каприольо, Милан

Он и сам был неизменно точен и выразителен, этот уроженец солнечного Неаполя. Ему, подобно похищающему олимпийский огонь титану Прометею, с самых ранних лет было дано выхватывать из бесконечной череды мгновений самые «яркие» и «звонкие», и помещать эти пульсирующие энергетикой кульминации сюжетов на свои полотна. При этом в его жанровых зарисовках и портретах нет ничего лишнего. На них-только то, что работает на атмосферу и раскрытие смысла произведения. Об этом аспекте творчества Иролли мы обязательно поговорим ближе к окончанию данной статьи.

Итак: уже в семнадцать лет наш герой проявил себя как незаурядный талант и один из самых многообещающих первокурсников Института изящных искусств родного города. Будучи последователем романтически-идеалистических идей и испытывая сильное влияние именитых педагогов, он постепенно добавлял к их яркому, но несколько тяготеющему к драматизму стилю свой извечный оптимизм. А когда решил, что именитым мастерам больше нечему его научить (а случилось это на третьем курсе) — без особых колебаний бросил студенческую жизнь и с головой погрузился в свободное творчество. Причём даже три последующих года, проведённых на армейской службе (1880-1883), не пропали даром. Ибо живописный город Павия, где наш герой отдавал долг Родине, служил великолепным пленэрным «полигоном» для оттачивания техники и поисков собственного стиля.

Надо заметить, что первую свою награду Винченцо Иролли завоевал ещё во время обучения на втором курсе института, выиграв первый приз на городском конкурсе художников. А сразу после демобилизации восходящую звезду итальянской живописи ожидала спонсорская поддержка и выставки в Риме, Турине, Генуе, Милане, Венеции...

Именно там Судьба и свела его с такими художниками как Винченцо Каприле и Винченцо Вольпе. В итоге, к началу 1890-х Иролли создаёт свои первые по-настоящему близкие к натурализму (и академизму) работы. И окончательно переходит из категории «восходящих» в разряд «блистательных», закрепляя за собою звание «звезды первой величины», которым его одарили придирчивые итальянские критики. Но не следует полагать, что своим успехом он обязан лишь благотворному влиянию коллег-натуралистов. Отнюдь. Именно ярко выраженная самостоятельность, проявившаяся как в технике письма, так и в раскрытии образов и сюжетов послужила залогом давно заслуженного триумфа. Его живопись начинает понемногу завоёвывать сердца парижской и берлинской публики, а его клиентами становятся богатейшие люди эпохи. Далеко ходить за примерами не придётся: в 1891 году его работу приобрёл Его Величество король Виктор Эммануил III, а тремя годами позже полотно под названием «Рождество в Неаполе» побило рекорд берлинских торгов.

Так в чём же секрет необычайной притягательности полотен Иролли? Как и обещали выше, мы попытаемся сформулировать свою точку зрения на этот вопрос. Полагаем, всё дело в удивительно тонком сочетании выразительности и лёгкости живописного «языка», на котором картины нашего героя «говорят» со своей публикой. Обратите внимание, дорогой читатель, как смел но точен его мазок. Своей дерзостью он будто бы предвещает наступление эры импрессии, когда художники начнут буквально «поклоняться» стремительности летящего из Прошлого в Будущее момента, стремясь «ухватиться» за него всеми доступными методами и средствами. А вот сеньору Винченцо Иролли это давалось с той самой иллюзорной лёгкостью, которая в любом деле отличает состоявшегося мастера от старательного подмастерья. Чуть ярче оттенок, чуть твёрже линия, чуть гуще тень — и картине уже не «ожить», не стать достоверной и не заставить зрителя восхититься, задуматься или попросту улыбнуться умело преподнесённой авторской затее. В этом и состоит весь секрет маэстро Иролли: когда картины продуманы, прочувствованы и проработаны так тщательно и профессионально — Вы не ощущаете подсознательной потребности «добавить» в них что-то от себя. Домысливать, интерпретировать, и тем более — угадывать. Вы просто расслабляетесь и наслаждаетесь ими. Там, в этих пространствах солнечного света, где грани зыбки, а блики стремительны, уже сказано всё, что нужно.

Потому за сеньором Иролли и закрепился навеки псевдоним «художник Солнца». Ведь на чистом небосводе нет ничего лишнего, есть только красота солнечного света.

Автор: Лёля Городная

🎯 Вы прочли статью — спасибо. Вы поставили «палец вверх» — спасибо. Вы написали комментарий автору — спасибо. Вам понравилось и Вы подписались — спасибо!