Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Пиноккио» — шедевр Маттео Гарроне, лучше быть не может

Пиноккио и Фея с голубыми волосами.
Пиноккио и Фея с голубыми волосами.

2020 год упрочил репутацию Маттео Гарроне как одного из величайших кинорежиссеров Италии. Его экранизация книги Карло Коллоди «Пиноккио» — шедевр, превзойти который в ближайшие полвека не удастся никому.

-2

Маттео Гарроне («Гоморра», «Страшные сказки», «Догмэн») давно заслужил, чтобы его фильмы стояли на одной полке с работами Феллини, Антониони, Бертолуччи и другими итальянскими мэтрами. Вот и его новая работа «Пиноккио» только вышла на экраны, а уже может считаться классикой.

Мастер сделал предельно точную экранизацию текста сказки Карло Коллоди, создав при этом шикарное авторское произведение. Для тех, кто смотрел его «Страшные сказки», не нужно писать имя режиссера в титрах, оно и так легко угадывается.

У Пиноккио нос растет от вранья всего пару раз. У Буратино он хронически длинный. Может быть, это от жульничества с авторскими правами?
У Пиноккио нос растет от вранья всего пару раз. У Буратино он хронически длинный. Может быть, это от жульничества с авторскими правами?

После шальной старомодной эксцентрики Роберто Бениньи в фильме 2002 года, который с треском провалился, заработав рейтинг в 0% на Rotten Tomatoes, после длившихся десятилетиями попыток попыток облегчить классическую сказку, сделать ее более веселой, детской, современной и т.п., картина Бениньи выглядит как святое откровение, Фильм фильмов.

Сегодня в мире есть единственная работа, достойная картины Гарроне. Это «Искусственный разум» Стивена Спилберга шедевр киберпанка, в основе которого все та же книга Коллоди, а место деревянной куклы, потерявшей отца, занимает мальчик-робот, ищущий маму.

Деревянный мальчик из фильма Гарроне и андроид Дэвид Стивена Спилберга — лучшие Пиноккио всех времен.
Деревянный мальчик из фильма Гарроне и андроид Дэвид Стивена Спилберга — лучшие Пиноккио всех времен.

Интересно, что экранный «Пиннокио», как и сам деревянный мальчик, прошел длинный путь к счастливому финалу. По дороге его пытались оглупить и обинфантилить, как тех мальчиков, что превращались в осликов, он даже сталкивался с талантливыми, но все-таки жуликами в лице советских авторов и превращался в «Буратино». И вот теперь мы увидели его настоящим.

Драмы маленьких итальянцев
Гарроне —
мастер социальных сказок, будь это прямое фэнтези или современные притчи вроде «Догмэна».

Джузеппе — типичный "маленький человек". Кстати, в своем провальном фильме Роберто Бениньи нагло играл самого Пиноккио.
Джузеппе — типичный "маленький человек". Кстати, в своем провальном фильме Роберто Бениньи нагло играл самого Пиноккио.

Сказка Коллоди про страну, где «все невиновные должны сидеть в тюрьме», где продолжается торговля детьми, где мастер Джуззепе с голодухи ест каких-то личинок, добывая их словно дятел из старых деревяшек. Сказки последователя классика Джанни Родари («Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов») — с той же левополитической полки.

Даже феи становятся старше. А деревянные куклы и андроиды  — нет. "Пиноккио" (2020).
Даже феи становятся старше. А деревянные куклы и андроиды — нет. "Пиноккио" (2020).

Все это — та самая «драма маленького человека», знакомая ценителям русской классики. Странно ли, что главный итальянский спец по этой теме Гарроне решил прочитать оригинальное издание «Пиноккио» и сделать свой фильм? Наверно, так было предначертано его киносудьбой.

Страшные сказки
Гарроне
мастер художественно жестких сказок, которые чаще всего не стоит показывать детям. Страшно ошиблись родители, что притащили малолетних отпрысков в кинотеатры на «Страшные сказки». В случае с «Пиноккио» тоже не стоит расслабляться. Этот фильм годится для детской аудитории, но все-таки с цензом около 10+. Как минимум, история с осликами здесь похожа на хоррор.

Некоторые герои сказки настолько мрачные, что лучше держаться  от них подальше. "Пиноккио" (2020).
Некоторые герои сказки настолько мрачные, что лучше держаться от них подальше. "Пиноккио" (2020).

В отличие от опозорившейся постановки по мюзиклу «Кошки», где герои были безвкусно нарисованы на компьютере, и массы других картин, использующих графику, Гарроне основной упор делает на старую добрую аниматронику, грим и маски. Мальчик для роли Пиноккио ежедневно выдерживал несколько часов наложения пластического грима. Зато результат великолепен: это действительно ожившая деревяшка.

Маски и грим работают лучше компьютерной графики. "Пиноккио" (2020).
Маски и грим работают лучше компьютерной графики. "Пиноккио" (2020).

Благодаря гримерам фильм наполнен мрачноватыми декадентскими образами, еще чуть-чуть и они могли бы стать отталкивающими, если бы не гуманистическая чуткость и талант мастера, который принципиально балансирует на грани с темной готикой и панком, так как в его сказках добро не всегда побеждает зло, а удивительные приключения не только веселят, но и наносят травмы.

Социальные маски страны Болвании
Некоторые персонажи даже не скрывают, что они в масках, и это, как ни странно, делает фильм еще глубже на уровне сверхзадачи. Нездоровый, наполненный пороками и несправедливостью мир, в котором оказывается Пиноккио, населяют маленькие люди в социальных масках, пусть даже на лице актера этой маски нет. Здесь работа художников и гримеров попадает в десятку, да еще и экономятся деньги на постановку.

Тут есть даже высказывание в стиле «маска прирастает к лицу». В начале фильма жуликоватый Лис только прикидывается хромым, а Кот выдает себя за слепого, чтобы получать «гуманитарную помощь» в виде объедков в харчевне. Но через годы Лису действительно ампутируют ногу, а глаза Кота покроются бельмами...

Все населяющие сказку маленькие существа движутся в своей колее, сидят в своем футляре или безропотно ждут, пока их переварит более крупная рыба. Даже отец Пиноккио после случайного экзистенциального проблеска, вызванного появлением живого полена, быстро скисает и готов уподобиться глисту в желудке большого кита (кстати, тут у Гарроне идет классная перекличка с фильмом «Паразиты»). И только встреча с добрым и стремящимся к счастью мальчиком Пиноккио может что-то изменить в их жизни.

Искушения сына плотника
Мессианские качества непорочно зачатого сына плотника, который проходит через череду искушений, ближе к финалу помогает большому тунцу (Иисус, как мы помним, символизирует Эру Рыб), а потом сам получает помощь от него, очевидны и охотно, но без педалирования, подчеркиваются в фильме Гарроне.

Большой Тунец благодарит Пиноккио за решение своей экзистенциальной проблемы.
Большой Тунец благодарит Пиноккио за решение своей экзистенциальной проблемы.

Неслучайно Фея с голубыми волосами превращает деревянную куклу в мальчика в пещере с ягнятами, нечто подобное происходило и с главным героем Евангелие. Изящные христианские аллюзии делают эту постановку еще более художественно и гуманистически ценной. Короче говоря, перед нами новый шедевр.

В каждом шедевре должен быть свой лучший кадр. "Пиноккио" (2020).
В каждом шедевре должен быть свой лучший кадр. "Пиноккио" (2020).